5 мин.

Эпоха пятидесятых. Часть 35. Сезон 1957-58. Личности. Дэнни Блэнчфлауэр

Во времена, когда даже главный тренер сборной Англии не имел полномочий выбирать стартовый состав, Дэнни Блэнчфлауэр был, словно какое-то инородное тело. Кто-то обладал великолепным дриблингом, кто-то бил по мячу мощнее всех, а другие лучше всех играли в воздухе. Среди всего этого великолепия индивидуальных качеств Блэнчфлауэр стал одним из первых, кто стал на поле думать.

Еще с детства ему суждено было стать футболистом. Его мать выступала за женскую футбольную команду на позиции центрального нападающего, а Дэнни в это время играл по три матча в день - утром за школу, днем - за молодежку, вечером - за местный ирландский клуб. Но детство быстро закончилось - началась война. Дэнни, соврав о том, сколько ему лет, записался в ряды Королевских ВВС и был отправлен на стажировку в Бирмингем, а оттуда в Канаду.

Вернувшись в Ирландию, он демобилизовался и стал играть за местный Гленторан. Понятно, что долго он в нем не задержался, иначе и не было бы смысла об этом писать. После Гленторана в его карьере были Барнсли и Астон Вилли, но не в том не в другом клубе он не обрел того, что искал.

Барнсли был клубом скромным, задач особых не ставил и амбициозному полузащитнику скоро надоело выполнять локальные задачи. Вилла была клубом более склонным к выигрышу трофеев, но все эти регалии, к сожалению, были завоеваны в основном еще до первой мировой войны. Клуб был стар, как сама Англия. Все, что делали венгры на поле Уэмбли в 53-м, казалось, не особо волновало руководство Астон Виллы. Порядки были консервативные и не самые современные. Футболисты проводили в основном силовые тренировки. Тренеры считали, что таким образом они больше изголодаются по мячу, а уж в субботу, когда придет время матча и они впервые за неделю получат возможность прикоснуться к нему, они порвут всех свои соперников. Однажды Блэнчфлауэру это надоело настолько, что со своейственной ему непосредственностью он заявил, что "если всю неделю тренироваться без мяча, в день матча футболисты могут его вообще не узнать". В общем, его карьера в Бирмингеме подходила к логическому завершению.

Ему было уже 28 лет, он так ничего и не выиграл, но судьба протянула ему свою руку. В борьбу за его трансфер включились лондонские Тоттенхэм и Арсенал. Победили в этом споре "шпоры", которые выложили за него 30 тысяч фунтов - огромные деньги по тем временам. "Канониры" предложили на полторы тысячи меньше.

Тогдашний Тоттенхэм представлял из себя команду бывших, но уже значительно постаревших чемпионов. Артур Роуи, главный тренер Тоттенхэма и создатель знаменитого стиля "push and run", понимал, что состав остро нуждается в обновлении и фундаментом нового Тоттенхэма должен был стать именно Блэнчфлауэр. Но желаемый тандем тренера и новичка так и не случился - Роуи вынужден был по состоянию здоровья уйти с поста рулевого. Его место занял (что для многих стало сюрпризом) Джимми Андерсон.

Андерсон оказался настроен довольно скептически в отношении Блэнчфлауэра. Нет, он не лишил того капитанской повязки, но всячески ограничивал инициативу полузащитника на самостоятельное принятие решений во время матча. А Блэнчфлауэр очень любил командовать на поле. Дело дошло до серьезной перепалки, когда в полуфинальном матче кубка против Манчестер Сити, который Тоттенхэм проигрывал, Блэнчфлауэр самолично изменил тактическое построение, но это не сработало. Андерсон обвинил того в самоуправстве, отнял капитанскую повязку и вычеркнул из состава на следующий матч чемпионата. Официально прессе было объявлено, что Блэнчфлауэр травмирован, но тот опять не пожелал играть в эти игры и прямо заявил о том, что произошло на самом деле.

Нельзя сказать, что на поле Блэнчфлауэр был блистательным футболистом. Да, он умел бить, пасовать, навешивать, но делал это не при помощи силы, а творчески и с умом. Он был организатором, "креативщиком" атак команды. Он, как шахматист, мог предугадать заранее развитие событий и оказаться в нужном месте в нужное время. Он мог диктовать темп игры, как никто другой в его время. Он знал, что надо делать для достижения результата и обладал достаточными лидерскими качествами и харизмой, чтобы увлечь своих партнеров.

Впрочем, до этого сезона он так ничего не выиграл, если не считать третьего места Тоттенхэма в чемпионате 1957-58 годов. Но зато сотворил маленькое чудо, - будучи капитаном скромной сборной Северной Ирландии, он вывел ее в финальную часть Чемпионата мира в Швеции, оставив за бортом турнира самих итальянцев.

Та квалификационная кампания сложилась для ирландцев довольно запутанно. В решающем матче у себя на поле им необходимо было обыгрывать итальянцев, в составе которых играл сам Скьяффино. Арбитром встречи был назначен венгр Иштван Золт, но тот не смог прилететь вовремя на игру. Ирландцы предложили кандидатуру англичанина Артура Эллиса, которую итальянцы естественно отвергли. Все шло к тому, что матч придется перенести. А за воротами стадиона уже стояла 50-тысячная толпа ирландских болельщиков, которые могли не понять такого поворота событий. В общем, после долгих споров и дискуссий, решено было все-таки матч провести, но понизить его уровень до товарищеского, а отборочный провести позднее. Когда люди, пришедшие на стадион прямо с работы, узнали о решении чиновников, их недовольству не было предела. Трибуны ответили злобным гулом, в котором даже нельзя было расслышать итальянский гимн. Вся эта нервозность передалась футболистам, которые прямо со стартового свистка начали грубить друг другу по поводу и без.

Правый полузащитник итальянцев Джузеппе Кьяпелла отвесил такой хук Блэнчфлауэру, которому могли бы позавидывать в Мэдисон Сквер Гарден. Скьяффино, обычно доброжелательный игрок, сбил с ног Уилбара Каша - Блэнчфлауэр долго уговаривал своего напарника забыть об этом и продолжать играть. Каш вроде успоколся, но вдруг с такой яростью пошел в отбор на уругвайца, что даже те, кто хорошо знал репутацию ирландского игрока, были несколько удивленны. Капитаны обоих команд пытались как-то охладить пыл своих футболистов, но порой и сами не выдерживали и срывались во все тяжкие. Матч закончился со счетом 2-2 а после финального свистка на поле хлынула толпа и полицейским пришлось приложить все возможные усилия, чтобы дело не закончилось массовой дракой.

Через пару месяцев итальянцы снова прибыли на Острова, на этот раз чтобы сыграть настоящий отборочный матч, но были переиграны сборной крошечной Северной Ирландии со счетом 2-1, оставшись таким образом за бортом чемпионата. А ирландцы, под предводительством Дэнни Блэнчфлауэра вошли в восьмерку сильнейших сборных на планете.