9 мин.

Смена караула

Гран-при Венгрии, прошедший как обычно в разгар лета в Будапеште, ознаменовался двумя событиями. Mercedes наконец добился первой победы на Хунгароринге с момента начала новой турбоэры в 2014 году, то есть за период, когда команда немецкого концерна является абсолютно сильнейшей в Формуле-1. Это, кстати, лишний раз подчеркивает уникальность Хунгароринга, в котором большой шанс получали соперники Mercedes. Второй важный момент состоит в том, что Льюис Хэмилтон, выигравший венгерский Гран-при, возглавил зачет чемпионата мира, впервые с начала сезона. Таким образом, Нико Росберг, возглавлявший чемпионат с этапа в Австралии, уступил первенство. В Венгрии прошла середина чемпионата, так что Хэмилтону хватило как раз полсезона, чтобы отыграться. Но отличие этого сезона от предыдущих состоит в том, что после Венгрии участники чемпионата не отправляются на летний перерыв. Их ждет еще этап в Германии неделю спустя, который фактически и завершит первую половину чемпионата.

Как ни странно, но на Хунгароринге, известном как медленная трасса, на которой сложно обгонять, обладатели поула выигрывают не так уж часто. За последние десять лет это вообще удавалось только Хэмилтону. Поэтому тот факт, что обладатель поул-позиции Нико Росберг не выиграл венгерскую гонку не должен вызывать удивление. Этот случай вполне укладывается в статистику. Квалификация, прошедшая накануне, вообще была очень странной. В начале ее прошел сильнейший ливень, «тропический», что вообще в последнее время стало достаточно характерным явлением жарким летом в Европе. Так что квалификацию сначала откладывали, затем начинали, но прерывали красными флагами из-за сложных погодных условий, или аварий на трассе и т.д. Заканчивалось же все на стремительно подсыхавшей трассе, так что пилоты улучшали время с каждой новой попыткой. Льюису Хэмилтону не повезло. На его решающей попытке он был вынужден серьезно сбросить скорость из-за двойных желтых флагов на втором секторе, - в шикане перед Хэмилтоном развернуло Фернандо Алонсо. Казалось, что никто не сможет улучшить времени, но это удалось Нико Росбергу, ушедшему на свою попытку позже. Этот эпизод затем вызвал много споров относительно режима двойных желтых флагов. Нико Росберга даже вызывали стюарды, но Mercedes смог отстоять правильность действий Нико. Дело в том, что двойные желтые флаги подразумевают значительную опасность, - на трассе опасно расположена машина или люди, поэтому гонщик должен быть готов остановиться. Но когда Росберг подъехал к месту желтых флагов, Алонсо уже уехал, поэтому Нико просто сбросил скорость и дальше продолжил свою попытку. Фактически действия Росберга не были опасными. Но придрались к собственно «букве закона» - раз двойные желтые, значит все должны чуть ли не остановиться.

Вообще на последних минутах квалификации было много неразберихи. Кто-то бросил свою попытку, кто-то атаковал, Макс Ферстаппен и вовсе не успел уйти на заключительный круг под клетчатым флагом; кто-то кого-то заблокировал. Но итогом всего этого стал поул Нико Росберга, уже 26-й в его карьере, что позволило Нико сравняться по этому показателю с самим Микой Хаккиненом.

Но если кто и считал завоеванный Росбергом поул нечестным, то мог быть доволен гонкой: Нико быстро утратил свое лидерство.

Фактически Льюис Хэмилтон выграл гонку на старте. Ему наконец удался хороший старт. Хотя Росберг стартовал не хуже, но еще более стремительным оказался Даниэль Риккьярдо, буквально вынырнувший из-за спины Росберга и вмешавшийся в борьбу двух Mercedes в первом повороте. Нико уступил, потому что начал торможение раньше двух своих соперников. Хэмилтон позже тормозил внутри, Риккьярдо – снаружи, Росберг оказался зажат между ними. Ситуация напоминала то, что происходило в Шанхае, когда Себастьян Феттель оказался на старте между Квятом внутри и Райкконеном снаружи первого поворота. Но тогда Себ не ожидал такой прыти от Дани, и потому дернулся в сторону Кими, что привело к столкновению. Росберг знал о том, что рядом Хэмилтон, потому принял единственно верное решение, и просто тормозил раньше. Это не значит, что Нико не может тормозить поздно, что он и доказал уже в следующем повороте, когда по внешней траектории обошел Риккьярдо и вернул хотя бы одну позицию. Но атаковать напарника уже не удалось.

Эту гонку Хэмилтон не доминировал так, как в Сильверстоуне. Росберг шел тенью по его пятам, практически не отставая, оказывая постоянный прессинг. Но реального шанса атаковать Нико так и не представилось, даже несмотря на то, что однажды Льюис все-таки ошибся, и выехал широко за пределы трассы. На Хунгароринге действительно непросто обгонять, особенно если у соперников одинаковые машины.

Выиграв на Хунгароринге, Льюис одержал уже пятую победу в этом сезоне, - столько же в этом году выиграл и Росберг. Поэтому в том, что Льюис опередил Нико в чемпионате, нет ничего удивительного. И в этом факте статистика выглядит предельно логично. Победа Хэмилтона стала 48-й в его карьере и уже пятой в Венгрии. Хэмилтон стал единоличным рекордсменом Хунгароринга по количеству побед, хотя эта трасса имеет весьма длительную историю. Предыдущие рекордсмены Венгрии выигрывали здесь три раза – Айртон Сенна, и четыре – Михаэль Шумахер.

Льюис Хэмилтон любит венгерскую трассу, она ему хорошо подходит: техничное кольцо с органичной конфигурацией поворотов, много торможений, - как его называют, «большой картодром». Отсюда и успехи Льюиса в Будапеште. Интересно, что в нынешнем пелотоне Ф1 очень многим гонщикам нравится Хунгароринг. Например, Даниэлю Риккьярдо, который поднялся на подиум. Причем Дэн приезжает на подиум уже третий год подряд в Венгрии, включая и его победу в 2014-м. Кстати, Нико Росберг впервые финишировал на подиуме в Будапеште, хотя уже второй раз стартовал здесь с поула. Доходит до того, что многие гонщики неодобрительно отнеслись к замене покрытия на всем кольце Хунгароринга и на установке новых, «стандартных» поребриков. Старое покрытие с кочками и «фирменные» бордюры Хунгароринга придавали трассе особый характер. Хэмилтон сравнивал трассу с хорошим вином, которое с годами становится лишь лучше. Такое отношение так контрастирует с тем, что помнится было в 90-х. Тогда говорили, что Хунгароринг можно либо любить, либо ненавидеть; немногие гонщики любили венгерское кольцо, например, Эдди Ирвайн, но большинство терпеть не могло трассу из-за кочковатого покрытия, пыли и постоянных, нескончаемых поворотов, выматывающих из-за сопровождавшей эту гонку жары. Вот так меняются представления с годами…

Вообще от Венгрии ждали, что Mercedes здесь столкнется с более высокой конкуренцией – со стороны Ferrari и, в первую очередь, Red Bull. Но реально Ferrari и Red Bull сражались между собой, и так и не смогли всерьез атаковать позиции Mercedes. Новое ли покрытие, ровное и более быстрое, тому виной? Или то, что в этой части сезона, когда многие уже прекратили доработку машин, Mercedes еще более недосягаем?

В сражении двух следующих по скорости команд картина в Венгрии представляла собой то, что Ferrari атаковала Red Bull. Пилоты Red Bull смогли квалифицироваться на втором ряду, Риккьярдо впереди Ферстаппена, но в гонке на их позиции серьезный прессинг оказала Ferrari, и действия гонщиков Scuderia нельзя не признать удачными. После удачных действий на старте, когда Риккьярдо вклинился в борьбу лидеров, в дальнейшем он уже не претендовал на позицию выше третьей. Себастьян Феттель смог по ходу гонки оставить Ферстаппена позади, а в концовке вовсю прессинговал Дэна благодаря преимуществу в шинах, но Риккьярдо выстоял, и привез себе третий за три года подиум в Будапеште.

Райкконен в субботу провалил квалификацию, не пройдя в финал, но в гонке сразу же всерьез взялся за дело, на старте пройдя целый ряд пилотов, и в дальнейшем располагался там, где ему и следовало быть – в гуще сражения между Ferrari и Red Bull. Борьба между Кими и Максом Ферстаппеном стала одной из главнейших тем венгерской гонки.

В который уже раз Макс оборонялся, а Кими атаковал его позиции. Ферстаппен уже успел заслужить репутацию мастера оборонительных действий, к тому же на Хунгароринге обгонять было действительно сложно. Тем не менее, одна атака Райкконену чуть не удалась, а действия Макса при обороне вызвали немало споров и разговоров. Когда Кими наносил свою атаку во втором повороте, Макс сместился в его сторону, заблокировав пилота Ferrari, что привело к легкому контакту между двумя болидами. От переднего антикрыла Ferrari финна отлетел небольшой обломок, по словам же Макса, крыло Кими оставило глубокий порез на шине голландца, но в итоге это не привело к проколу. В дальнейшем Кими больше не удавались более убедительные атаки, возможно его Ferrari и потеряла немного в скорости, к тому же шины тоже изнашивались. Райкконен был недоволен действиями Макса, который дважды менял перед ним траекторию. Ферстаппен же сказал, что Прост и Сенна смогли бы оценить это сражение. Несмотря на юный возраст, палец Максу в рот не клади.

Хунгароринг не оправдал в этом году надежд на уплотнение пелотона; несмотря на то, что борьбы было немало, и гонка выглядела интересной, пелотон разбился на группы. Наиболее плотная и напряженная борьба, традиционно, идет в средней группе команд и здесь расклад сил меняется от трассы к трассе. Так, в Венгрии ждали сильного выступления McLaren Honda. Атаковать позиции тех же Red Bull и Ferrari и побороться за подиум чемпионам из Уокинга на этот раз все-таки не удалось, но они уверенно возглавили среднюю группу. Фернандо Алонсо и вовсе заслужил титул Мистер Стабильность: во всех протоколах венгерского уик-энда испанец расположился на седьмой строчке – во всех тренировках, квалификации и гонке. Просто поразительно! Для Дженсона Баттона гонка сложилась неудачно, хотя квалификация прошла неплохо – англичанин был восьмым, сразу позади напарника. Но в гонке еще в начале у него провалилась педаль тормоза, и затем все пошло наперекосяк. Абсурдность нынешних правил – когда по team radio Баттон получил инструкцию перезагрузить бортовой компьютер для восстановления тормозов, он получил за это штраф в виде проезда по пит-лейн – «подсказка» из боксов. Такие примеры и приводят к тому, что у Ф1 складывается репутация соревнований, в которых организаторы давно перехитрили сами себя.

Блестяще в Венгрии выступил Карлос Сайнс, который проводит просто отличный сезон. Карлос квалифицировался шестым, сразу позади Феттеля, а в гонке хоть и уступил пару позиций пилотам на более быстрых машинах, но все равно уверенно приехал восьмым, снова набрав хорошие очки. Квят в квалификации выступил не так уж плохо, показав 12-й результат, хотя и уступил в очередной раз главному сопернику – напарнику. Но в гонке после неудачного старта дела у Дани не складывались, потом добавилось еще превышение скорости на пит-лейн, и Квят застрял в плотной средней группе, в середине второго десятка. Пробиться оттуда наверх было крайне сложно, не обладая серьезным преимуществом в скорости. А как уже говорилось, по силам команды здесь чрезвычайно близки. Клиенты Mercedes также вряд ли могут занести Венгрию себе в актив. Валттери Боттас все-таки принес Williams очки за девятое место, в то время как Фелипе Масса провалил уик-энд в Будапеште, на особенной для себя трассе. Нико Хюлкенберг выиграл в очень плотном сражении с напарником, Серхио Пересом за десятое место, принесшем Force India единственное очко. Но трассы меняются, и баланс сил здесь тоже меняется.

Заключительная гонка перед летним перерывом в этом году – Гран-при Германии на Хоккенхаймринге. И после годичного отсутствия Германии в календаре Ф1, Хоккенхайм воспринимается как долгожданный! Именно эта гонка подведет промежуточный итог середины сезона, после чего можно будет взять паузу. Она же дает шанс отыграться – в первую очередь Нико Росбергу, который теперь особенно жаждет триумфа на домашней трассе. Второй домашней гонке, по словам самого Нико.