11 мин.

Похищение Европы

Дебютная гонка в Баку закончилась полным триумфом Нико Росберга. Пилот Mercedes не только взял поул в субботу, который реализовал в воскресный день в победу. Росберг также показал быстрейший круг, лидировал от старта до финиша и в итоге взял так называемый «Большой шлем». Это произошло во второй раз в карьере Нико – впервые «Большой шлем» удалось взять также в этом году, на Гран-при в Сочи. Главным же итогом первого Гран-при в Баку, кроме собственно великолепного дебюта новой гонки и новой трассы, стало то, что Нико Росберг сделал именно то, что от него требовалось. Он одержал победу в самый нужный момент, после двух подряд уверенных побед Льюиса Хэмилтона в Монако и Монреале, где сам Нико выступил неудачно, и его лидерство в чемпионате значительно пошатнулось. Наверно не стоит применять к гонке в Баку, что Нико Росберг вернул статус-кво, но он качнул маятник весов чемпионата в свою пользу.

Что же доблестный Хэмилтон? По идее, ему должна была подойти трасса в Баку, городская, со свежим покрытием, - такие условия Льюис любит. Он и был быстрейшим по ходу всех тренировок, но когда дело дошло до квалификации, Нико Росберг заявил в полную силу. Льюис же, атакуя в заключительном сегменте, нашел таки «свою стену», на участке трассы в Старом городе. Как результат, стартовать Хэмилтону пришлось десятым. При этом Нико все равно не сбрасывал напарника со счетов, так как Льюис известен красивыми прорывами, тем более на трассе, хорошо подходящей Mercedes, но на этот раз не удалось.

Гонка в Баку интересна еще и тем, что в ней ярко проявились новые правила, касательно радиопереговоров (довольно жестко раскритикованные Жаком Вильневом). Двигатель болида Льюиса Хэмилтона оказался в неправильном режиме работы, но команда не смогла объяснить Льюису, какие действия он должен совершить, чтобы исправить ситуацию. Британец вынужден был действовать буквально «методом тыка», переключая очередной режим, а командный мостик лишь отвечал ему, правильно ли он делает, или нет. В результате прошло довольно много времени, пока Льюис переключился в правильное положение, при этом он все это время был вынужден отвлекаться от собственно пилотирования – на весьма непростой трассе; а мощности не хватало, чтобы приближаться к впереди идущим Райкконену и Пересу. Прорыв не удался.

Интересный момент тут состоит еще и в том, что у Нико Росберга возникли похожие проблемы, пусть и в более легкой степени чем у Хэмилтона. И Нико, по словам Ники Лауды, сумел разобраться в сложившейся ситуации гораздо быстрее. Впоследствии Энди Кауэлл объяснил природу явления. Оказывается, все дело было в том, что так как трасса в Баку очень протяженная (вторая в чемпионате после Спа), запаса батарей ERS не хватало на весь круг, несмотря на наличие нескольких жестких торможений. Мощность современных силовых установок велика и сравнима с лучшими показателями за всю историю Ф1, но эта мощность комплексная. Частично она получается от турбированной силовой установки, но частично – от гибридной системы рекуперации. И когда система рекуперации не работает на полную мощность или вовсе отключается, мощность силовой установки естественно падает, до доли старого доброго двигателя внутреннего сгорания. Именно то, что ERS не давала полную мощность на протяжении всего круга, как к этому привыкли гонщики Mercedes, и лежало в основе проблемы.

Как это часто бывает в случае новых трасс, Pirelli решила перестраховаться и не стала привозить самую мягкую линейку шин: UltraSoft – SuperSoft – Soft, предпочтя более консервативный выбор: SuperSoft – Soft – Medium. Хотя на городские трассы Pirelli предпочитает привозить самые мягкие шины, как это было в Монако и Монреале. Казалось бы, выбор шин ведет к тому, что гонка должна пройти с одним пит-стопом, но не все оказалось так просто. В Баку стояла настоящая летняя жара, и это сказалось на износе шин. И хотя гонщикам во главе с победителем Нико Росбергом удалось проехать гонку с одним пит-стопом, грамотно реализовав ресурс шин, - это также касается Себастьяна Феттеля, Серхио Переса, Кими Райкконена, Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса, - но это смогли сделать далеко не все. Гонщикам потенциально очень быстрых Red Bull пришлось рано останавливаться на первый пит-стоп, и затем повторно посещать боксы. Так Даниэль Риккьярдо, превосходно квалифицировавшийся третьим, и начинавший гонку из первого ряда после штрафа показавшего второе время Серхио Переса, очень быстро вылетел из числа претендентов на подиум, уступив всей вышеперечисленной группе. Аналогично действовал и напарник Даниэля Макс Ферстаппен, который не отличился в Баку чем-то особо выдающимся.

Но Red Bull по крайней мере привел обе машины в очки, пусть и уступив лучшему гонщику основных конкурентов – Валттери Боттасу из Williams, который провел очень уверенную гонку. Зато второй пилот Williams Фелипе Масса провел Гран-при Баку не слишком уверенно, и также был вынужден совершать два пит-стопа, с трудом зацепившись за десятку лучших. А «младшая» команда Красного Быка, Toro Rosso и вовсе потерпела неудачу, так как оба ее гонщика были вынуждены сойти с дистанции из-за поломок подвески. Карлос Сайнс продержался по крайней мере более половины дистанции, но Даня Квят сошел в самом начале гонки, увы. А ведь гонка начиналась многообещающе после отличной накануне квалификации: Даниил показал седьмое время, а из-за штрафа Переса стартовал и вовсе шестым. Жаль-жаль… Тем не менее, необходимо отметить, что после четырех совместных уик-эндов с Сайнсом, Даниил сумел сравнять квалификационный счет с партнером.

Себастьян Феттель быстро вышел на вторую позицию и провел гонку тактически точь-в-точь как Росберг, но то, что здесь, в Баку Ferrari уступала в скорости Mercedes было достаточно очевидно. Не знаю, был ли доволен прилетевший в столицу Азербайджана Серджио Маркионне выступлением своей команды, но претензий к Феттелю точно быть не могло. Чего нельзя сказать о Кими. Финн уступал в темпе напарнику, да к тому же еще и нарвался на штраф, заехав за белую линию на въезде на пит-лейн – в целях безопасности по запросам самих гонщиков к этому моменту стюарды относились на этой гонке очень строго. Так что Райкконен уступил подиум настоящему герою этой гонки – Серхио Пересу.

Чеко привез себе уже второй подиум в сезоне, после Монако – оба на городских трассах. Мексиканец был просто великолепен в квалификации, показав второе время, - это тянуло на сенсацию! Но ранее, субботним утром на тренировке он зацепил барьер, и на его Force India пришлось заменить коробку передач, - минус пять позиций на решетке. Удачей было уже то, что механики успели подготовить машину к квалификации. Но квалификацию, а затем и гонку Перес провел выше всяких похвал. Когда в гонке Серхио догнал Кими, ему даже не надо было обгонять его, - к итоговому результату Райкконена в любом случае приплюсовывались 5 штрафных секунд. Но Чеко решил сделать красиво, - и обогнал Кими на трассе.

Обгонов в Баку было немало, - благо уникальная конфигурация трассы позволяла. После двух гонок GP2 здесь вообще ждали суперзрелища, но первая гонка Формулы-1 в Баку прошла достаточно спокойно. Обошлось даже без выезда автомобиля безопасности, чего не ожидал никто. В отличие от горячих юношей из GP2, суперпрофессионалы из Ф1 провели гонку с холодной головой, не совершая глупых ошибок и необдуманных маневров.

Подводя же итог, необходимо сказать, что дебют Гран-при в Баку стал настоящей удачей. Не очень здорово, когда новые трассы вытесняют классические автодромы, когда эти новые трассы на первый взгляд представляют собой похожие заасфальтированные площадки, пусть и превосходного качества. Но когда трасса действительно уникальна, как в случае с Баку, приход таких новых гонок нельзя не приветствовать. Надо сказать, в этом плане в последнее время чемпионат свернул в правильном направлении, и гонки, появившиеся в последние годы действительно интересны.

Не очень понятен мне только момент с наименованием гонки Гран-при Европы. Хотя все объяснимо – Азербайджан в последние годы изо всех сил рвется ассоциировать себя с Европой, именно таким образом позиционируя себя миру. А гонка Формулы-1 в Баку – это не что иное, как полновесное заявление о себе миру. Другое дело, что назвать Гран-при именем своей страны – Азербайджана, или города – Баку, это по-настоящему круто, это честь и гордость, а безликое название Европа…

В Формуле-1 сложилось две практики наименования гонки Гран-при Европы. Более современная традиция – это называть так гонку, в случае, когда в стране проходят два Гран-при, первый в таком случае несет название национального Гран-при. Так было в Британии в случае с Брэндс-Хэтчем и Донингтоном, в Германии с Нюрбургрингом, в Испании с Хересом и Валенсией. Более старая традиция, это когда название Гран-при Европы дополнительное. Так, первый этап в истории чемпионата мира нес одновременно два титула: Гран-при Великобритании и Гран-при Европы. Это интересная традиция, и на мой взгляд в нынешних условиях, когда европейские страны уже не могут позволить себе проводить две гонки Ф1 на территории одной страны, к этой практики стоило бы вернуться. Давая название Гран-при Европы как дополнительное для самых престижных европейских гонок, - например, Сильверстоуна, Спа, Монцы. Это позволило бы привлечь дополнительный капитал для проведения Гран-при, что в настоящий момент в Европе крайне актуально. Но практики, когда Гран-при Европы названа единственная гонка в стране, и при этом она не несет национального названия, в Ф1 до Баку еще не было.

Забавный момент состоит еще в том, что строго говоря, Азербайджан не является частью Европы. Вообще деление на Европу и Азию в этой части единого евроазиатского континента весьма спорное, и существуют разные точки зрения. Вот в случае с делением по Уралу, там все очевидно. А в кавказском регионе существуют разные версии, и так как собственно географическая не очень однозначна, в дело вступают дополнительные факторы, как культурные, границ стран и т.д. Так как деление на части света: Европу и Азию, оно во многом именно несет культурный оттенок, континент то является единым. Но часть Закавказья, в которой находится Азербайджан, однозначно относится к Азии. Но если сильно хочется, то почему бы и нет? Тем более, согласно мифу Европа была украдена Зевсом как раз из Азии, из Финикии.

Рекламируя свою гонку, организаторы говорили о городе с колоритом древнего Востока. Я не был в Баку, и не могу однозначно судить о городе. Но телевизионная картинка преподнесла интересное впечатление: город не произвел впечатление восточного, город оставил ощущение блестящей европейской столицы. Чем-то напоминающим даже Испанию. Собственно, это объяснимо. Здания, построенные в эпоху расцвета города, его бурного развития – XIX и XX века, когда Азербайджан являлся частью Российской империи, а затем Советского Союза. Влияние общего с Россией прошлого в архитектуре очень заметно. Забавный факт, кстати: трасса проходит мимо здания национальной консерватории, которое в свое время было построено как точная копия Казино Монте-Карло. Таким образом, теперь мимо двух одинаковых зданий проходят две шикарные трассы Ф1. Может это характерное здание притянуло к себе Формулу-1? Древняя крепость, мимо которой также проходит трасса, тоже не выглядит явно восточной, скорее здесь заметно смешение стилей, подобно тому, как во многих испанских замках. Очевидно и то, что будучи столицей уже независимого государства, Баку продолжает развиваться, символом чему небоскребы – Башни Огня, современный символ города, в которых можно увидеть общее и с Москва-Сити, и с Эмиратами. Действительно, по телевизионной картинке гонка в Баку совершенно не диссонирует с названием Гран-при Европы, скорее даже гармонирует.

Что касается самой трассы, а не картинки вокруг, организаторам удалось сделать настоящий шедевр. Шестикилометровое кольцо по улицам города, с двумя совершенно разными частями: скоростными широкими проспектами, включающими и самый протяженный отрезок в чемпионате «газ в пол», вдоль побережья Каспийского моря, и извилистый сектор в Старом городе, где ширина трассы даже меньше нормативов FIA, и где так легко найти стену в череде сложных поворотов.

Городские трассы обычно сравнивают с Монако, но это не совсем правильно. Есть несколько распространенных типов городских трасс. К первому из них и относится Монако, это трассы, проложенные по узким улицам старых европейских городов, сюда также можно отнести трассу в По. Другой тип – трассы, характерные для Северной Америки и Австралии, где есть достаточно широкие прямые и много 90-градусных поворотов. Современные города с другой планировкой улиц задают и другой характер трасс, образованных на их улицах. Сингапур как раз стал удачным воплощением такого типа трасс. Есть третий тип, когда трасса городская номинально, но скорее напоминает стационарный автодром. При этом такие трассы имеют изюминки, характерные именно для городских трасс. Примеры: Альберт-Парк в Мельбурне, трасса имени Жиля Вильнева в Монреале, Сочи Автодром, который изначально задумывался как временная трасса, и только затем превратился в стационарный автодром. Есть уникальная трасса в Макао, где нижняя часть скоростная – это проспекты, а верхняя, поднимающаяся в гору, а затем спускающаяся к морю, извилистая и узкая, как в Монако. Макао – длинное, шестикилометровое кольцо, являющееся одной из сложнейших трасс в мире наряду с Монако, Северной петлей Нюрбургринга и Батхерстом. Неудивительно, что трассу в Баку – «трассу контрастов», стали сразу сравнивать с Макао. Но я бы вспомнил о еще некоторых городских трассах, ушедших в Лету. В свое время именно в европейских городах проводили Гран-при на городских улицах: в Барселоне – трасса Педральбес и Монжуик-Парк, Порту и Монсанто-Парк в Лиссабоне. В отличие от Монако, эти трассы имели скоростные участки на проспектах. В этом плане, Баку – это возрождение старых традиций. И потому заслуживает восхищения! Кстати, если в 80-90-х годах минувшего столетия Формула-1 действительно сконцентрировалась в основном в Европе, старых и наиболее преуспевающих государствах, в эпоху своей «юности» чемпионат позволял себе выезды и в более экзотичные места, когда, например, проводились Гран-при в Марокко. И в этом плане выезд в Баку – это тоже с одной стороны разрыв шаблона, а с другой – старая добрая экзотика.

Лет двадцать назад невозможно было и представить, что в двух приморских городах с разных сторон Кавказского хребта, в Сочи и Баку будут проходить Гран-при Формулы-1. Сейчас, в 2016 году это объективная реальность. Интересно, кстати, что обе гонки в текущем сезоне выиграл Нико Росберг, причем в обоих случаях взял «Большой шлем». И, пожалуй, по такому случаю Нико заслуживает называться обладателем Кавказской Короны Формулы-1.