7 мин.

Английская среда во вторник. Тотальное перераспределение

Традиционная колонка об английском футболе на Sports.ru ввиду стыковых матчей переезжает на день раньше. Дмитрий Долгих по мотивам травм Робина ван Перси и Фрэнка Лэмпарда задается вопросом о том, насколько каждый из английских грандов приспособлен к потере лидеров, отдает должное системе Арсена Венгера, вспоминает о тотальном футболе и ищет баланс между двумя распространенными убеждениями.

Когда речь заходит о травмах лидеров, сами собой вдруг откуда-то появляются два постулата, делающих вид, что они друг другу противоречат. Первый гласит, что плоха та команда, игра которой слишком сильно зависит от одного-двух человек, какими бы они ни были. У второго на этот счет находится простой контраргумент: убери из любой команды лидера – и ее игра неизменно потускнеет.

Эти два утверждения примерно очерчивают границы проблемы, а истина, воплощенная в практический смысл, как обычно ютится где-то между ними. Она представляет собой ответ на вопрос, насколько конкретная команда устойчива к потере ключевых игроков, насколько она гибка и какие у нее есть варианты, чтобы минимизировать последствия этих потерь.

Из английских грандов «Ливерпуль» явно ближе других к первой крайности. Существует тому сотня причин, примерно 90 из которых объективные, но факт остается фактом – без Джеррарда или Торреса, а уж тем более без обоих сразу, «красные» теряют слишком много. По сути, теряют лицо – не в радикально отрицательном смысле, из-за того, что сделали что-то нехорошее, а в сугубо бытовом – перестают выделяться и запоминаться в толпе просто хороших команд. Заменить лидеров им сейчас некем или нечем.

Вообще, слово «замена» в данном случае не совсем точное. Почти любая звезда топ-клуба – игрок с уникальным набором качеств и пока процесс клонирования не зашел слишком далеко, другого такого же в команде (а, вернее всего, и в природе) не будет. Потому правильнее говорить о компенсации потери – за счет модификации рисунка игры, тактической схемы, расширения или изменения ролей других игроков и использования лучших качеств, собственно, формальной замены.

Пожалуй, лучше всего компенсировать потери удается «Арсеналу». В известном смысле, это часть его нынешней философии. Арсен Венгер выстроил систему, рождающую ассоциации с тотальным футболом (разве что только на полполя). Причем скорее с тотальным футболом «Аякса» Михелса, чем Ковача – со свободой креативных порывов игроков в рамках общей жесткой дисциплины и беспрекословного тренерского авторитета, а не с полной анархичной свободой как таковой.

Когда зимой прошлого года Венгер купил Аршавина, а не центрального защитника, опорного хавбека или вратаря, которые, казалось бы, были команде объективно нужнее, многие даже из числа фанов «Арсенала» подумали, что француз заигрался. Однако на самом деле игроки типа Аршавина, Насри, Уолкотта, Росицки, ван Перси, Фабрегаса для «канониров» системообразующие, не каждый индивидуально, а именно в совокупности. Их много, они разные и способны образовывать самые разнообразные сочетания на многие (все же не на все – так не бывает) случаи жизни. Каждый из игроков группы атаки может сыграть на двух-трех позициях и на каждой позиции могут быть использованы принципиально разные по футбольным достоинствам игроки. На правом краю, к примеру, в этом сезоне уже поиграли Уолкотт, Аршавин, Эбуэ, Бендтнер, Росицки – малопохожие друг на друга люди.

Подобное разнообразие и взаимозаменяемость игроков (в том числе, по ходу одного матча) предоставляет Венгеру большое количество тактических вариантов без существенной потери качества. В этой системе парадоксальным образом гораздо проще компенсировать потери, хотя каждый из футболистов, ее составляющих, сам по себе и неповторим. Такой подход позволяет французу относительно безболезненно переживать не только травмы звезд, но и их уход.

Многие удивлялись, почему Венгер не стал два года назад искать прямую замену Анри, а этим летом так и не купил никого, похожего на отбывшего в «Ман Сити» Адебайора. А все по тому же – не для того он столько лет выстраивал свою систему и вполне по-аяксовски растил молодежь, уже пропитанную идеологией клуба, чтобы каждый раз после ухода звезды с выпученными глазами и кошельком нестись на трансферный рынок в судорожном поиске адекватной по статусу замены. Ничего подобного: покинул клуб Анри – новыми функциями оказались наделены Глеб, Адебайор, Росицки, Фабрегас, ван Перси, Эдуардо; в том же направлении отправился Глеб – с его обязанностями без проблем справились Уолкотт, Насри, а потом и Аршавин; ушел Адебайор – видоизменилась тактическая схема и атакующие задачи перераспределили между собой все те же ван Перси, Аршавин, Уолкотт, Эдуардо, Бендтнер, Диаби.

«Фабрегас никуда не уйдет!» – твердят в «Арсенале» все, начиная с самого Фабрегаса. Однако Венгер кажется готовым и к этому – в центре у него уже есть Денилсон, на подходе Рэмси с Уилшером, а группа атаки выглядит вполне способной на очередное перераспределение ролей. Безусловно, без потери качества хотя бы на первом этапе дело не обойдется, но система игры «канониров» порой и вправду выглядит самовосстанавливающейся. Отлично вписывается в эту концепцию давняя идея Венгера о том, что в его команде не должно быть одного-единственного лидера, что эту роль сподручнее исполнять сразу нескольким игрокам.

Важная роль в «Арсенале» отводится и другому основополагающему принципу «Аякса» Михелса – игре на инстинктах. Большинство игроков группы атаки «канониров» не один год выходят на поле друг с другом и их взаимопонимание достигает порой инстинктивного уровня. Именно этим почти наверняка объясняется то, что Аршавин первое время был не так часто задействован в игре «Арсенала», и именно это, пожалуй, частично (помимо травм, тяжелой и серии рядовых) объясняет то, что по-настоящему своего места в команде (а не на поле) пока не нашел Эдуардо. Пройдет еще немного времени и футбольные инстинкты россиянина, француза (Насри) и хорвата окончательно синхронизируются с инстинктами остальных.

Все это, в частности, сказано к тому, что сейчас потеря минимум на месяц Робина ван Перси из-за травмы не должна сбить «Арсенал» с пути, хоть наверняка и затруднит его. Очередная перегруппировка даст отличный шанс Эдуардо, у которого до сей поры не было стабильного места в основе. Он, конечно, будет действовать в иной манере, чем голландец, и компенсирующий момент атакующей силы «канониров» снова выйдет на первый план. Стандарты с правого фланга и штрафные вблизи ворот теперь отойдут Фабрегасу, Аршавину и Насри, они же вместе с другими хавбеками должны покрыть квоту ван Перси по результативным передачам, а вот голевой темп Робина в основном придется поддерживать самому Эдуардо. Ничего особенного для «Арсенала» в этой задаче нет – справлялись они в последнее время и не с такими. Дополнительно что-то придумать может и Венгер – в случае, если базовый вариант не сработает, стандартная в этом сезоне схема 4-3-3 способна модифицироваться. Это, впрочем, как раз тот случай, когда цифровое выражение схемы решающей роли не играет и мало что говорит о том, что происходит на поле.

Инстинктивное взаимодействие, смена позиций (правда, в основном поперечная, а не продольная, как у классика Михелса) и индивидуальное мастерство полузащитников и нападающих «Арсенала» формируют узнаваемый и столь привлекательный стиль «канониров». Вопрос о том, почему с такой волшебной системой подопечные Арсена Венгера уже несколько лет остаются без трофеев, имеет очень простой ответ: креативщики «Арсенала» несколько не заточены под выравнивание оборонительных шероховатостей.

Путь, схожий с «арсенальским», в этом сезоне избрал и «МЮ». Перераспределение атакующих обязанностей – основной мотив, доносящийся с «Олд Траффорд» после ухода Роналду. Насколько здорово получится у Алекса Фергюсона на сей раз, судить рано, но впервые взялся он за это дело еще задолго до Венгера. Шотландец не искал прямой замены ни Кантона, ни Бекхэму (что понятно), ни ван Нистелрою (что интересно), ни вот теперь Криштиану (что понятно и интересно). Несколько раз значительно перестраивать систему игры манкунианцев ему уже удавалось, ключевой вопрос нынешнего сезона – удастся ли еще раз. А без португальца единственным игроком «Юнайтед», гипотетическое отсутствие которого действительно сложно компенсировать, представляется Руни.

В «Челси» картина несколько иная. Пожалуй, со времен Моуринью тактическим схемам здесь уделяется не меньшее внимание, чем персоналиям. Протестировать возможности «синих» без ключевых игроков, видимо, выпадет честь Кубку Африки, но априори командой, аномально зависящей от лидеров, «Челси» не выглядит. Дрогба отнюдь не всегда играл так, как в этом сезоне, и без него «синие» вполне обходились. Обходиться без Лэмпарда лондонцы толком и не пробовали, но, случись что (а, в принципе, уже случилось – Фрэнк только что выбыл на три недели), кажется, что возможности их нынешнего полузащитного ромба позволяют относительно безболезненно пережить недолгое отсутствие вице-капитана.

Особенность вопроса игровой компенсации потери лидеров в том, что он актуален и стратегически, и тактически, как глобально, так и в краткосрочной перспективе. Решать его по ходу длинного сезона наверняка придется или уже пришлось почти всем и на практике он гораздо сложнее и разнообразнее, чем просто вопрос глубины состава. Вполне вероятно, что при прочих равных именно он окажет определяющее влияние на судьбу чемпионской гонки. Кто-то в итоге все равно будет праздновать завоевание титула, а кому-то придется опять искать причину неудач между двумя постулатами, делающими вид, что они друг другу противоречат.