android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview
    Artboard Copy Created with Sketch.

    Календарь Олимпиады

    Медальный зачет

    baltika
    Блог Мегаполис

    Итоги первой части российской премьер-лиги. Анализ посещаемости

    Гигантская пауза в российском чемпионате, связанная с проведением главного турнира планеты четырехлетия, подарила нам массу лишнего свободного времени, использовать которое мы принялись с пользой для себя и читателей. Появившейся возможностью переосмысления важных вопросов, анализа увиденного в первых одиннадцати турах, грех было не воспользоваться. Блог «Еврокубки и коэффициенты УЕФА» возвращается к подведению итогов первой части премьер-лиги. Очередная серия затрагивает, скорее, не вопрос, а проблему – пожалуй, наиболее актуальную в современном российском футболе. Я предпринял попытку разобраться в ситуации, понять природу проблемы и найти пути ее разрешения.

    Вероятно, я сейчас несколько расширю понятие футбола. По крайней мере, понимать под этим словом буду более широкое определение, нежели просто игру. Под успешным или неуспешным футболом в какой бы то ни было стране стоит подразумевать не только спортивное составляющее, но и ряд тесно с ним связанных факторов. Это, конечно, отношение к футболу со стороны государства, общества, СМИ. Это, само собой разумеется, техническая оснащенность, инфраструктура, материальная база. Это, возможно, амбиции и уж совершенно точно государственные планы развития футбола в стране, программы по совершенствованию судейского сектора, детско-юношеского футбола, развитие тренерской школы.

    Все это формирует явление планетарного масштаба под названием футбол. Как основополагающие детали в сложном механизме, эти факторы позволяют системе работать и развиваться, но сбой которых может привести механизм в нерабочее состояние. И мы, поклонники футбола, вправе требовать результат только тогда, когда созданы все условия и подготовлена почва для нормального, бесперебойного функционирования системы. Стоит помнить, что финальный счет какого-то матча – это лишь конечный результат, это итог проделанной гигантской работы. В конце концов, этот финальный счет должен отображаться на табло стадиона, который еще надо построить, газон – постелить, а футболистов – вырастить и обучить. Об этом очень часто забывают в нашей стране, в особенности те, на кого ложится бремя ответственности за удручающую, в целом, картину российского футбола.

    Из перечисленных факторов, формирующих уровень футбола в стране, в этой статье остановимся на посещаемости матчей премьер-лиги. Из тура в тур мы наблюдаем одно и то же зрелище – полупустые, в лучшем случае, арены, «средневековая» культура боления, за исключением исторических дерби и питерских матчей.

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Средняя посещаемость российской премьер-лиги за последние годы не росла, но и не падала, колеблясь на отметке 12.5 - 13 тысяч человек за матч. В нынешнем сезоне мы были вправе ожидать роста посещаемости. Ожидания эти основывались на смене команд высшей лиги, где на место не аншлаговых, мягко говоря, «Химок» и «Москвы» пришли куда более благополучные в этом плане «Алания» и «Сибирь».

    Первые одиннадцать туров показали, что расчет на аншлаги во Владикавказе, о которых мы помнили с 90-х годов, себя не оправдал. Стоит все же признать очевидный факт – посещаемость во многом зависит от показываемых командой результатов. Впрочем, даже в этом отношении владикавказский клуб нельзя упрекнуть в роли «якоря» российского футбола, который тянул бы на дно общую статистику. Наоборот – показатели «Алании», даже такие относительно скромные, все равно являются одними из лучших в премьер-лиге и уж совершенно точно превосходят показатели прошлогодних «Химок» и «Москвы» вместе взятых.

    Таблица посещаемости домашних матчей

    Как мы видим, средний показатель по России продолжает находиться на уровне предыдущих лет. Лишь два клуба на данный момент преодолели отметку в 100 тысяч зрителей за все проведенные домашние матчи. Третьим наверняка стал бы «Зенит», если бы провел на один домашний матч больше. К примеру, в европейских чемпионатах десятки клубов способны собрать аудиторию в 100 тысяч человек всего за две игры. И речь не только о грандах вроде «Барселоны» или МЮ.

    Далее предлагаю «расшифровать» эту общую таблицу, рассмотреть под микроскопом ее основные данные в сравнении с европейскими лигами.

    Итак, 12.700 – такова средняя посещаемость матчей премьер-лиги после 11 туров. Так сказать, чтобы этот показатель был лучше понятен – насколько это мало и мало ли вообще – приведу данные по другим странам.

    Место России в европейском рейтинге посещаемости находится в районе 10 места, показатель 12.700 человек за матч является выше среднеевропейской, но значительно уступает ведущим лигам. Аудитория на матчах премьер-лиги в 3 раза меньше, чем аналогичный показатель в Бундеслиге, в 2,5 раза меньше, чем в Англии, в 2 раза меньше, чем во Франции и Италии. Меньше, чем в низших дивизионах Англии и Германии.

    Если повнимательнее посмотреть на колонку «рекорд», то можно заметить, что некоторые клубы самую крупную аудиторию собрали в первом туре. Этот феномен легко объясним – на открытие чемпионата традиционно приходит много народу; успев за зиму истосковаться по футболу, оптимистично настроенные болельщики провожают свои любимые команды в длительное путешествие. Первый тур стал самым посещаемым на данный момент. Впрочем, не сомневаюсь, что результат в 135.300 человек за тур будет побит в дальнейшем.

    Кроме первого тура, можно выделить еще и третий. Высокая посещаемость на этих уикендах объяснима следующим:

    Два самых популярных матча в нынешнем году прошли именно в 1 и 3 турах, оба – домашние игры «Спартака» против «Динамо» и «Локомотива» соответственно. Третий результат сезона принадлежит «Алании» - на владикавказский стадион опять же в первом туре пришли 28 тысяч болельщиков.

    11 тур в графике не стоит воспринимать как абсолютно худший, поскольку еще 2 матча сыграны не были – причем это домашние игры «Спартака» и «Зенита». Поэтому смело можно предположить, что 11 тур станет совсем даже не худшим, а, наоборот, одним из лучших в этом году.

    Проводя анализ посещаемости, я пришел к простому, напрашивающемуся выводу. Формула успеха тура такова: необходимо, чтобы свои домашние матчи проводили «Спартак», «Алания» и «Зенит». В этом случае общая посещаемость тура преодолеет отметку в 100 тысяч человек.

    Худший результат в нынешнем году был показан в матче 3 тура между «Сатурном» и «Сибирью» - посмотреть игру пришли всего 3 тысячи зрителей. Недалеко ушел поединок 9 тура «Динамо» - «Амкар» - 3.640 человек. Нет ничего удивительного, что именно раменчане и динамовцы в этом году являются худшими командами по посещаемости.

    Вообще, в премьер-лиге этого года есть только 7 клубов, которые могут похвастаться стабильной аудиторией, превышающей 10 тысяч человек за матч. У остальных девяти клубов хотя бы раз посещаемость падала до отметки ниже 10 тысяч.

    Аудитория на матчах премьер-лиги

    Лишь только три клуба собирали на матчах больше 20 тысяч болельщиков. Это нереально низкая цифра. В этой таблице до публикации был еще один столбик – «больше 30 тыс.» - но он был благополучно удален за ненадобностью. Свыше 30 (и даже 40) тысяч человек собирал только московский «Спартак» - 43 тысячи на матче с «Динамо» и 40 тысяч на матче с «Локомотивом».

    Это отнюдь не означает, что красно-белые являются абсолютными лидерами в России. По факту на сегодняшний день – да. Но здесь я бы хотел выделить такое понятие как потенциал. Помимо прочих проблем, многие клубы ограничены вместимостью своих арен – к примеру, «Сибирь», «Томь» и «Терек», регулярно собирающие аншлаги на своих стадионах. Вероятно, более вместительные арены позволили бы собирать большее количество болельщиков.

    Отдельно выделю «Зенит». Говоря о потенциале, я имел в виду, прежде всего, питерский клуб. Отметку в 40 тысяч зрителей за матч «Зенит» наверняка неоднократно мог бы демонстрировать. Но арена стадиона «Петровский», вмещающая всего 21.500 человек, позволяет показывать лишь результат выше среднего.

    Таблица вместимости арен

    «Зенит» является лучшим клубом по проценту заполняемости арены, его показатель приближается к 100%.

    Общая вместимость всех стадионов премьер-лиги (15; ЦСКА и «Динамо» выступают на одной арене) составляет 378.800 человек. То есть средняя вместимость одного стадиона равна 23.700 человек. Много это или мало?

    Для сравнения в Германии средняя вместимость арен составляет 47.642, в Италии – 42.904, в Испании – 37.509, в Англии – 37.083. Уступают по вместимости российские стадионы даже английскому Championship и 2 немецкой лиге.

    Несмотря на то, что английские и немецкие стадионы рассчитаны на громадную аудиторию, они практически всегда заполняются. Англия, Германия и Голландия обладают феноменальным показателем по проценту заполняемости арен – 91.9%, 89.9%, 88.4% соответственно. И теперь сравните эти показатели с российскими 53.6%. Это примерно на одном уровне с первыми английским и немецким дивизионами, высшими лигами Швейцарии и Дании.

    В премьер-лиге не представлены арены, чья вместимость составляла бы меньше 10 тысяч человек. Зато больше 20 тысяч болельщиков могут принять всего 6 стадионов из 15. Больше 30 тысяч – 4. Поэтому даже если вдруг представить, что посещаемость на матчах премьер-лиги совершит космический скачок, и на трибунах всегда будут аншлаги, Россия все равно будет заметно уступать ведущим европейским странам.

    Чем больше вместимость стадиона, тем больше поклонников футбола может придти на трибуны. Какое именно будет это количество, зависит от нескольких факторов.

    Во-первых, выступление команды за последний период – успешно она играет или нет. «Настоящих болельщиков», которые всегда поддерживают любимый клуб на трибунах (в качестве примера очень любят ссылаться на Англию в этом вопросе), в России не так много. И даже такой клуб, как «Спартак», обладающий огромной армией болельщиков, в смутные для себя периоды собирает откровенно скромное количество зрителей.

    Во-вторых, это, конечно же, статус матча. Не секрет, что на топ-игры против давних соперников или команд, конкурирующих в турнирной таблице, собирается больше зрителей, чем на рядовых, если можно так выразиться, матчах.

    Стабильность посещаемости клубов

    В Питере есть спрос на футбол всегда – без разницы, кто соперник. Это тот случай, когда под стабильностью посещаемости матчей подразумевается аншлаговая посещаемость. Чего нельзя сказать о Нальчике, который, хоть и имеет вторую стабильность в стране, по процену заполнояемости арены заметно уступает другим клубам.

    Тройку аутсайдеров этой таблицы составляют «Алания», «Рубин» и «Спартак». Что, в общем-то, ничуть не удивительно. Дело в том, что стабильность посещаемости во многом зависит от вместимости арены (ну, Питер является исключением, да и вместимость «Петровского», как я уже отмечал, не самая рекордная), а наши аутсайдеры по таблице играют на стадионах, количество кресел на которых рассчитано на аудиторию свыше 30 тысяч человек.

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Одним из факторов, влияющих на посещаемость клубов, я определил статус матча. Действительно, очень многое, если не почти все, зависит от того, какой соперник у команды, на что этот соперник вправе рассчитывать в нынешнем сезоне, наконец, фактор исторического противостояния в свою очередь имеет определяющее значение.

    Посещаемость домашних матчей можно посмотреть в различных источниках. Я ее делаю сам, поскольку ссылаюсь на официальные данные РФПЛ, а не на показатели различных газетных и интернет изданий. Но в принципе для себя эту статистику можно найти довольно легко. Куда интереснее обстоит вопрос с гостевыми матчами команд. Такая статистика позволит ответить на вопросы – какой клуб наиболее интересен для жителей того или иного города, матчи против каких команд болельщики считают самыми принципиальными.

    Таблица гостевых матчей

    Разумеется, здесь есть некоторые оговорки, а именно – календарь. Очень странно наблюдать на вершине московское «Динамо», но если задаться вопросом – почему так – ответ можно найти очень быстро. 105.800 болельщиков побывало на гостевых матчах бело-голубых. Но только 43.000 (40.6%) пришли на игру «Спартак» - «Динамо», где динамовцы были гостями. То же самое касается и «Локомотива» - гостевая игра со «Спартаком» заметно повысила рейтинг железнодорожников. В пятерке также присутствуют ЦСКА, «Спартак» и Нальчик.

    Справедливой и адекватной эта таблица может быть только по окончанию 30 тура. Именно тогда можно будет говорить о популярности того или иного клуба в российских регионах.

    Наиболее посещаемыми становятся матчи исторически принципиальных соперников. В таких играх, даже если дела у клубов идут не ахти, всегда собирается наибольшая аудитория. В России таковыми можно выделить матчи с участием московских клубов и питерского «Зенита». С прошлого года в эту группу наиболее интересных матчей вклинился «Рубин», о чем свидетельствуют 48 тысяч человек, пришедшие в «Лужники» на матч с казанской командой. Но все же пока такой всплеск активности на матче с провинциальным клубом является единичным случаем.

    Куда стабильнее уровень посещаемости на матчах двух московских клубов – дерби. Существуют две точки зрения, что следует понимать под словом дерби. Первая гласит, что дерби – это все матчи команд из одного города. По более ограниченной и менее распространенной версии дерби – это матчи двух принципиальных команд, противостояние которых уходит далеко в историю. То есть, к примеру, матч «Спартак» - «Москва» по первой версии будет являться дерби, а по второй – уже нет. Я же придерживаюсь именно первой версии, поэтому дальше речь пойдет именно о противостоянии клубов из одного города.

    В качестве примера приведу посещаемость на некоторых европейских дерби.

    Всего 5 таковых матчей было сыграно за 11 туров. 25.500 зрителей – показатель, значительно превышающий среднюю цифру по премьер-лиге. В этой таблице приведены еще и средние показатели по дерби из некоторых других стран.

    Самыми посещаемыми матчами России по понятным причинам становятся те, которые проходят на арене «Лужников». В нынешнем сезоне ожидать высокого среднего показателя именно по дерби не приходится, поскольку «Динамо» и ЦСКА домашние игры проводят на довольно скромной по вместимости «Арене-Химки».

    Интересен в то же время и другой вопрос – взаимоотношения столицы и провинции.

    Этот вывод напрашивался. Теперь мы его подтвердили цифрами. Московскому болельщику не так интересно ходить на матчи своей любимой команды против провинциальных клубов (причем «Зенит» входит в эту статистику), и наоборот – наибольший ажиотаж в различных уголках России вызывает приезд именитых московских коллективов.

    Средняя же посещаемость в провинции сегодня составляет 12.685 зрителей за матч, в Москве – 12.950. То есть показатели практически одинаковые.

    Футбол в Москве не любят так, как любят его в других городах земного шара. Многомиллионный мегаполис, в котором играют теперь уже всего 4 клуба, не может похвастаться аншлагами на своих аренах. На этом месте возникает любопытный вопрос – а где, в каком городе нашей необъятной родины футбол любят больше?

    Картина получилась, что называется, с ног на голову.

    Ну, вы понимаете, что эта таблица весьма условная, и дается она в качестве бонуса, а не в качестве неоспоримого статистического доказательства. Во-первых, здесь не учтены районы, прилегающие к городам – т.е. области и другие населенные пункты. Во-вторых, вместимость многих стадионов не позволяет демонстрировать объективные показатели – тому же «Зениту» или «Томи», например. В-третьих, очевидно же, что чем больше население города, тем меньше процент посещаемости. Однако, если не заострять внимание на деталях и сделать выводы по этой грубой таблице, то ведь, согласитесь, данные эти не далеки от истины.

    В сытой и богатой на зрелища Москве футбол действительно неинтересен. Тот комплекс проблем, который мы имеем сегодня (это и инфраструктура, и уровень чемпионата, и организация проведения матчей, и географический принцип, и финансовый, и много чего еще), не позволяет рассчитывать на конкуренцию с европейскими топ-лигами.

    Уже сегодня можно говорить о том, что рокировка «Алания», «Анжи», «Сибирь» на «Химки», «Москва», «Кубань» - тот фактор, на который мы возлагали надежды на рост посещаемости в России – никаких плодов пока не приносит. Средняя посещаемость матчей премьер-лиги остается примерно на прошлогоднем уровне и вообще на уровне последних лет. Россия по-прежнему будет располагаться в районе 10 места среди европейских стран по этому показателю.

    А делается ли что-нибудь для того, чтобы исправить эту не самую приятную ситуацию? Хороший вопрос.

    Видимо, в этом и основное отличие российского футбола от европейского. Не делается практически ничего. Клубы не хотят или не умеют работать с болельщиками; в отличие от западных ФК российские менеджеры не рассматривают поклонников футбола в качестве одного из основных источников дохода. Не рассматривают по той причине, что этих поклонников, в особенности активных, удручающе малое количество. Получается замкнутый круг, выхода из которого пока не видно.

    Строительство стадионов, которое сейчас ведется, происходит не теми темпами, какими хотелось бы. Тут строительство заморозили, там отложили – какая-то неразбериха, честное слово. Новые арены, может быть, и не дадут такого взлета посещаемости, как это произошло, скажем, в Германии, но в то же время очевидно, что положительная динамика обязательно будет. У нас же нельзя сказать, что строительство новых современных арен движется вперед вменяемыми темпами. Один только «Спартак» показывал свой цирк (строительством это никак не назвать) раз так… очень и очень много. Государство клубам не просто не помогает, но и ставит палки в колеса в виде бюрократического аппарата и прочих неприятных отрыжек нашего времени. Государство предпочитает дождаться итогов заявочной кампании ЧМ-2018, где шансы России на победу, на мой взгляд, не выше, чем у Нойнер на точное попадание 20 выстрелов подряд из положения стоя.

    Дальше разговоров ничего не происходит и в отношении организации футбольных матчей. Об этом пишут на каждом углу, обсуждают и критикуют все, но толку по-прежнему никакого. И дело не только в милиции, дело в общероссийском раздолбайстве, которое выражается в каждой мелочи. Если бы футбольные чиновники задумались, почему так происходит, что на европейских матчах вход и выход занимают несколько десятков минут, то, может, что-нибудь изменилось бы и в России.

    То качество футбола, которое нам пришлось наблюдать в первые 11 туров, тоже не способствует притоку народных масс на трибуны стадионов. Ну, здесь уже ничего не поделать, какие-то радикальные ходы помочь не в состоянии. Тем не менее, положительные сдвиги по сравнению с десятилетней давностью, несомненно, наблюдаются. Изменить ситуацию в лучшую сторону за один-два года невозможно, нужно время и планомерное развитие.

    Грамотная, целеустремленная работа во всех направлениях в итоге привела бы к финишной отметке, Россия получила бы готовый продукт, качество которого болельщики по достоинству сумели бы оценить.

    Остается только верить, ждать и надеяться на улучшение обстановки на этом фронте. Когда-нибудь это все же должно произойти.

    Следить за обновлениями

    Автор

    КОММЕНТАРИИ

    Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

    Лучшие материалы