Блог Скорость

Парад обгонов

Просто феноменальным выдался седьмой шанхайский Гран-при! Cтолько обгонов, друзья, думаю, в Королевский гонках, по крайней мере в обозримом десятке лет, не видел никто. Пилоты сражались, как картингисты, наплевав на все контракты!

Большой вклад в неповторимое зрелище внесла погода. В третий раз за последние четыре года китайский Гран-при выдался дождевым. Но не стабильно дождевым, как раньше, с чётким моментом перехода с одного типа резины на другой, а абсолютно непредсказуемо менявшим характер гонки.

Как оказалось, старт почти ничего не значил, разве что порядок в очереди на пит-лейн. Именно порядок, ибо начавшийся на первом круге дождь, ведь никто на подвиг Маркуса Винкельхока не решился, спровоцировал львиную часть пелетона поехать в боксы за «микстом». Первыми это сделали Баррикелло, прорвавшийся на первом круге через Кубицу и Сутиля, сам Адриан, а также Хайме. Остальные последовали затем, на втором, и, круг порадовавшись преимуществу в скорости, увидели, что дождь уже прекратился и ситуация с темпом поворачивается в обратную сторону – пилотов на слике.

Преимущество переобувшихся преуменьшил ещё и пейс-кар, провозивший пелетон первые три круга. Участниками инцидента, аналогичного австралийскому, вновь стали выходцы из ГП2: Кобаяши, Буэми и Хюлькенберг. Однако виновником на этот раз стал не бравый японский самурай, а Льюцци, не сумевший прогреть тормоза и потерявший «Форс Индию» при касании педали. Без последствий для болида пережил событие лишь Нико, на глазах у которого Тонио списал три болида.

В полном составе рискнула не переобуваться в дождевую резину только «Рено», чьи гонщики Кубица и Петров, соответственно, замкнули квартет лидеров. Другие рискнувшие пилоты также заполнили шестёрку лидеров: Нико и Дженс в обрамлении впереди, Педро и Хейкки (!) в обрамлении позади. Да, я не ошибся, Хейкки Ковалайнен вывел дебютирующий малайский «Лотус» в очковую зону, да ещё и на шестое место!

Пока большинство, купившихся на первые капли дождя, поехали за очередной, уже обратно в слик, сменой покрышек, пока Фернандо – ещё и отбыв проезд по пит-лейну за фальстарт – трижды в течение пяти кругов побывал в «переулке», пока де ля Роза успел легко опередить Петрова на задней прямой и спалить мотор, шестёрка лидеров комфортно возглавляла пелетон. Как же так, возмутятся внимательные читатели, ведь Педро сошёл? Я не ошибся в цифрах. Между Виталием и Хейкки, на пятую позицию, выбрался Хайме! Этот момент почему-то ускользнул от всех обозревателей и экспертов, но юный испанец единственным решил сразу не менять «ошибочный интермидиет», а доказал, что в данных погодных условиях промежуточная и сухая резина практически одинаковы! Альгерсуари шёл в идентичном с Виталиком темпе. Лишь на одиннадцатом круге поехав переобуваться в слик, и кто знает, возможно, отомстил бы Шумахеру за отобранное в двадцатилетие очко, не сломай Хайме передний спойлер о Сенну при обгоне на круг, когда испанец только-только выехал из боксов на дождевой резине, став причиной выезда автомобиля безопасности.

Ситуация начала гонки повторилась! Вновь капли дождя, вновь пейс-кар, но события для квартета лидеров куда более обидны… Ведь сейчас уже были сформированы отрывы… И даже худший из лидеров, Петров, 10 секунд вёз Хэмильтону, 14 Феттелю и 33 Алонсо! Лидеру же даже Льюис уступал уже почти 55 секунд! Заглядывая вперёд, скажу, под финиш их разделило только пять. При равном темпе.

После массовой переобувки всего пелетона в «микст» отставание вследствие лишней пары остановок большинства было сведено на нет. И тут, естественно, отличился Хэмильтон. Быстрейший гонщик Гран-при фланговым ударом отправил Уэббера в асфальтированную полосу безопасности, а затем легко прошёл пару «Рено». Пять кругов, и Льюис уже в тройке. Да, с Росбергом нахрапом не получилось. Казалось, Льюис уже прошёл соперника по внутреннему радиусу в излюбленном девятом повороте, как совсем недавно подряд Виталия и Михаэля, но Нико, перекрестив траектории, успешно контратаковал! Льюис успокоился. Положился на команду, и «МакЛарен», позвав Хэмильтона на круг раньше, вручила чемпиону второе место.

В этой гонке вообще наглядно демонстрировалась тенденция: кто первым меняет резину, тот и получает преимущество. Ощутимое. В этом особо преуспели два лучших пилота современности, непобедимый дуэт «Феррари» начала века, Шумахер и Баррикелло. Увы, из-за нехватки скорости (в случае бразильца это был посредственный «Уильямс») прославленным асам приходилось лишь постепенно сдавать отыгранные на пит-стопах позиции. И если Рубенс с большим трудом позволял себя пройти реактивным «Ред Буллам» и «Феррари», то Михаэль, находясь всё время впереди, умудрился за круг после второго рестарта пропустить не только уже прошедших его до пит-стопа, но проигравших тактически, Хэмильтона и Феттеля, а ещё и Сутиля с Алонсо! И здесь с не лучшей стороны зарекомендовал себя и Бэби-Шуми, сложив оружие на рестарте перед Адрианом в первом повороте, а затем, на выходе из «Улитки», ещё и перед Фернандо, уткнувшись в кругового Чандхока, в попытке контратаковать соотечественника. За двукратным чемпионом Себ и просидел, не превосходя по темпу и не воспользовавшись более ранней остановкой, так и оставшись позади. В то время как испанец умудрился и с на круг более поздним (читай, невыгодным) пит-стопом опередить ещё и Кубицу!

Блестяще. А ведь Фернандо ещё и из-за штрафа пришлось прорываться с 17-й позиции… Прекрасному результату двукратного чемпиона поспособствовал один момент: Алонсо не выдержал. Две гонки, две гонки подряд он провёл за спиной напарника. В Малайзии сказать сложно, были проблемы с переключением «вниз», но в Австралии он был явно быстрее Массы. И все эти два десятка кругов, которые ещё позволяла проехать только резина на его «Феррари» в Мельбурне, результат не излишней бережливости, а именно сдерживания. Сдерживания себя. И вот здесь, простояв за напарником при смене на слик, испанец ликвидировал отставание от Массы, пока тот боролся с Баррикелло, и хотя сам так и не смог одолеть Рубенса, нырнул во въезд на пит-лейн синхронно с Фелипе! Бок о бок две «Феррари», а место на апексе лишь для одной… Шокированному бразильцу пришлось выехать на траву (хотя не так далеко, как на первом пит-стопе, где он едва не повторил «подвиг», стоивший Льюису титула в дебютном сезоне – спасла лишь уменьшенная на основе печального опыта британца гравийная ловушка) и ждать в очереди, пропуская опять Баррикелло, переобувшегося кругом ранее.

Но стоило ли двукратному чемпиону так усердно играть командного игрока два этапа, чтобы здесь, да в такой манере «показать зубы»? Масса не Баррикелло, возмущаться не стал. Но и Алонсо не Шумахер, никакого приоритета перед ним нет. Пока же ситуацию замяли.

Ждём Нюрбурга, желательно дождевого.

Ну а в этой гонке Фелипе сник. И если Фернандо прорвался на порог подиума, то Масса едва, за круг до финиша, смог спрыгнуть с порога очковой зоны, опередив экс-партнёра Михаэля.

Свою резину Шумахер превратил в слик уже за десять кругов до финиша (то есть проехав ровно столько же после замены на новый «микст»!). Не имея опыта работы с современной дождевой резиной семикратный чемпион представлял жалкое зрелище, не по-шумахеровски непобедоносное. Ещё до квалификации не сумев найти нужные для себя настройки, немец просто чудовищно терял на выходе из медленных поворотов, заранее смирившись, что в гонке будет чрезвычайно тяжко. После наилучшей тактики ранних пит-стопов из всех ошибившихся со сменой резины на первых кругах гонщиков Михаэль лишь десятый. В гонке, где выигрывал в последний, 91-й раз.

Остаётся надеяться, что комплексное обновление, дебютирующее в Барселоне, будет лучше подходить Шумахеру, чем текущая итерация, и мы увидим Настоящего Михаэля.

Второй герой, отметившийся с большим знаком минус – это «Ред Булл». Беру всю команду, поскольку она целиком ошиблась, и траектории пилотов постоянно пересекались в борьбе, причём, лишь в середине пелетона. Всё что смог сделать Марк в этой гонке отражает старт, где он уверенно вернул должок напарнику за прошлый Гран-при. Правда, и этот эпизод получился смазанным, поскольку полидировать ни круга в гонке не пришлось из-за фальстарта Алонсо. И лучшего времени после двух подряд Гран-при показать австралийцу также не удалось, ведь даже Феттелю он проиграл четверть секунды.

Зато разом повредил антикрыло и домкрат на первом пит-стопе, заставив ещё больше ждать Себастьяна. Учитывая, что эта остановка, как затем оказалось, была бессмысленной, комментарии излишни. На трассе Уэббо после этого скоростью на прямых не отличался беспомощно пропуская и Феттеля, и Хэмильтона. А ведь можно было попытаться хоть как-то подыграть напарнику?

Напарник и сам не впечатлил. Проиграв старт, немец пытался прорваться, лихо атаковав Хэмильтона при въезде на пит-лейн, но Льюис, пересекая все возможные границы, остался внутри, заставив конкурента уступить, так как места не было. За что Феттель не преминул тут же ответить после синхронного пит-стопа и срыва заднего моста (как старались быстрее рвануть к отсечке дуэлянты!) буквально втёр встречным движением руля британца в зону боксов команд! Естественно, ничего, кроме как поднять ногу с педали газа, чемпиону не оставалось.

Но очень быстро, будучи уведённым максимально наружу Сутилем, занимавшим внутренний радиус, Феттель открыл дорогу Льюису, обставившему в финальной шпильке разом двух немцев. У Себа был шанс ответить, когда они вновь синхронно заезжали в боксы, но здесь уже было чуть менее плотно, и сохранился статус-кво, после чего наступил рестарт, и дальше вы уже знаете, чего стоило пропустить Адриана… В итоге на финальном и вновь синхронном пит-стопе Себастьян проигрывал Льюису уже почти 11 секунд. Итог гонки обладателей первого ряда: шестое и восьмое место. В Шанхае, где год назад и при более сильном дожде они просто доминировали…

А между ними вклинился, кто бы мог подумать, Виталий Петров! Россиянин, впервые финишировав в Королевских гонках, разом набирает шесть очков, опережая самого Рубенса Баррикелло! Да, полгонки он ехал четвёртым, позади Кубицы, но с учётом нервного темпа новичка было ясно, что праздник жизни до конца Гран-при не продержится. И разворот на 450 градусов, прямо перед носом Алонсо и Феттеля, затем ещё пара потерянных мест на позднем пит-стопе, когда Марк и Шуми вышли вперёд, и пропуск Хайме… Петров завис на пороге очковой зоны, а позади уже «Феррари» Массы. И тут, в типично русской манере, когда, казалось бы, всё потеряно, Виталий резко взвинчивает темп! Хайме позади, Масса темп новичка поддерживать не может, у всех резина приходит в негодность, а Петров только атакует! Превосходно сохранив комплект от износа, Виталик догоняет и проходит семикратного чемпиона мира, а затем, не сбавляя ритм, оставляет позади обладателя первого ряда Марка Уэббера! 14 секунд до Феттеля и 36 до Алонсо. Вспомните, что было до пейс-кара… Почти.

Но а у нас не только авторы «правильных», минимальных двух пит-стопов для «микста», оказались в лидерах. Льюис Хэмильтон на абсолютно идентичной с «Ред Буллами» тактике произвёл настоящий фурор. Во всей череде обгонов он ни разу не пропустил соперника на трассе в равных условиях (прецедент был, но, как ни парадоксально, автором обгона являлся прошлогодний напарник Ковалайнен на аутсайдерском «Лотусе», но на правильной, сухой резине), планомерно прорываясь вперёд, британец сам, исключительно за счёт обгонов, прорвался в зону подиума. Вот так локтями, в типичном стиле разгребая себе дорогу в случае «Ред Буллов», Льюис абсолютно иначе действовал с легендой. Да, потешил самолюбие, обогнал и до рестарта, и после, но очень корректно.

Михаэль же, имея трёхсекундный дефицит скорости по отношению к Хэмильтону, просто издевался над англичанином. Льюис, словно забыл, что существует не только задняя прямая, где его болид имеет колоссальное преимущество в скорости, всё же вышел вперёд, но и то только лишь с третьей попытки, причём обогнав ещё до середины прямой, в конце которой Шумахер умудрился и на контратаку!

После рестарта борьба закончилась за полкруга, но и здесь Михаэль на разгоне из «Улитки» отправил Льюиса на обочину.

Остальных Хэмильтон, не считая Баррикелло, который затеял серию контратак по внешнему радиусу в каждом повороте, прошёл играючи. Но и Льюис, уже сейчас превзойдя 300-очковый рубеж за карьеру, как ни старался, какое бы шоу ни устраивал в гонке, ничего не смог противопоставить действующему чемпиону мира, партнёру по «МакЛарену», Дженсону Баттону.

Дженсон выигрывает половину гонок из прошедших на данный момент. Дженсон выходит в лидеры чемпионата мира. Британец вновь абсолютно правильно сработал тактически. И ему вновь оставалось обогнать лишь одного соперника на трассе. И хотя Росберг уверенно лидировал первую треть гонки, ведя чемпионат к красивейшему вступлению в виде квартета команд-победительниц в четырёх стартовых Гран-при, Баттон показал, что единица на носовом обтекателе висит у него не зря. Стоило Нико под первыми каплями второго дождя чуть-чуть ошибиться, выехав по прямой за пределы трассы и недостаточно хорошо выйти из бэнкинга, как Дженсон воспользовался этим, слип-стримом подъехал и, как стоячего, проехал сменщика в чемпионской команде. Девятую победу Баттон упускать не собирался и, вы не поверите, продолжил китайскую традицию разных триумфаторов Гран-при, ведь именно здесь в первых семи гонках прошлого сезона британцу выиграть не удалось! Только «Феррари» теперь уже и половины побед здесь не принадлежат. Зато Фернандо волевым решением сломил-таки внутрикомандный стереотип нынешнего сезона.

Ну а Нико Росберг, регулярно беря все очки, что только возможно, вышел на второе место в первенстве! Вот так вот экс- и нынешний счастливчики Брауна опередили и весь пелетон в личном зачёте. А «МакЛарен» впереди ещё и в Кубке Конструкторов, подвинув, наконец, «Феррари», в то время как номинально быстрейшими, посуху по крайней мере, по-прежнему считаются «Ред Буллы». Интригующе.

А нас ждёт возвращение Формулы 1 в Европу. Вступление к сезону завершилось, и через три недели нас ждёт, возможно, другая Формула 1. С абсолютно изменённой диспозицией как команд, так и гонщиков. Серьёзные апдейты уже ждут каждую из команд.

Увидим ли мы нового или прежнего Михаэля? Смогут ли блеснуть на родине Фернандо, Педро и Хайме? Сохранит ли лидерство Дженсон, или его, как и Фелипе, разом оттерут на шестое место? Последует ли успешное продолжение за Виталием, или это была всего лишь исключительная дождевая гонка? На эти, а также многие скрытые вопросы постарается ответить знакомая вдоль и поперёк всеми пилотами, но от этого не менее интересная и напряжённая «Монтмело Каталунья», где в последние четыре сезона также побеждали разные пилоты.

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.