Реклама 18+
Блог Заводной апельсин

ОЧ, умелые ручки. Как заполнить стадионы новорожденной лиги

Фото: Fotobank/Getty Images/FIFA via Getty Images/Michael Regan

Этот пост тоже про Объединенный чемпионат, извините. В комментариях и статусах наших пользователей уже раздаются призывы выкатить на сайт кнопку «Отключить все новости об Объединенном чемпионате». Наша служба разработки, весьма вероятно, возьмется за это совсем скоро – как только запустит другой хит на актуальную тему. Премьера другого хита – через пару дней.

Пока же стоит почитать, например, текст Стаса Рынкевича, спроектировавшего весеннюю часть ОЧ, случись он уже в 2013 году. Календарь трех ближайших туров меня крайне заинтересовал. Я захлопал в ладоши, увидев афишу «Арсенал» – «Ильичевец». Понял, что, наконец-то, посещу Махачкалу ради матча «Анжи» – «Черноморец». Поставил напоминание скачать в торрентах игру «Металлист» – «Кубань», а «Ильичевец» – «Металлург» – обязательно посмотреть вживую.

Проблема зрительского интереса – по крайней мере в России – одна из тысячи, которую придется решать устроителям новой лиги. Аргумент про то, что больше богатых команд и звездных футболистов потянут зрителей на трибуны, можно уже сейчас сдавать на переработку. Количество богатых команд в России увеличивается постоянно, а звездных игроков уже давно больше, чем в Голландии или Франции. Однако ни Хонда, ни Халк, ни даже Это’О не заставили график российской посещаемости подняться с довольно позорной отметины в 12,2 тысяч человек за матч.

У меня есть предложение, как забить стадионы, которые будут принимать матчи ОЧ. Предложение неновое и основано на опыте, уже опробованном за границей. Предложение – платить зрителям за то, что они будут приходить на стадион.

Стандартный взрослый тариф болельщика ОАЭ – около 10 евро. Если хлопать, петь и махать флагом, можно заработать еще 5 евро

В сентябре прошлого года The National – англоязычная газета, выходящая в Абу-Даби, – опубликовала заметку о местных футбольных нравах. К удивлению репортеров, на матчах чемпионата ОАЭ многие команды платят зрителям за то, что те приходят на стадион. Хотя в тот момент в Эмиратах играли Асамоа Гьян, Графите и Рикарду Оливейра, а кем-то вроде тренера работал Марадона, местные стадионы очень плохо заполнялись. Чтобы решить проблему, клубы решили не жадничать. Стандартным взрослым тарифом считалось 50 дирхам (около 10 евро), мальчики до 12 лет получали вдвое меньше. Еще 25 дирхам можно было заработать, придя на футбол в качестве активного болельщика, местного ультрас – хлопать в ладоши, петь и размахивать флагом.

«Мы должны понимать, что у футбола в ОАЭ короткая история, – говорил один из топ-менеджеров местной лиги Абдула Аль-Джунаиби. – Только четыре-пять лет назад наши клубы стали полноценными футбольными компаниями. Однако менталитет болельщиков за это время поменяться успел. Раньше на футбол ходили в основном члены семей игроков, их друзья. Поэтому исходя из нашей культуры – а мы известны тем, что очень гостеприимны и щедры по отношению к своим близким – ни клубы, ни болельщики не думали о том, чтобы вводить за билеты плату. Наоборот, клубы стремились к тому, чтобы люди, которые оказываются у них в гостях, чувствовали себя максимально комфортно».

Некоторые клубы, как пишет The National, проводят специальный рекрутинг фанатов. Представители самого посещаемого клуба ОАЭ – «Аль-Айна» (Гьян играет как раз за него) – прочесывают в поисках болельщиков весь город, но особенно часто бывают на окраинах, где живут эмигранты из Йемена, Омана, Ирана и других стран. Супервайзеры проводят для фанатов специальные тренировки, собирая их на арене за 45 минут до начала игры. «Я хочу на «Аль-Айн» таким образом уже три года, – говорил болельщик Харун Мухаммед. – Почему нет? Мы наслаждаемся игрой, здорово проводим время, да еще и получаем 50 дирхам – деньги на карманные расходы».

Представители клуба «Аль-Джазира» заявили журналистам The National, что они спонсируют не всех зрителей, а только актив, местный Вираж: «В зависимости от матча их бывает или 500, или 1000, или 1500 человек. Мы платим им немного денег, а также предоставляем бутерброды, воду, соки. Наша цель не в том, чтобы заполнить стадион. Просто мы хотим изменить отношение людей к футболу. Хотим, чтобы они получали от него удовольствие и воспринимали как один из способов провести свое свободное время».

Русская олигархия и живет так же, как шейхи – красиво, заметно, широко

Даже если оставить один процент на то, что наши коллеги сошли с ума и всего этого нет, я все же предлагаю рассмотреть такую практику в Объединенном чемпионате – турнире, который вчера был объявлен самым гостеприимным и щедрым в истории футбола. Более того, я решил почувствовать себя немного Валерием Газзаевым и, забравшись в Эксель, произвел некоторые рассчеты. Если представить состав участников первого ОЧ таким, каким он построен в таблице Стаса Рынкевича, и за домашние арены «Спартака» и «Рубина» взять их скорые новостройки (на 44 и 45 тысяч человек соответственно), то максимальная посещаемость целого сезона составит 9 038 832 зрителя. Если каждому из этих зрителей платить по 10 долларов, получится чуть больше 90 миллионов. Кто-то скажет, что это невероятно много. Но, во-первых, платить придется не везде: надеюсь, в Краснодаре, Петербурге, Махачкале и Донецке люди будут ходить на футбол, какая бы дичь ни приходила в голову их начальству. Во-вторых, устроители лиги до сих пор не определились, в какой валюте имелся в виду их знаменитый миллиард. 90 миллионов – это даже меньше той суммы, которая получится при пересчете  миллиарда евро в доллары. Есть ресурсы.

Тем же, кто, крутя пальцем, уже поранил себе висок, приведу два простых аргумента.

Первый. Объединенный Арабские Эмираты – один из самых близких миров для современной русской олигархии. Она, русская олигархия, там отдыхает. Она устраивает там своим футбольным командам сборы. Она туда инвестирует (экс-капитан «Динамо» Александр Точилин в свое время выкупил там в многоквартирном доме несколько – нет, не квартир – несколько этажей). Наконец, русская олигархия и живет так же, как это делают арабские шейхи – красиво, заметно, широко.

Ну а во-вторых, русский футбол уже давно существует в режиме «ничем не удивить». Это ссылка телепортирует вас в ноябрь 2012 года. Sports.ru был первым медиа (говорю это, скорее, с сожалением), которое объявило, в какую лигу химкинская петарда отбросит «Зенит» Алексея Миллера. Пользователи Sports.ru читали про вероятный чемпионат СНГ, матерились и писали, что у автора галлюцинации.

Прошло два с половиной месяца. Пора признать: галлюцинация стала коллективной.

Нужен ли вам Объединенный чемпионат? Опрос пользователей Sports.ru

Все, что нужно знать об Объединенном чемпионате

Если бы чемпионат СНГ проходил уже сейчас

Золотой парашют. Почему Объединенный чемпионат противоречит финансовому фэйр-плей

Сергей Завес: «По сравнению с Англией в Объединенном чемпионате не такие большие деньги»

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья