9 мин.

10 причин провала сборной России на Евробаскете

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

1. Некомпетентность руководства РФБ

Сборная – не место для экспериментов. Каждая национальная команда максимально осторожно подходит к выбору тренера. Каждая удостоверяется, что определяющий для вида спорта проект находится в надежных руках. Каждая дорожит своей репутацией. Еще три дня назад безнадежная Украина выписывает Майка Фрателло, космически не безнадежная сборная США борется за коуча Кей.

У России свой путь. Мы не знаем, что именно произошло между госпожой Аникеевой и тренером Кацикарисом, но могут быть лишь две трактовки. Либо президент РФБ – просто человек недальновидный и в баскетболе слабо разбирающийся, и потому она решила поссориться с генеральным менеджером и тренером в наихудший для этого момент. Либо она намеренно спровоцировала отставку Кацикариса (как он объяснил это в своем письме), так как в ее понимании таких тренеров навалом и платить ему деньги не стоит. Из обоих трактовок следствие лишь одно: некомпетентность руководства РФБ – определяющая причина того, что произошло на Евробаскете. Раздолбайство Федерации дошло до того, что на турнир команда поехала без каких-либо задач и груза ответственности. Просто поехала.

2. Отказы и травмы лидеров

«Золотое поколение» российского баскетбола уже проходит свой пик, но за спиной у тех, кто выигрывал молодежный чемпионат в Чехове, чемпионат Европы в 2007-м и бронзовые медали Евробаскета-2011 и Олимпиады в Лондоне, так особенно никого и не появилось. У большинства команд на Евробаскете-2013 отсутствуют лидеры, у кого-то (например, у Испании) потери гораздо более серьезные по игровым достоинствам, чем у России, но ни на одну команду потери не повлияли так сильно. Дело не просто в том, что не приехали лидеры Хряпа и Кириленко. Отказы обоих центровых, травма Воронцевича привели к тому, что в стране осталось не так чтобы много добротных «больших». Если учесть, что некоторых из них тренерский штаб проигнорировал, то по сути все это вылилось в глобальную катастрофу – Россия пыталась играть «малышами», а крайним стал Дмитрий Соколов, которого бросили на амбразуру.

Без абсурда, правда, не обошлось и здесь. Перед отъездом Василий Карасев признался, что, если бы так долго не работал в статусе исполняющего обязанности, то пригласил бы «многих других» баскетболистов.

3. Отсутствие опыта у главного тренера

Василий Карасев признается, что все происходящее ему в новинку. Главный тренер пытался наигрывать ту модель, которая доказала свое право на существование в «Триумфе» и студенческой сборной, но так и не смог претворить ее в жизнь. Сам он уже не раз винил игроков в том, что установка и просьбы тренеров не выполняются, выделял в качестве определяющих моментов для поражений «отсутствие концентрации» и ни разу не усомнился в том, что его система может не работать. Как было сказано в матче со Швецией: «Быстрая игра, быстрая, иначе нету шансов, бл*дь, за*бали»...

У игроков, впрочем, было собственное мнение. Всем запомнилась прекрасная сценка в матче с Грецией, где Хвостов и Антонов в тайм-ауте начинали объяснять тренеру, что он как бы и не совсем прав, провоцируя волшебное «Ты мне тут еще оправдываться будешь?!». Это выяснение – пока не отношений, а того, кто несет ответственность – произошло в середине третьей четверти на фоне полного коллапса в игре команды. И как бы ни были непонятны замены тренера, его упорная попытка радикально изменить рисунок игры сборной и отсутствие (пока) удачных примеров воплощения его задумок, сам провал сложился из-за глупейших ошибок тех, кто присутствовал на паркете: четыре потери (от Карасева, Фридзона, Шведа и Хвостова), неудачные попытки Шведа решить все одному, пара проигранных подборов и ошибки в защите – вот откуда выросли летальные «-17». О чем сам тренер не забыл напомнить после матча.

Модель игры Карасева и его тренерские таланты не стоит критически оценивать прямо сейчас. Просто на данном этапе специалист, у которого за плечами полтора года работы, очевидно, не дорос до сборной. И для того, чтобы убедить игроков в том, что его идеи работают, ему элементарно не хватило авторитета.

4. Отсутствие внятной игровой модели

Принципы игры, которую пытался поставить Василий Карасев, кристально понятны: мобильная защита, акцент на быстрые атаки, форсирование ситуации в нападении, предпочтение трехочковым. Возможно, эта модель не подходит европейскому баскетболу – тем командам, которые хотят добиться чего-то серьезного, возможно, игроки не удосужились последовать за тренером, но никто так и не увидел, чтобы планы сработали. Собственно, «сработали» они в двух случаях – против сборной Финляндии, которая играла без лидеров, и против сборной Украины, которая просматривала резервистов – в общем, это не считается.

На деле мобильная защита выливалась в постоянный риск и попытку сыграть на перехвате: если это не удавалось, то все было обречено – подстраховка не работала, «большие» либо не успевали закрывать линии, либо их вообще не было, так как команда чаще играла маленькой пятеркой.

Нападение барахлило едва ли не больше. Хвостов и Понкрашов – не те разыгрывающие, которые привыкли играть быстро, по-настоящему разбежаться у команды получалось довольно редко. Позиционное нападение же практически всегда зависало и начинало по старинке играть пик-н-роллы (что вообще-то Карасев делать запрещал). Если бы не пружинные голеностопы Алексея Шведа, который оказывался на полшага быстрее любого опекуна, то стабильных очков у команды не было бы и вовсе.

Так что теоретически модель была, но практическая реализация ее на практике так и не сложилась.

5. Отсутствие качественных «больших»

Отказы отказами, а политика Василия Карасева в отношении «больших» так и осталась непонятной. При явных проблемах в передней линии он очень быстро отослал домой Балашова, а потом еще и Лиходея. (Жуканенко так возможности и не получил). Ситуация с Алексеем Саврасенко также не получила какого-то необходимого объяснения: единственный центровой высокого уровня (по крайней мере, по тому, что все видели в его исполнении в финале Единой лиги и матчам с Латвией) был отправлен в самый дальний конец.

В итоге ротация «больших», по сути, свелась к Соколову и Антонову на месте центрового и Моне и Валиеву – на месте мощного форварда. Если учесть, что Антонов оказался не готов к борьбе с превосходящими его в силе оппонентами, то в передней линии у России был один игрок уровня сборной. И даже если это суперМоня, затея явно была обречена.

6. Отсутствие нормальной ротации

Неправильно думать, будто у сборной России нет лидеров. Они есть, в том числе и в этой команде. Другое дело, что Василий Карасев применял ротацию, которая идеально подходит в студенческой сборной, но не во взрослой команде, где лидеры обязаны получать большее игровое время и где должен быть понятный костяк.

За полтора месяца работы с командой тренер так и не выявил ни стартовой пятерки, ни даже боевой основы. Из-за необходимости постоянно ускорять темп и действовать максимально быстро и сопутствующей бесконечной ротации, основанной на свежести игрока (а иногда на сделанных им ошибках), а не на его уровне, команда так и не сыгралась, а те, кто должны были получить большие функции как лидеры, их не получили.

7. Слишком большая нагрузка на молодых

У дикой ротации была и обратная сторона – слишком большая нагрузка молодых игроков.

Валиев, который вообще-то приехал на сбор команды, чтобы подменить травмированных/задерживающихся, неожиданно оказался в стартовой пятерке. То, что характера ему не занимать, было известно всегда, но наличие столь молодого и ограниченного в атаке игрока много говорит о сборной.

Дмитрий Кулагин, который в товарищеских матчах понравился именно своей дисциплинированностью, на Евробаскете начал играть гораздо более раскованно. Он практически не портил, но отсутствие четкой роли приводило к тому, что особенно и не помогал, запоминаясь разве что стритбольными номерами и местами удачной защитой.

Но главные проблемы из-за повышенной нагрузки возникли у Сергея Карасева. В первом матче он вышел в старте и, явно нервничая, долго не мог попасть. Во втором сыграл более уверенно, но совершенно провалился в защите. В третьем – разве что заслужил от отца нагоняй в стиле «пойдешь работать дворником». Причин для спада Карасева можно обнаружить очень много – он играл все лето без перерыва – но для всех напрашивается простой вывод: молодой еще не готов, если не к сборной, то к той слишком важной роли, которая ему отводится.

8. Неготовность Шведа стать лидером

Товарищеские матчи – цель которых, как говорил Карасев, состояла в том, чтобы Швед набрал форму – показали одну простую вещь: подкачавшийся разыгрывающий оказался единственной надеждой сборной на приемлемое выступление, нашим белым Бо Маккалеббом. Понятно, что разруха вокруг и попытки тренера отнять у него мяч этому не способствовали, но Швед не продемонстрировал моральной готовности взвалить бремя лидера. Он периодически взрывался крутейшими номерами, забивал из-за дуги, доводил мяч до Соколова (позволяя тому доводить себя до белого каления), он неизменно оказывался самым результативным в составе, во всех трех матчах он пытался вернуть команду в игру – но его нестабильность и ошибки так и не дали возможности поверить в него. В отличие от Блатта, подстраивавшегося под лохматого таланта, Карасев не посчитал это нужным: поэтому всю яркость Шведа испортили его ляпы в защите, дурацкие потери и чрезмерный индивидуализм – в конечном счете именно они предопределяли результат.

9. Неблагоприятный календарь

После поражения от Швеции это самый дурацкий пункт, но все же. России досталась неприятная группа, где из пяти участников было два явных претендента на выход, непредсказуемая и безумно талантливая Италия и Финляндия, которая всегда хочет преподнести сюрприз. Так получилось, что турнирная судьба команды определилась уже в первом же матче: неудача с итальянцами (и следующее автоматом поражение от греков) выбили почву из-под ног и нанесли команде определяющий удар.

10. Атмосфера в команде

Обвинять тренера в неготовности или клеймить за недостатки конкретных игроков в данной ситуации просто нелепо, ведь сборная уже с месяц как трансформировалась из команды, представляющей российский баскетбол, в баскетбольный экстернат.

Подобная школьная стилистика накладывает и принципиально иное отношение. Вы можете надеяться на успехи учеников, переживать за их бананы и пересдачи, расстраиваться, но не более. Евробаскет-2013 – это учебный полигон для всех: для тренера, который познает турнир с новой точки зрения, для его молодых игроков, которые все продолжают улыбаться, для все мрачнеющих лидеров, для которых и этот опыт должен стать хорошим опытом. Нравится вам это или нет, но именно такой обучающий процесс, мягко говоря, не особенно характерный для национальных команд, имеет место сейчас. Так было запрограммировано изначально.

Проблема в том, что сборная все же по определению не то место, где можно проходить подобную стажировку. Хотя нет требований со стороны баскетбольного руководства, есть груз всеобщих ожиданий. И крайними становятся не те, кто превратил битву за выход на чемпионат мира в выезд на словенские пляжи, а игроки и тренеры. Под пронизывающими лучами софитов начинается неуместное выяснение, кто именно виноват: тренер недвусмысленно кивает на игроков, игроки отвечают ему в тайм-аутах. Поиск виноватых в такой ситуации естественен, но в сборной, которую всегда отличали особенные отношения между игроками и тренером, такого доселе не видели. И это самое ужасное следствие затеянных Федерацией экспериментов.