10 мин.

Красивый «Буддх»

 

Дебютный Гран-при Индии, так пугающий своей недостроенностью и неподготовленностью, всё же состоялся! И каким он выдался?

Если говорить о трассе, то конфигурация просто великолепна. Выше всяких похвал. Словно и не Тильке с присущей ему рафинированностью и однообразием в архитектуре полотен приложил свои усилия, зажатые в рамки безопасности и на выходе выдающие пару искусственных зон обгонов, которые на деле не работают вовсе. Нет. Здесь всё естественно. Трасса с неповторимым стилем. С харизмой. Само полотно с невиданной даже для Формулы 1 гладкостью и ровностью асфальта. Конфигурация и ширина трассы не только позволяют проходить повороты по разным траекториям, но и дают истинное наслаждение от панорамы изменяющегося сечения полотна с перепадом высот, а также от красивейших зон безопасности.

Если же говорить о самой гонке, то эмоций чуть меньше. Начиная с «Сузуки», соизмеримо с падением интриги стала падать и зрелищность самих событий на трассе. Да, если вернуться лет на десять назад, ситуация с индийской гонкой вышла бы радужной. Но это на том фоне. Это сезон приучил к абсолютно другому уровню борьбы. Но, увы, её на автодроме «Буддх» в масштабе сражений за Большой Приз мы так и не увидели.

Феттель с поула унёсся сразу. Как оказалось, к Большому Шлему, который новоиспечённый чемпион завоевал лучшим временем на финишной черте, став лишь третьим после Шумахера и Алонсо обладателем редчайшей награды! Далее, как по ранжиру, Дженсон. Всю гонку. Со старта давлением вынудил в первом повороте Алонсо ошибиться, а Уэббера капитулировать атакой по внешнему радиусу на задней прямой. Имея уступающий в скорости (полсекунды с круга) болид, Дженс отбил аналогичную атаку вооружённого ещё и DRS Марка, чем окончательно сломил пытавшегося бороться за второе место в чемпионате австралийца. Всё. Всю гонку Баттон проследовал за Феттелем, совершая пит-стопы на круг раньше и удостоился, так сказать, «малого шлема», подобно тому, что заработал Рубенс Баррикелло, всю гонку преследуя Михаэля Шумахера в Австралии 2004 года.

Вообще, символично, что пилоты топ-команд, уступившие в Турции, отыгрались в Индии. Речь, конечно, не идёт о Массе и Уэббере, которых можно уже записать в полнейших неудачников сезона. Речь о Баттоне с Алонсо. Стоило Дженсу прервать свою пятиподиумную серию в «Йонаме» и отдать пальму первенства Льюису, как через две недели Дженс отыгрался и вновь сравнялся по количеству пьедесталов за формульную карьеру со своим конкурентоспособным соотечественником. Теперь разрыв между ними в борьбе за «место после Феттеля» близится к критическому, и всё идёт к тому, что они могут основаться на разных полюсах этого сражения.

Если же говорить о Фернандо, то иронично, что испанец уже третью гонку подряд финиширует непосредственно позади Баттона… Более того, двукратный чемпион безвыигрышно повторил это в семи последних Гран-при – с тех пор, как Дженсон перестал сходить. Однако, тем не менее, это великий результат для Алонсо. Он вновь, как и в Валенсии, просто на классе одолел Уэббера. Пилот "Феррари" не отпускал более совершенный «Ред Булл» всю гонку и на финальной волне, пересидев, как ни в чём не бывало, вышел вперёд. Более того, обмен позициями состоялся, несмотря на то что очной борьбы с давлением Фернандо на трассе не было, поскольку после дебютной волны пит-стопов между дуэлянтами жёстко вклинился Михаэль Шумахер, решительно отодвинув Алонсо. Но Марку ничего не помогло. До гонки обсуждаемая командная тактика для возможной победы Уэббера на деле даже потенциально не потребовалась. Австралиец элементарно слишком неконкурентоспособен.

Потому неудивительно, что, располагая лучшим болидом пелетона, Марк ни разу не выиграл, завоевал столько же подиумов, сколько Алонсо, притом даже в борьбе за третье место ещё и уступая испанцу по очкам.

Но это всё выглядит небольшой проблемой на фоне тотального невезения Массы. Фелипе, ещё три года назад упустил титул уже после финиша, в то время как сейчас борется за арьергард очковой зоны, пилотируя болид всё той же команды! На фоне девяти подиумов Алонсо бразилец ни разу (!), вдумайтесь в это предложение, не финишировал выше пятого места в сезоне… Сейчас, по прошествии 150 гонок, Фелипе прервал ещё и серию из десяти очковых финишей кряду. Более того, в третий раз за четыре Гран-при он столкнулся со своим чемпионским обидчиком памятного для бразильца 2008-го. Невероятно, но эти парни вновь нашли друг друга.

Льюис, показав второе время и исполнив ненужный штраф, не только не прорвался тут же обратно, как это было в Великобритании или Монако, но и упустил на старте Массу! Всё бы ничего, но бразилец на трети дистанции ошибся, и этого было достаточно, чтобы Хэмильтон немедленно атаковал. Фелипе остался на траектории и столкновение было неизбежным. Остаётся поражаться Льюису, который как раз до этого выразил желание не попадать в неприятности и больше не провоцировать аварии… Хотя наказали Массу, который был снаружи. И 10 секунд потерянных Фелипе от контакта после штрафа превратились в 10 секунд преимущества над сменившим антикрыло Хэмом.

Впереди дуэт «Мерседесов», возможная борьба? Нет. Масса закончил гонку так же, как и квалификацию. Только на этот раз в той же связке скоростных поворотов Фелипе не уследил за левым передним колесом. Сход из-за поломки подвески о «керб» был неминуем.

А чем же закончилась судьба его непримиримого «партнёра по столкновениям»? Льюис прошёл «Торо Росс», которые из двух превратились в одну, поскольку на круге выезда британца с незапланированного пит-стопа с трассы из-за отказа мотора сошёл Буэми… Но большего Хэму сделать не удалось. «Мерседесы» были недостижимы, в том числе, и по темпу! Повреждённый в столкновении с Массой «МакЛарен» потерял скорость, и его постоянно тянуло вправо.

В «Серебряных стрелах» же наметилось явное и давно назреваемое событие. Шумахер обрёл себя. Да, в квалификациях он по-прежнему никак не может найти пиковую скорость, и у него постоянно возникают какие-то проблемы, но в гонке семикратный поистине неподражаем. Стоит ли говорить, что Михаэль в очередной раз выдал фантастически эффективный первый круг в продолжение блестящего старта? С 11-го разом на 8-е с мастер-классом по атакам по внешнему радиусу «Торо Россо» и Сутиля за пару торможений в конце длинных прямых. Всю гонку просидел за Росбергом и, наконец, на финальной волне пит-стопов перечеркнул утверждения напарника о внутрикомандной конкурентоспособности, выданные накануне, обставив молодого соотечественника. Пять лишних кругов было достаточно, чтобы остаться впереди, классически пересидев, как в былые времена, конкурента. Михаэль полностью использовал ресурс некогда свежего «софта», выигрывая вплоть до секунды на круге, пока Нико вкатывался в неприкатанный «хард». Удивительно, откуда взялся резерв у Шумахера, разом вышедшего из 1:29 на 43-м круге, когда у Росберга уже поплыли шины...

Великолепное пятое место чемпиона, и лишь пять очков до партнёра-соотечественника, ещё в прошлом году поставившего под сомнение успешность возвращение Михаэля. И Шуми остаётся заработать лишь пару баллов, чтобы достичь графика прошлого сезона, когда он выступал на более конкурентоспособной на фоне топ-болидов машине. А впереди ещё две гонки. Ошеломляющий прогресс.

Но не только самые возрастные пилоты способны к развитию. Хайме Альгерсуари, самый юный гонщик пелетона, выдал очередной великолепный уик-энд. Теперь и, квалифицировавшись, в топ-тен. Испанец в первом же повороте с контактом одолел своего напарника и, несмотря на неудачный старт, наверстал упущенное. Хайме не только контратаковал Сенну, воспользовавшись проблемами с KERS, но и догнал и обогнал по внешней траектории после зоны DRS победившего в квалификации Сутиля! Всё, что смог сделать Адриан, так это принести два очка «национальной» индийской команде в дебютном домашнем Гран-при.

Замкнул же очковую зону, несмотря на старт с 20-й позиции, Перес. «Заубер» серьёзно потерял ход и, уже пропустив «Форс Индию», позволил «Торо Россо» сравняться по очкам, оставаясь впереди лишь по дополнительным показателям. Камуи же поддержать дебютанта вновь никак не смог, после контакта с Глоком сойдя уже на первом круге и доведя свою бесплодную серию до семи гонок…

А где же «Рено», за которую приехал поболеть даже сам владелец команды Жерар Лопес? Команда из Энстоуна на пороге. Пороге очков… Тактика сверхпоздних пит-стопов испортила всю гонку Сенне, хотя на протяжении всей дистанции бразилец шёл в очковой зоне…Однако ошибочность действий стратегов свела всё на нет, а блестящий старт с 14-го места в десятку был постепенно нивелирован отказавшей KERS.

Тактика Петрова была абсолютно зеркальной: как по времени пит-стопов, так и по составам резины. Соответственно, этот удачный вариант копировал стратегию Переса, имея преимущество более высокой стартовой позиции и недостаток отсутствия свежего комплекта «софта» на финальный отрезок. Однако по задумке Виталий должен был быть впереди, и преимущество в скорости болида должно было подтвердить её. Но россиянин всё провалил уже на первом пит-стопе на третьем круге. Нажав не на ту кнопку, гонщик едва не заглушил мотор, потеряв на манипуляциях более пяти секунд… Тенью проследовав за Пересом всю гонку, на атаку способностей Петрову уже не хватило.

Так и завершился этот дебютный Гран-при страны, в которой на всё миллиардное население приходится лишь два прокатных картодрома и полное отсутствие других гоночных трасс. Стране, которая подарила Ф1 Нараина Картикеяна, который перед родными трибунами обрёл второе дыхание и сходу одолел перспективного Риккьярдо, который три гонки подряд по всем статьям обыгрывал Льюцци, который значился непререкаемо лучшим пилотом «ХРТ» за всю которкую историю испанской команды вообще. Индус выдал такой темп, что Коллесу впору было бы усомниться в правильности замены его на Риккьярдо по ходу сезона. 17-е место с абсолютно последнего на старте, с финишем в непосредственной близости от «Маруси» - настоящее достижение!

Успех, сравнимый с 14-й позицией Хейкки. «Лотус» финишировал в компании «Уильямса» и «Форс Индии», притом что ди Ресту пропустил лишь на второй и последней волне пит-стопов, и всю гонку показывал равный командам средней руки темп, так что сломавший на старте о напарника спойлер Рубенс за всю гонку догнать Ковалайнена не успел, хотя и показал пятое время круга!

Гонка, начавшаяся с минуты молчания в честь погибших  Дэне Уэлдоне и Марко Симончелли, прошла вполне спокойно, и красота трассы вкупе с двумя зонами DRS и эксклюзивным "праймовым" "софтом" не внесла изменений в стремительно движущемся к завершению чемпионате. "МакЛарен" официально завоевал "серебро" Кубка Конструкторов, и пелетон уезжает на впервые не закрывающем первенство Гран-при Абу-Даби с перспективой борьбы не более чем за второе место в личном зачёте...

Виталий Мошин 

Обзор квалификации