7 мин.

Аланский фарс. Почему расформирование «Алании» – это правильно

Если не сегодня, то завтра; если не завтра, то послезавтра не станет футбольного клуба «Алания». Он будет объявлен банкротом и провалится в подземелье российского футбола. Из Владикавказа еще с конца осени доносятся стоны: уважаемые мужи говорят о том, что местный футбол под угрозой, что тысячи мальчишек окажутся без цели в жизни.

Радоваться чужим проблемам неправильно. Поэтому в этом тексте не будет радости. В нем будет два десятка абзацев, которые объяснят каждому из вас – будь вы из Моздока, Москвы или Мосальска – почему таких клубов, как сегодняшняя «Алания», в цивилизованном обществе быть не должно.

1. Если вдруг вы не в курсе: проблемы «Алании» возникли из-за того, что от нее отказался богатый спонсор – компания «РусГидро». Почему отказался, мы еще скажем, а сейчас давайте вспомним, каким образом этот спонсор к «Алании» прибился.

Зимой 2012 года на Руси кипела предвыборная кампания кандидатов в президенты. Одним февральским утром в Москве жужжала конференция РФС – довольно скучное мероприятие, где собираются видные и не очень мужчины и обсуждают протокольные и – важно – футбольные вопросы. В разгар конференции слово получил Валерий Газзаев, тогда президент футбольного клуба «Алания».

– Мои дорогие, – обратился он к аудитории, – через месяц в России выборы. Я скажу сразу, что ни ко одной партии не принадлежу – разве что к футбольной. Чтобы мы имели возможность заниматься любимым делом, стране нужны покой и стабильность. Вспомните, как было раньше, и как стало сейчас. Не стоит думать, что Владимир Владимирович Путин победит и так. Обязательно нужно прийти и поддержать его.

Ровно через месяц президентскую гонку с колоссальным преимуществом (63,6%) выиграл Владимир Путин. Еще через три месяца «Алания» объявила о приходе нового спонсора – «РусГидро». В середине нулевых эта компания появлялась на свет 100-процентной дочкой РАО «ЕЭС России» – огромного государственного монополиста; сейчас ее крупнейший акционер – Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Вместе с новым спонсором в «Аланию» хлынули деньги – 1,2 миллиарда рублей.

Если вы скажете, что в такой охоте за спонсорами нет ничего страшного/странного, то я просто прислоню ладонь к своему лицу и немного помолчу.

2. Волна из денег накрыла «Аланию» летом 2012 года. Часть суммы (минимум – четверть, максимум – треть) ушла на погашение старых долгов. Большая часть оставшейся – как говорят, не меньше 600 миллионов рублей – была потрачена уже к зиме.

Эффективный менеджмент на то и эффективный, чтобы уметь работать быстро.

Весь 2013 год «Алания» провела в долгах. Какую-то их часть удалось погасить, основную – нет. Футболисты и сотрудники клуба не получают денег уже 8 месяцев.

3. Выдающийся пример трансферной деятельности «Алании» вы наверняка прекрасно помните и так, но я не могу отказать себе в удовольствии обратиться к нему еще раз.

В 2011 году – еще до «Русгидро», тогда основным источником финансирования был бюджет Северной Осетии – в клуб пришел бразильский футболист Вандиньо да Силва.

Год спустя Счетная палата решила проверить «Аланию» и выяснила, по какому прекрасному чертежу был построен трансфер Вандиньо. 40,4 млн рублей – агентское вознаграждение, 24,25 млн рублей – временный трансфер игрока, 7,42 млн рублей – заработная плата и иные выплаты игроку за 6 месяцев. Все цифры официальны.

Официальное амплуа Вандиньо да Силвы – нападающий, фактическое – чемодан с ногами, который возят по всему миру, чтобы штамповать переходы, зарабатывать и давать зарабатывать другим. До «Алании» 25-летний Вандиньо 10 (на всякий случай прописью: десять) раз менял команду. Во Владикавказе он отыграл 10 матчей, забил один гол и поехал дальше. За два года, прошедших с тех пор, он поменял еще три команды – вам ведь тоже интересно, какие вознаграждения его агентам платили они?

4. В разгар финансового бедствия, несмотря на проблемы, клуб лидировал почти весь первый круг первого дивизиона, а закончил год, даже после технического поражения за неявку во Владивосток, на втором месте. Было бы странно, если бы было иначе – учитывая, какие дорогие футболисты собраны в клубе.

Средняя зарплата игрока «Алании», когда она барахталась в премьер-лиге-2012/13, составляла 40 тысяч долларов в месяц; самый высокооплачиваемый, вратарь Хомич, получал около 100 тысяч, то есть больше миллиона долларов в год. Как говорят, после вылета в ФНЛ зарплаты были сокращены, но все равно оставались самыми высокими в дивизионе.

Для сравнения: в тульском «Арсенале», который всю осень шел вровень с «Аланией», а сейчас отстает от нее всего на две победы, самая большая зарплата – 500 тысяч рублей (15-16 тысяч долларов), средняя – 200-300 тысяч.

Также проявлю банальность и напомню, какие зарплаты платят в чемпионате Италии. С особым интересом изучите столбик с названием «Удинезе» – там так же, как и в «Алании», умеют воспитывать способных футболистов, платят им примерно столько же, но почему-то живут, никуда не вылетают, а иногда даже пробиваются в Лигу чемпионов.

5. В августе 2012 года «Алания» объявила об очень важном трансфере: из «Фламенго» в команду приехал 21-летний Диего Маурисио. За нападающего, который в 55 матчах за предыдущий клуб забил 6 голов, было заплачено 2,8 миллионов евро (больше 100 миллионов рублей).

За год парень сыграл 12 матчей, отдал 1 голевую передачу и взбесил примерно всех вокруг себя – чудовищной игрой, лишним весом, отрешенностью от мира. Между игроками «Алании» ходила байка, что единственный раз Маурисио проявил хоть какие-то эмоции после жаркого разговора с тренером. Якобы он обещал порубать Маурисио на куски и отправить их родственникам в Бразилию, если тот не возьмется за ум. Бразилец «реально обосрался, зашевелился на тренировках, но уже через пару дней снова потух».

Вы точно будете скучать без команды, которая на вполне государственные 100 миллионов устраивает трансферы таких полезных для нашего футбола игроков?

6. Выбивая слезу по поводу скорой кончины «Алании», ее боссы любят вспоминать, как много народу ходит на ее матчи. Боссы не врут: у «Алании» и правда приличная домашняя посещаемость. Жаль только, что конвертировать ее хоть в какие-то деньги у клуба не получалось. Говорят, что 20 тысяч зрителей на домашнем стадионе во Владикавказе – это 7-9 тысяч проданных билетов. Тех, у кого билетов нет, пускали на стадион бесплатно. Если вдруг вы захотите спросить: «Почему? Клуб же теряет на этом деньги! Может, не самые большие, но настоящие деньги», – вам ответят: «Чтобы я отказал знакомому? У нас так не принято».

Впрочем, не будем винить за это «Аланию». Зарабатывать хотя бы чем-то, кроме прикладывания к вымени спонсора, не принято почти во всем российском футболе.

7. Уверен, многие из вас могут не знать имени главного тренера «Алании». Фамилия-то известна – Газзаев, но вот имя не сразу приходит на ум. Владимир Газзаев – юрист по образованию – никогда не играл и не тренировал профессионально, но в 2011 году в возрасте 31 года был назначен главным тренером «Алании» (штаб из проверенных специалистов-друзей его отца остался в команде). В 2012 году он вывел клуб в премьер-лигу, провалил осеннюю часть, уступил место отцу, а после вылета в первый дивизион снова вернулся на место главного.

Лучше всего про такую стремительную карьеру высказался Василий Уткин, но даже без его реплики вы сами можете решить, к какому футболу такие назначения ближе: к европейскому, где Виллаш-Боаш с 17 лет делает себя сам, или азиатскому, где зять президента Казахстана играет в нападении самого богатого клуба страны и выписывает туда Титова и Тихонова.

Кстати, вы же в курсе, что даже к Леониду Слуцкому, несмотря на его поступательную карьеру и вполне выдающиеся достижения, некоторые игроки до сих пор относятся не так, как к другим тренерам? Слуцкий никогда толком не играл в футбол – черепная коробка большинства русских футболистов отделана так, что для них этого достаточно, чтобы не считать человека своим. Так вот если с такими проблемами сталкивается даже лучший русский тренер последних лет, представьте на секунду, как к младшему Газзаеву относились футболисты «Алании».

8. Прямая речь председателя правления компании «РусГидро» Евгения Дода:

– Мы считали перспективным и правильным поддержать «Аланию», дали им огромные деньги – 1,2 млрд руб. Но футболисты вылетели в первую лигу, клуб не выполнил обязательства по переводу формы собственности в ОАО, и мы приняли решение в связи с ограничениями по тарифам и по финансовой доходности свернуть сотрудничество.

У нас больше нет ни желания, ни ресурсов работать с большим футболом вообще. У нас полное взаимопонимание с руководством осетинского клуба по вопросу возможной смены юридического лица, но коллеги хотят одного, а у нас другие возможности. Поэтому, к сожалению, спорт больших достижений – не наша весовая категория.

У нас нет таких возможностей, как у «Газпрома», «Роснефти», «Россетей».

9. Самое прикольное, что прорваться с «Аланией» в новую жизнь пытаются те же люди, что довели ее до жизни нынешней. Впрочем, гораздо прикольнее будет, если раскрутить кого-то на деньги им все-таки удастся.

До поправок в конституцию на это было бы больше шансов. Но сейчас – сами решайте, к сожалению или к счастью – выборы президента проходят на целых два года реже.

P.S. Тем осетинским болельщикам, которые вылезут в комментарии с уверенностью, что автор – нацист, а злодеи из РФС отбирают у них любимую команду, я оставлю два маленьких пожелания. Чтобы ваша команда когда-нибудь вернулась в интересные турниры. И чтобы тот, кому это поручат, управлял вашими деньгами гораздо, гораздо лучше.

Фото: РИА Новости/Василий Пономарев/Саид Царнаев