4 мин.

Обойдёмся без сопливых. Почему российские клубы не доверяют своим воспитанникам

Каждый раз, когда наши клубы стартуют в еврокубках (и начало этого сезона – не исключение), я поражаюсь одной любопытной закономерности. Нередко жребий на разных этапах ЛЧ и ЛЕ сводит представителей РФПЛ с командами, на первый взгляд, очевидно уступающими нашим в классе. «Осер», «АИК», «Спарта», ПСВ – нет смысла оглашать хорошо известный всем список… С высоты нашей богатой именитыми легионерами лиги, мы почему-то очень часто уверяем себя в том, что обязаны команды такого ранга проходить в два счета (конечно, на сегодняшний день неуместно ставить «Осер» в один ряд с ПСВ, но по состоянию на сезон, когда с французским клубом встречался «Зенит» - вполне).

На деле же почти всегда оказывается так, что мы преждевременно тешим себя высокими надеждами. А те, кто по итогам жеребьевки оказался списан нами на счетов, заставляют нас пересмотреть свои взгляды на расстановку сил в современном футболе.

Однако важно вовсе не это. В конце концов, к настоящему моменту российский болельщик всё же давно уже научен тому, что его любимый клуб вполне может пасть ниц перед ликом грозного «Аполлона». Интересно то, что все эти весьма заурядные на первый взгляд команды объединяет одна любопытная деталь. Вы наверняка обратили внимание на то, что состав пражской «Спарты», на равных бившийся с ЦСКА в течение 180 минут, процентов на 95 состоял из чехов. Приверженность голландцев к развитию талантливой молодёжи всем прекрасно известна – и эйндховенский ПСВ сезон за сезоном олицетворяет этот принцип. Основная обойма венской «Аустрии», показавшей однажды вечером «Зениту» как нужно играть в футбол, состояла сплошь из австрийцев. Точно так же – кого ни возьми: «Осер» - базировался на французах, «АИК» - на шведах, «Санкт-Галлен» - на швейцарцах.

Совершенно ясно, что такая кадровая политика перечисленных выше клубов основывалась и остаётся такой по сей день лишь потому, что их бюджет не позволяет им разгуляться на трансферной ярмарке. Вот им и приходится скрупулёзно изучать возможности каждого подающего надежды местного таланта. С другой стороны, разве ЦСКА с «Краснодаром» не позиционируют себя как клубы, не приемлющие финансовую расточительность?

Отчего тогда ПСВ может позволить себе выходить на поле в преимущественно голландском составе и регулярно принимать участие в розыгрышах еврокубков, а ЦСКА – уже который год к ряду рассчитывать на силы исключительно своей старой оборонительной гвардии и талантливых легионеров?

Понятно, что по привлекательности для иностранных игроков нельзя ровнять чешскую лигу и российскую. «Спарта» ни коим образом не может заманить к себе футболиста уровня Вернблума, а «Аустрия» - уровня Гранквиста. Но почему сезон за сезоном выходит так, что эти никому не известные ребята возрастом едва за 20 лет оставляют наших дорогостоящих представителей элиты в дураках? Ладно, в этот раз ЦСКА вышел из боя победителем, но сколько уже мы пережили аналогичного неудачного опыта?

И ладно ЦСКА с «Краснодаром», которые, опять же, жить на широкую ногу не привыкли – это их замечательный подход, достойный исключительно уважения. Для них проигрыш командам третьего-четвертого эшелонов европейского футбола не является катастрофической пощёчиной с точки зрения вложенных средств. Хотя, к «Краснодару»-то это пока вообще не относится. Конечно, невероятно досадно и даже немного стыдно покидать розыгрыш еврокубка на ранней стадии, выбывая от коллектива средней руки. Но когда скромная и почти бессильная финансово команда даёт щелчок по носу, например, «Зениту» - в России это представляется апогеем нонсенса.

Всё это наталкивает на рассуждения, неужели, мол, 20-летние австрийцы и шведы настолько сильнее российских сверстников, что они вовсю играют и покоряют новые вершины, в то время как наши о подобном не могут и мечтать? Ни за что не поверю в то, что в России одарённых в футбольном плане молодых людей меньше, чем в Европе. Не может такого быть!

В России сильно убеждение о том, что лучшее всегда – то, что привезено с запада. И футбол в этой принципиальной позиции – лишь один из многочисленных примеров. Как будто вложиться в покупку именитого иностранца значит гарантированно остаться в выигрыше, а натаскивать собственного игрока – значит хвататься за «кота в мешке». Вот только крайне удивительно, как же так, регулярно вытягивая местных котов из мешков, так зрело билась юная поросль «Спарты» против вице-чемпионов России? Не потому ли, что патриотизм, равно как и любое другое светлое чувство, весит больше денег?