9 мин.

Крах надежд

Гран-при Японии часто решал судьбу чемпионского титула. Для болельщиков со стажем это давно стало традицией - раннее осеннее утро и решающая гонка сезона. Теперь японский Гран-при уже достаточно давно не является одной из последних гонок календаря, но все равно аура этой трассы часто заставляет ее оказывать решающее влияние на итоговый расклад. Есть значительная вероятность того, что именно Сузука стала определяющей гонкой в сражении за титул'2017.

Для многочисленных поклонников Scuderia Ferrari это раннее октябрьское утро воспринималось наверно как сон, как страшный кошмар на рассвете. Они бы и в самом деле предпочли, чтобы это оказалось сном, чтобы затем проснуться и увидеть нормальный Гран-при Японии. Но к сожалению для них это не было сном. Себастьян Феттель, уверенно приняв старт со второй позиции, уже на первом круге столкнулся с потерей мощности силовой установки Ferrari. Уже на первом круге смелым маневром в шпильке его прошел Макс Ферстаппен, и Себастьян не смог удержаться на его хвосте. На следующем круге на стартовой прямой его опередила целая группа гонщиков, боровшихся при этом между собой: Даниэль Риккьярдо, Эстебан Окон и Валттери Боттас в придачу. После рестарта Феттель продолжил терять позиции, и вскоре его зазвали в боксы. "Себастьян, в боксы, в боксы! Мы вынуждены сойти".

В боксах с Ferrari SF70H сняли кожух двигателя, пытаясь что-то предпринять с силовой установкой. Точно также механики "Скудерии" колдовали над двигателем болида Феттеля на стартовой решетке. Вскоре Феттель покинул кокпит, пожал руки всем механикам и инженерам, и отправился на командный мостик. Затем Себастьян залез на пит-уолл и приветствовал зрителей на главной трибуне. Так он практически прощался с надеждами на титул в этом году. Пусть уже после гонки он и говорил, что "мы продолжим борьбу", но после победы Льюиса Хэмилтона в Гран-при Японии его отставание от лидера чемпионата мира достигло 59 очков. За четыре гонки до финиша сезона.

А ведь начиналось все неплохо. Конечно очередной поул взял Льюис Хэмилтон. Который стал для него уже десятым в этом сезоне и 71 в карьере, но первым на трассе Сузука. Ранее Льюис уже дважды выигрывал поул-позицию Гран-при Японии, но оба раза - в 2007 и 2008 годах это было на трассе Фудзи. На Сузуке же в последние годы доминирования Mercedes раз за разом поул брал Нико Росберг. Теперь же на счету Хэмилтона есть поулы на всех действующих трассах чемпионата мира.

Но то, что на Сузуке Mercedes получит преимущество, было ясно заранее. Сузука, как и Сильверстоун и Спа, относится к наиболее скоростным трассам с большим количеством быстрых поворотов, а это наилучшие условия для "серебряной стрелы" Mercedes W08. Было бы даже удивительно, не воспользуйся Хэмилтон данным преимуществом. Кстати, со значительной прибавкой в скорости в этом году события на Сузуке в квалификации порой выглядели прямо экстремально, особенно когда гонщики не удерживались в техничном Degner, под мостом.

Неудивительно поэтому, что и Валттери Боттас уверенно проехал квалификацию, показав второй результат. Но финна ждал штраф за внеплановую замену коробки передач, потому он терял на стартовой решетке пять позиций. И это сильно играло на руку Себастьяну Феттелю, который в квалификации показал третий результат, но благодаря штрафу Боттаса поднялся на первый ряд стартового поля, к своему главному сопернику. Это увеличивало шансы Себастьяна в грядущей гонке. Себ отлично проехал квалификацию, уступив великолепному времени Хэмилтона всего четыре десятых секунды. С учетом преимущества Mercedes, это было не таким уж большим отставанием. Скажем, Кими Райкконен, показавший шестой результат, проиграл Хэмилтону более секунды. Но Кими, как и Боттаса, также ждал штраф в пять позиций за смену коробки передач.

Достаточно неплохо выглядели в квалификации пилоты Red Bull, Даниэль Риккьярдо и Макс Ферстаппен, которые как раз и разделили пилотов Ferrari. Причем Дэн наконец опередил в квалификации Макса, при том что голландец в этом году с большим отрывом выигрывает квалификационную дуэль у своего старшего напарника. Но Сузука в этой тройке трасс с Сильверстоуном и Спа, самая техничная, и поэтому в сочетании важности шасси, аэродинамики и двигателя, здесь роль мотора несколько ниже. Поэтому и проигрыш Renault в мощности Mercedes и Ferrari был менее заметен.

Из событий квалификации также стоит выделить десятое место Фернандо Алонсо. С учетом всех проблем этого сезона и того, насколько тяжело давалась McLaren-Honda Сузука в последние годы, это был прямо-таки прорыв. Увы, испанскому чемпиону не удалось порадовать публику стартом в десятке лучших на Сузуке в последней гонке на этой трассе альянса McLaren-Honda, так как его ждал штраф за многочисленные замены элементов силовой установки (очередные), который отправил его на последний ряд. Но зато в десятке стартовал Стоффель Вандорн, показавший одиннадцатый результат в квалификации и поднявшийся за счет штрафов соперников. На McLaren-Honda бельгийца на Сузуке обошлось без штрафов, и то радость и прогресс.

На старте гонки Хэмилтон сохранил лидерство, хотя Феттель принял старт хорошо, и в первые мгновения даже казалось, что старт Себа был лучше. Однако этого не хватило, чтобы навязать Льюису борьбу в первом повороте. Зато борьбы было много за спинами лидеров, где старт вышел по-настоящему бурным.

Макс Ферстаппен среагировал на стартовые огни лучше напарника, и уверенно и по-спортивному нагло протиснулся на внутренний радиус первого поворота. Риккьярдо не оставалось ничего как уступить позицию напарнику. Блестящий маневр продемонстрировал Эстебан Окон, стартовавший после штрафов соперников пятым. Воспользовавшись тем, что Риккьярдо был на внешнем радиусе, Эстебан протиснулся вовнутрь на втором апексе первого поворота, и после борьбы колесо в колесо в "эсках" опередил Дэна. Боттас, стартовавший шестым, не выиграл позиции. Кими Райкконен, начинавший гонку десятым, боролся с Нико Хюлкенбергом, совершив смелый маневр, атакуя по внешнему радиусу Spoon, но Нико попросту выдавил соперника с трассы. Кими потерял и позиции, и время, выбираясь из полосы безопасности, так что уже в самом начале гонки финн оказался отодвинут далеко назад. Начало гонки для Ferrari не задалось, - про маневр Ферстаппена в отношении Феттеля уже было сказано выше.

На первом круге в "эсках" вылетел Карлос Сайнс, из-за штрафов за замены элементов силовой установки стартовавший с последнего ряда вместе с Алонсо. Так неудачно закончилась, едва начавшись, последняя гонка Сайнса в составе Toro Rosso. В ходе длительных переговоров все же удалось добиться, что со следующего этапа в Остине Карлос переходит в состав Renault, где становится напарником Нико Хюлкенберга. Таким образом, Сузука стала последней гонкой в составе Renault для Джолиона Палмера. Забегая вперед, можно отметить, что эта гонка стала для Палмера такой же серой и безликой, как и весь сезон. Что касается вылета Сайнса, он послужил причиной для выезда автомобиля безопасности через пару кругов.

К слову сказать, этот пейс-кар так и остался единственным по ходу гонки. В дальнейшем, когда в Degner вылетел Маркус Эриксон, и в концовке гонки, когда из-за прокола в "эсках" опасно вылетел Лэнс Стролл, дирекция гонки ограничилась "виртуальным сейфти-каром". Как известно, само это правило обязано своим появлением трагическим событиям на Сузуке в 2014 году, но обе ситуации вполне тянули на выезд на трассу настоящего автомобиля безопасности. Однако дирекция гонки предпочла не нарушать сложившиеся отрывы в гонке.

Расклад в группе лидеров определился еще в начале гонки. Эстебан Окон, вскоре после старта занимавший третье место, сразу после первого "виртуального автомобиля безопасности" потерял пару позиций, уступив в борьбе сначала Риккьярдо, а затем Боттасу. Все же в нынешней Формуле-1 даже сильные середняки, такие как Force India, не могут всерьез бороться с топ-командами, по крайней мере, на таких требовательных к машинам трассам как Сузука. Кими Райкконен, несмотря на проблемы на старте, еще до середины дистанции вернулся в пятерку лучших.

Форма Red Bull в гонке на Сузуке оказалась еще лучше, чем в квалификации. Если Дэн Риккьярдо еще потерял какое-то время позади Окона, то Макс Ферстаппен с первого круга гонки преследовал Льюиса Хэмилтона. Выиграв у Хэмилтона в Малайзии, вторую гонку подряд Макс оказывал на лидера чемпионата мира максимальный прессинг. Особенно давление Ферстаппена стало ощутимым после пит-стопов лидеров, когда Льюис и Макс оказались позади еще не проводившего пит-стоп Боттаса. Казалось еще чуть-чуть, и Макс может попытаться нанести атаку на Хэмилтона. В этой ситуации Mercedes сделал все сообразно командным интересам. Валттери пропустил Льюиса и отсек от него Ферстаппена, еще пару кругов до пит-стопа защищая свою позицию от пилота Red Bull на уже теряющих кондиции шинах Soft. Намек на борьбу за победу был быстро ликвидирован усилиями Mercedes.

После этого уже ничто не могло помешать Льюису Хэмилтону на его пути к очередной, уже восьмой по ходу сезона (и 61 в карьере) победе. Для Льюиса это была уже четвертая победа в Гран-при Японии, интересно, что на Сузуке он выигрывал теперь уже трижды, а одна победа была одержана им на Фудзи, в 2007-м.

Макс Ферстаппен до финиша держался на хвосте у Mercedes Хэмилтона, делая интригу живой вплоть до клетчатого флага. На подиум вместе с Льюисом поднялись оба пилота Red Bull, так как Дэну Риккьярдо удалось удержать позади себя Боттаса, хотя Валттери в конце гонки догонял соперника на более мягких шинах и даже отметился вторым в карьере, после Сочи'2014 лучшим кругом в гонке. Для Макса это был третий в 2017 году подиум, интересно, что все они были на азиатских этапах - кроме Малайзии и Японии Ферстаппен был в тройке призеров в Китае. Вторая подряд после Сепанга очень сильная гонка для Red Bull, который к концу сезона сильно прибавил.

Валттери Боттас и Кими Райкконен остались за пределами подиума, заполнив пятерку лучших.

Снова оба гонщика в очках завершили японский Гран-при у розовой Force India. Эстебан Окон финишировал шестым, Серхио Перес седьмым. Прекрасную гонку провели пилоты Haas. Кевин Магнуссен занял восьмое место, Роман Грожан был девятым. Это был лишь второй раз в сезоне, после Монако, когда оба пилота Haas финишировали в десятке лучших. Благодаря этому, а также тому, что после схода Хюлкенберга Renault осталась в Японии без очков, Haas опередил заводскую команду французского концерна в Кубке конструкторов.

Последнюю позицию в десятке лучших отстоял для Williams Фелипе Масса, отбивавший в конце гонки атаки Фернандо Алонсо. Несмотря на то, что Алонсо прекрасно пилотировал весь уик-энд, в последней гонке для McLaren-Honda на трассе Honda команда так и не смогла набрать очков, хотя на этот раз была к этому близка. Но в любом случае, не на такой уровень результатов рассчитывали, когда возрождали этот легендарный союз.

Без очков вторую гонку подряд осталась и Toro Rosso. И в Малайзии, и в Японии гонки неудачно сложились для Карлоса Сайнса, что касается Пьера Гасли, он оба раза смог финишировать, но выступал на уровне новичка, которому еще надо многому учиться. Для Гасли не обходилось без оплошностей и осечек, но это нормально в его положении, тем более, что дебютировать по ходу сезона, когда все соперники давно "вкатились", еще сложнее. Потенциал Пьера очевиден для руководства гоночной программы Red Bull, и это для доктора Хельмута Марко главное.

В этом сезоне борьба между Ferrari и Mercedes, Феттелем и Хэмилтоном продолжалась очень долго. Напряженная борьба с непредсказуемым исходом. Уже хотя бы поэтому этот сезон следует признать для "Скудерии" успешным. Ведь до начала сезона многие прогнозировали неудержимое доминирование Льюиса Хэмилтона.

К сожалению, в нынешнем азиатском выезде все словно посыпалось у Ferrari из рук. Достаточно сравнить результаты двух претендентов в последних трех гонках. Хэмилтон: победа - второе место - победа. Феттель: сход - четвертое место - сход. О чем тут говорить? Ferrari сама выронила долгожданный кубок чемпиона мира из своих рук.

Чего ждать от последних гонок сезона, тем более что впереди у нас долгое американское турне, а затем финал в Абу-Даби. С задачами Хэмилтона то все ясно, но что касается Ferrari... Просто нужно воспринимать каждую гонку как отдельную гонку, каждый уик-энд как просто отдельный уик-энд. В конце концов на кону четыре престижных Гран-при.