5 мин.

Банка – русский стандарт. Почему налог на иностранных тренеров – зло

Олег Романцев, Михаил Гершкович и Сергей Павлов – тренеры, за которых не надо платить налог. Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Когда человек из пешехода превращается в водителя, он начинает думать о новых, прежде невиданных вещах. Как защитить картер, в какой барсетке возить техпаспорт, оставлять ли чаевые на заправочных станциях. Вопрос, который забрался в мою голову одним из первых, был – признАю – довольно снобским. По какой причине человечество продолжает ездить на русских автомобилях?

Как нужно относиться к собственной жизни, чтобы доверять ее машине, в смысле безопасности недалеко ушедшей от консервной банки? Понятно, что это дешевле. Но ездить на метро еще дешевле, зато быстрее и на том же уровне комфорта. Еще более важный вопрос идет следом: в какому бреду должно находиться правительство страны, огромными деньгами и вероломными законами поддерживающее производителя, который эти консервные банки все еще выпускает?

Налог на иностранных тренеров, придуманный РФС, из той же категории бреда. Так вышло, что иностранные тренеры на данный момент лучше наших; бороться с плохим, ограждая себя от хорошего, – славный, конечно, метод. Параметров, в которых иностранные тренеры лучше, можно назвать с пару десятков. Чтобы не утомлять вас, я назову три.

Знания

Я очень смеялся, когда услышал установку на игру одной маленькой команды Премьер-лиги. Вместо того чтобы объяснить, кто куда бежит и кого за что хватает, тренер напоминал: «Ребята! Как бы ни сыграли, завтра – шашлычки, как договаривались. Коля, ты за мясо отвечаешь. Кирилл, ты за алкоголь – но только в меру, много не бери. И жен, детей не забудьте». Неизвестно, думали ли о шашлыках игроки этой команды, выбираясь из раздевалок, но на поле шашлык сделали из них – 0:6.

Знания, а особенно их актуальность, – главная проблема русских тренеров. В тренерской школе Коверчано преподают Арриго Сакки, Фабио Капелло, Чезаре Пранделли и другие мужчины, которые работали в лучших командах планеты, выигрывали самые главные трофеи и так или иначе формировали современный футбол. В Высшей школе тренеров преподает Михаил Гершкович.

Русские футболисты ругают Бубнова, но его частый аргумент («А ты кто такой? Что ты выиграл?») прошит и в их микросхемах

Когда-то тренировки русских клубов состояли из издевательских физических упражнений, а в раздевалках звучало легендарное: «Деньги зарыты в штрафной соперника – идите, откопайте». Сейчас, когда соперников готовят бывшиетренеры «Ромы» и «Челси», а половина твоих игроков понимает тебя только через переводчика, такой стиль управления уже не поможет. Тренерам в России уже давно нужны не только энергия, но и знания.

Всевозможной дичи в тренировочном процессе темне менее все еще много. Эпические занятия Андрея Чернышова в «Спартаке», где он тренировал подкаты на невидимых соперниках, к счастью, уже позади, а вот гандбол на все (все!) поле в одном провинциальном клубе практикуют до сих пор. Летом этот клуб окажется в Премьер-лиге. Приедут в Москву – спрошу у тренера, какую именно пользу приносит футболистам это дивное упражнение.

Независимость

В русском футболе по-прежнему развито кумовство. Это необязательно плохо, но когда смотришь, как защитник Бенуа Ангбва путешествует за тренером Гаджи Гаджиевым по маршруту Самара – Раменское – Махачкала – Самара, а вратарь Александр Макаров в тех самых городах тестирует скамейки запасных, становится грустно. Еще грустнее – когда в Россию приезжает иностранный тренер, сканирует окрестности и занимается тем, чем должны заниматься его местные коллеги, – открывает новых звезд.

Когда Гус Хиддинк творил историю сборной России, Торбинского он отыскал для нее в запасе московского «Спартака»; когда приехал на пенсию в «Анжи» – интегрировал в команду Логашова и Шатова. Фабио Капелло не проработал в сборной России и года, но успел попробовать в ней сразу девять новых футболистов – от Черышева до Григорьева. Миодраг Божович слепил в России сразу две команды, разбежавшиеся потом на повышение: сначала «Амкар», а затем «Москву» – с Самедовым, Тарасовым и, как бы это сейчас ни звучало, Ребко. Властимил Петржела о том, как презентовал Петербургу новое поколение собственных воспитанников, рассказывал примерно десять тысяч раз. Даже довольно посредственный тренер Жозе Коусейру очень симпатично реформировал «Локомотив» – сделал из него команду, которая была уязвима, зато кишела молодыми русскими игроками – от Оздоева до Фильцова.

Авторитет

Не то чтобы очень давно у молодежной сборной России был тренер, которого прямо во время матча охватывала паника. Такая, что при подаче угловых на наши ворота он не находил ничего лучше, чем закрывать глаза. Как вы думаете, каким авторитетом этот тренер пользовался у этих игроков?

Шальные деньги русского футбола и лимит на легионеров, значительно ускоряющий доступ к этим деньгам, сделали наших футболистов самодостаточными и самоуверенными людьми. Все они ругают футбольного философа Александра Бубнова за гнев и категоричность, но один из универсальных бубновских аргументов («А ты кто такой? Что ты выиграл?») давным-давно прошит и в их микросхемах. Русским футболистам очень тяжело воспринимать тех, у кого мягкий характер, и тех, у кого нет мощного игрового или тренерского бэкграунда.

Так вышло, что иностранные тренеры сейчас лучше наших. Бороться с плохим, ограждая себя от хорошего, – славный, конечно, метод

Чтобы увидеть самый свежий пример, посмотрите, на каком месте идет «Динамо». При Сергее Силкине, которого футболисты все прошлое лето выдавливали из команды, оно было последним без единого набранного очка. Дан Петреску когда-то играл за «Челси» и шумел с «Унирей» в Лиге чемпионов, а в этом сезоне катапультировал «Динамо» в зону еврокубков. Да, сделал это Петреску с абсолютно теми же игроками, что были у Силкина.

Хотя лихая романтика 90-х давно позади, в чем-то русский футбол – по-прежнему Дикий Запад. Здесь много денег, но мало людей и идей. Иностранные тренеры – те, кто дилижансами, гружеными и не очень, эти идеи сюда и привозит. В том числе чтобы идеи оседали в головах местных жителей. Леонид Слуцкий – четвертьфиналист Лиги чемпионов и вероятный чемпион России – уже много лет проводит стажировки в ведущих топ-клубах Европы, общается с Моуринью и Хиддинком, учит английский язык, читает блог Этторе Мессины и ходит на эфиры либеральных телеканалов. Нет никаких сомнений в двух вещах: 1) Слуцкий – лучший русский тренер последних лет; 2) Слуцкий – продукт европейской тренерской культуры.

Играя в антиглобалистов и ограждая себя от этой культуры, сколько бы знаний и жизни она нам ни принесла, мы делаем широченный шаг в прошлое. В то самое прошлое, когда миллионы людей были убеждены: консервная банка – тоже автомобиль.

Михаил Гершкович: «Мы не запрещаем приглашать тренеров-иностранцев. Только сначала подумайте»

Новый номер еженедельника «Футбол»