7 мин.

Место для сумасшедших гонок

Баку - настоящая удача для календаря чемпионата мира Ф1. Это не просто очередная довольно симпатичная локация с неплохой трассой. Это настоящее место для сумасшедших гонок. Уже в настоящий момент есть все, чтобы создать железную репутацию гонке в Баку.

В прошедшем Гран-при 2018 года было все, что мы любим в гонках. Аварии, красивая борьба, обгоны. Неожиданные моменты, прорывы, ошибки гонщиков, неожиданные результаты. Уже второй год подряд гонка в Баку складывается просто потрясающе!

Эта трасса сочетает в себе очень захватывающие ингредиенты, словно гремучий коктейль. Здесь есть узкий городской участок, напоминающий трассу в Монако. Но из-за двухкилометровой прямой в Баку выставляется невысокий уровень прижимной силы, как на скоростных трассах. Из-за этого на извилистом участке в Старом городе приходится пилотировать машину совсем в другой конфигурации, чем в Монако или Сингапуре. Вообще, если сравнивать Баку с другой "молодой" городской трассой в Ф1, с Сингапуром - в Сингапуре все-таки главный фактор, это изнуряющая жара, тяжелый климат. Так Сингапур - это хайтек, а ночная картинка придает этой гонке блеска. Но если судить непосредственно по гоночной трассе, то приходится признать, что Баку Сингапур заруливает.

Как и год назад, уже на первом круге в Баку начались происшествия. Хорошо начинавший гонку Эстебан Окон боролся с Кими Райкконеном, но "захлопывая калитку" перед носом Кими не рассчитал, что финн находится уже внутри поворота. Райкконену было просто некуда деваться, и столкновения было не избежать. В итоге розовая Force India француза убралась в стену, на чем гонка Окона была окончена.

Но еще перед этим позади произошла цепочка столкновений. Сначала на этот раз неплохо квалифицировавшийся Сергей Сироткин, начинавший гонку с 11 позиции, ошибся на торможении и ударил сзади болид Серхио Переса. После этого Williams Сергея оказался в "коробочке" между Нико Хюлкенбергом и Фернандо Алонсо. Малейшее движение - и столкновение стало неизбежным. В результате поврежденный Williams Сироткина был запаркован по соседству с Force India Окона. Фернандо Алонсо добрался до пит-лейна на проколотых шинах. Это вообще-то был красивый момент, - McLaren испанца "доковылял" до боксов с двумя проколотыми по одному борту шинах. Хороший пример нежелания сдаваться. Но в целом участники столкновений с Сироткиным отделались легко. Алонсо вернулся в гонку после пит-стопа, пусть и в хвосте пелотона, Хюлкенберг и Перес спокойно продолжили гонку. Хуже всех досталось самому Сергею, который сошел с трассы и вдобавок получил отложенный штраф, с потерей трех позиций на старте следующей гонки.

Себастьян Феттель, который начинал гонку с поула и уверенно выиграл старт, задавал темп на рестарте. Это живенько напоминало события прошлого года, только зеркально. Теперь уже Феттель нервировал преследователей рваными маневрами, а Хэмилтон был позади. Себу удалось уверенно выиграть рестарт, не дав шанса преследователям на атаку.

После бурных событий на старте ход гонки немного успокоился. Средняя часть Гран-при Азербайджана проходила достаточно спокойно. Но красивой борьбы и обгонов было немало. Вначале пилоты Renault продемонстрировали прекрасную скорость. Карлос Сайнс, блестяще стартовавший, поборолся с гонщиками Red Bull. Его дуэль с Максом Ферстаппеном была особенно захватывающей, и в итоге испанец вышел вперед, опередив бывшего напарника! Но и Хюлкенберг подхватил почин товарища по команде, последовательно пройдя Риккьярдо и Ферстаппена. Это было в исполнении Renault очень сильно. Но потом Хюлкенберг ошибся и разбил свой желтый болид.

Затем выпал из лидирующей группы и Карлос Сайнс, достаточно рано совершив пит-стоп. Вообще закономерность этой гонки проглядывалась в том, что чем позже совершаешь пит-стоп, тем это выгоднее. И в основном все шли на один пит-стоп, этого было вполне достаточно при невысоком износе шин при достаточно прохладной погоде в конце апреля в Баку.

Эстафету подхватили гонщики Red Bull, боровшиеся между собой очень красиво. Даниэль Риккьярдо множество раз совершал атаку на идущего впереди Ферстаппена, но Максу каждый раз удавалось отыграться. Атаки Дэна выглядели порой очень рискованно и были в его стиле, австралиец уже множество раз доказывал, что умеет атаковать и обгонять. В конце концов Риккьярдо сумел выйти вперед. Но затем последовали пит-стопы для гонщиков Red Bull, и Макс, остановившись кругом позже, вернулся на трассу вновь впереди напарника.

Парни взорвали концовку гонки, которая, как и события на старте, вышла просто сумасшедшей. Начиная очередную атаку в конце стартовой прямой, Риккьярдо ошибся и влетел в хвост машины Ферстаппена. Два Red Bull вылетели с трассы.

Что в боксах Red Bull, что на капитанском мостике лица говорили сами за себя...

На трассе второй раз по ходу гонки появился автомобиль безопасности, и многие гонщики совершили в режиме сейфти-кара пит-стопы. Для Феттеля и Хэмилтона это были уже вторые пит-стопы. Для лидировавшего же Валттери Боттаса это был первый пит-стоп, и ему с пейс-каром очень повезло.

Надо отметить, что Ferrari в начале нынешнего сезона демонстрирует просто прекрасную форму. Да, в Мельбурне Феттель уступил Хэмилтону в квалификации, но затем уверенно выигрывал поул-позиции на столь разных трассах как Сахир, Шанхай и Баку. Это о многом говорит. В гонке в Баку Себ был тоже главным претендентом на победу.

Но канва гонки в Баку складывалась в пользу Боттаса. Сначала пит-стоп совершил Льюис Хэмилтон, шедший на втором месте, и уступил таким образом позицию товарищу по команде. Затем пришел черед пит-стопа лидировавшего Феттеля, благодаря чему пелотон возглавил Боттас. Конечно, Валттери еще ждал пит-стоп, после чего финн вероятно уступил бы лидерство Феттелю (и скорее всего, вернулся бы на трассу впереди Хэмилтона, как показывали события гонки). Но благодаря пейс-кару Валттери получил практически "бесплатный" пит-стоп, так как его соперники также решили провести свои пит-стопы, чтобы иметь на рестарте свежие шины. Таким образом, на очередном рестарте Боттас возглавлял пелотон.

Под пейс-каром произошло и еще одно необычное событие, когда Роман Грожан, прогревавший шины, потерял управление своим болидом и разбил свой Haas о стену. Это был очень разочаровывающий момент для Романа и его команды, так как до этого момента французский пилот проводил очень удачную гонку, постепенно поднявшись на шестую позицию. Но как и в Мельбурне, большие очки завоевать не удалось. Тогда была ошибка механика, на этот раз ошибка самого гонщика. Обидно, ведь это произошло на маленькой скорости, в режиме автомобиля безопасности, но аварии под пейс-каром в прошлом случались и с более именитыми пилотами. Как выяснилось впоследствии, Грожан случайно переключил режим баланса тормозов и не ожидал, что при очередном движении машина внезапно пойдет боком.

Рестарт достаточно уверенно выиграл Боттас. Позади него Феттель сначала отбил атаку Хэмилтона, а потом вдруг пошел в атаку на Валттери, тормозя перед первым поворотом предельно поздно. С заблокированными шинами Себастьян промахнулся мимо поворота, и возвращаясь на трассу пропустил Хэмилтона и Райкконена. Рискованная атака. Феттель решил рискнуть и побороться за победу, вместо того чтобы просто оставаться впереди Хэмилтона и набирать больше очков, чем Льюис. Что ж, это то, что мы тоже любим в гонках.

Внезапно оказалось, что Mercedes идет в Баку на победный дубль. Но так недолго казалось, так как еще более внезапно на Mercedes лидировавшего Боттаса взорвалась задняя правая шина. Победа, поманив, выскользнула из рук финна. Надо было видеть эмоции Тото Вольффа в боксах! А Хэмилтон буквально за пару кругов вышел в лидеры гонки и уверенно устремился к победе, которая стала для него первой после прошлогоднего Остина.

В этот же момент позади на длинной стартовой прямой Серхио Перес, проводивший очень классную гонку, уверенно опередил Себастьяна Феттеля и, получилось, вышел на третье место. Год назад именно в Баку был завоеван единственный подиум пилотом не из Mercedes, Ferrari или Red Bull. Это был Лэнс Стролл на Williams. На этот раз компанию Хэмилтону и Райкконену на подиуме составил Серхио Перес на Force India, который однажды, в дебютной для Баку гонке, уже поднимался здесь в тройку призеров. Еще одно подтверждение сумасшедшей репутации этой трассы.

Феттель же, финишировавший в итоге четвертым, после того как совершить контратаку на позиции Переса не удалось, не только упустил победу, но и лишился лидерства в чемпионате, которое буквально упало в руки вместе с победой Льюису Хэмилтону. Льюис, кстати, после этой победы не светился от счастья, как обычно бывает после его побед, понимая в общем-то случайный характер своего триумфа. И это делает честь британскому чемпиону мира. Но он все-таки выиграл наконец в Баку, к чему был довольно близок в предыдущие два года, но тогда не складывалось.

Карлос Сайнс финишировал в итоге пятым, принеся лучший на настоящий момент результат для Renault в сезоне. Шарль Леклер открыл счет своим очкам, финишировав на шестом месте. Блестящая гонка монегаска! Фернандо Алонсо занял седьмое место, все-таки набрав очки в этой сложно складывавшейся для него гонке. Его почин был, кстати, поддержан его напарником по McLaren, Стоффель Вандорн взял очки за девятое место. Лэнс Стролл финишировал восьмым, открыв счет очкам в этом сезоне и для себя, и для Williams, на трассе, где год назад он завоевал блестящий подиум. Но и в этот раз гонка для Стролла и Williams разительно отличалась от того кошмара, творившегося на первых трех трассах в этом году. Теперь, кстати, все команды набрали очки в зачет Кубка конструкторов. Наконец, на десятое место на последних кругах прорвался Брендон Хартли, и это первые очки для новозеландца в Ф1.

Ведь Баку - это место для неожиданных результатов и сумасшедших гонок!