11 мин.

Айсберги для «Тоттенхэма»

Не первый год разговоры о «шпорах» ходят по вполне определенному кругу. На летней дуге с энтузиазмом перечисляются предпосылки к попаданию «шпор» в зону Лиги чемпионов, поздней осенью находится с десяток правдоподобных объяснений тому, что в текущем сезоне этого уже не случится, а зимой и весной появляются новые поводы для оптимизма и увещеваний в стиле «ну уж в следующем-то году...» Сейчас время второго этапа, а потому делать нечего – пора поискать ответы на вопросы, почему «Тоттенхэм» все чаще сравнивают с «Титаником», а шансы команды на глобальный успех уже успели затонуть.

При чем здесь «Титаник»?

Два очка в семи матчах – худший старт «Тоттенхэма» в английских чемпионатах с 1912 года – года, когда затонул «Титаник». В желании притянуть дальнейшие аналогии можно вспомнить, например, о том, что лайнер принадлежал компании «Уайт Стар Лайн» (ничего не напоминает?), но это уже, пожалуй, лишнее – все понятно и так. Впрочем, неудачное начало для «шпор» далеко не редкость – в прошлом сезоне к этому моменту команда имела 5 очков и занимала 18-е место, еще год назад – 7 очков и 14-е место. Причины разные, но общее в них то, что клуб не справлялся с завышенными ожиданиями и вынужден был потом искать пути для спасения ситуации.

В чем главные причины провального старта?

При внешнем финансовом благополучии и солидности состава у «Тоттенхэма» полно проблем и на футбольном поле, и за его пределами. Неудачная летняя селекция – пожалуй, основная причина текущих неудач. Но не единственная. У Хуанде Рамоса остаются нерешенными многие чисто игровые вопросы, некоторые его кадровые и тактические решения оказываются непонятыми и, что важнее, неэффективными. Наконец, вся система управления клубом все чаще вызывает скепсис, причем касается это не конкретных исполнителей, а структуры в целом. Впрочем, и конкретных исполнителей тоже.

Кто такой Дэмьен Комолли и почему он во всем виноват?

В системе «Тоттенхэма» важная роль отводится спортивному директору, который осуществляет связь между президентом клуба (Даниэль Леви) и главным тренером и в значительной степени определяет трансферную политику. С 2005 года эту должность занимает Дэмьен Комолли, которого болельщики «шпор» периодически называют агентом «Арсенала». Француз когда-то работал европейским скаутом «канониров» и известен, например, тем, что порекомендовал Арсену Венгеру Гаэла Клиши. В «Тоттенхэме» Коммоли известен кое-чем другим. Юнес Кабуль (8£m), Кевин-Принс Боатенг (5.4£m), Даррен Бент (16.5£m), Рикарду Роша (3.2£m), Бенуа Ассу-Экотто (3.5£m), Гжегож Расяк (2£m) – еще не полный список его трансферных достижений. Безусловно, у каждой из этих сделок есть нюансы, но общая картина налицо. Сюда же нужно добавить потери Майкла Кэррика, Джермейна Дефо, Робби Кина и, видимо, Стида Мальбранка. У Димитара Бербатова несколько иная история, но стиль, в котором он был продан, тоже сложно поставить в заслугу спортивному директору. На другой чаше весов – все те же Бербатов и Мальбранк, да еще разве что Гарет Бэйл. Плюс остаются серьезные вопросы насчет нынешних приобретений «шпор».

Зачем нужен спортивный директор и кто должен определять трансферную политику?

Практика нынешнего сезона показывает, что этот вопрос является одним из ключевых для многих английских клубов. Обе случившиеся на данный момент в премьер-лиге отставки приключились именно из-за недостатка взаимопонимания между тренером и спортивным (техническим) директором. Алан Кербишли не нашел общего языка с Джанлукой Нани, не сумел сообразить, почему у него отобрали Антона Фердинанда и Джорджа Маккартни, и вынужден был покинуть «Вест Хэм». Аналогичные разногласия имели место и в «Ньюкасле» – между Кевином Киганом и Деннисом Уайзом. Что-то подобное давно зреет в «Тоттенхэме». Более того, год назад дало первый урожай. Отставка Мартина Йола в достаточной степени обусловлена неважными отношениями с Комолли. Голландский тренер начинал работать с Франком Арнесеном, однако всего через год датчанин на беду Йола перебрался в «Челси». Теперь существенные претензии к своему спортивному директору имеет и Хуанде Рамос.

Опыт ведущих английских клубов подсказывает, что за трансферную политику должен отвечать кто-то один, и этот кто-то – главный тренер. Сложно представить, чтобы помимо воли Алекса Фергюсона, Арсена Венгера, Мартина О'Нила, Дэвида Мойеса в их клубах кто-то приобретал/продавал игроков. Это совсем не означает, что такая система единственно возможная, однако ж совершенно точно при наличии влиятельного спортивного директора он и тренер должны быть единомышленниками. Иначе рано или поздно чье-то терпение непременно лопнет.

Формально считается, что принципиальные кадровые вопросы в «Тоттенхэме» Рамос, Комолли и Леви решают сообща. Помимо всего прочего это означает еще и то, что границы зон ответственности размыты. Рамос кивает на Комолли, Комолли кивает на Леви, а Леви кивать хотел на них обоих. А в итоге...

В чем кадровые проблемы «шпор»?

В итоге в «Тоттенхэме» нынче тройной запас левых защитников, тройной запас правых защитников (при этом справа чаще играет хавбек Зокора), полтора форварда, а триумвират трансферных дельцов, видимо, скоро будет праздновать сто пятую годовщину отсутствия в команде нормального левого хавбека. Последним из таковых был, пожалуй, Энди Рид (до того как растолстел), а поиски вингера на этот фланг все чаще ограничиваются парочкой полувздохов-полувсхлипов «Даунинг, Даунинг...»

Основная сложность, конечно, с нападающими. Отпустив зимой Дефо, летом Робби Кина и протянув до первого дня осени с депортацией Бербатова, «шпоры» взамен приобрели лишь Павлюченко да взяли в аренду Фрейзера Кэмпбелла. При этом скоро выяснилось, что Павлюченко не может эффективно взаимодействовать с Дарреном Бентом, а Кэмпбелл Рамосу и не особенно был нужен. Особенно был нужен Серхио Гарсия, но Комолли его упустил, свалив вину на агентов.

Ситуация с нападающими, таким образом, близка к катастрофической (чтобы понять это, достаточно в принципе взглянуть в таблицу и разглядеть цифру 4 в графе «забитые мячи» «шпор»). Павлюченко явно нужно время на адаптацию, к тому же сезон он начал в России ранней весной, вышел на пик формы к чемпионату Европы и ждать от него яркой стабильной игры на протяжении всего турнира по меньшей мере странно. Кэмпбелл тоже пока не имеет существенного опыта выступлений в премьер-лиге, да и предсезонку они с Павлюченко провели совсем не в «Тоттенхэме». А Бент... Бент – неплохой форвард, но крепнет впечатление, что попал он не в свой клуб. И бирка «16.5 миллионов» ужасно трет и колется, и не доверяют ему тут по-настоящему, и уверенности в себе взять неоткуда.

Уход Кина и особенно Бербатова означает не только потерю сильного и сыгранного дуэта форвардов, но и вскрывает некоторые другие проблемные места «шпор». Болгарин же был не просто наконечником и завершителем атак – он очень часто их конструировал, скрывая созидательные слабости средней линии. Да и Кин вполне мог «наковырять» себе момент сам. Бент на это не очень способен, Павлюченко в сложившейся ситуации пока тоже, да и не их это задача. Креативные функции по идее должны перейти к Луке Модричу, но хорват пока ведет себя очень скромно и незаметно. Как и другой звездный новичок, Дэвид Бентли. На всех на них возложены явно несвоевременные задачи. И виноват в этом уже не только и не столько Комолли.

Уволят ли Хуанде Рамоса?

В ближайшее время это маловероятно. Испанец находится в принципиально иной ситуации, чем Мартин Йол год назад. Во-первых, у Рамоса долгосрочный дорогой контракт и неустойка в случае увольнения по некоторым оценкам может составить до 15£m. Во-вторых, найти нового подходящего тренера сейчас очень проблематично – о столь скорой замене никто в «Тоттенхэме» наверняка не думал и никаких вариантов-наметок у руководства, скорее всего, нет. Так что в сложившихся обстоятельствах крайним скорее окажется Комолли, которого Леви может принести в жертву, если дела пойдут еще хуже. В-третьих, Рамос как-никак зимой выиграл для «шпор» первый трофей за девять лет и некоторый запас доверия у него еще есть.

Правда, популярностью у болельщиков Хуанде больше не пользуется. Многим не нравится его апатичное поведение на скамейке запасных, большинство раздражает его сохраняющиеся проблемы с английским, наконец, уже мало кто понимает его решения. Если в прошлом сезоне испанец прославился смелыми заменами, которые регулярно и кардинально меняли ход игры в пользу «шпор», то теперь об этом забыто.

Ротация хороша где угодно, но только не в обороне, и без того плохо сыгранной и ненадежной. Есть здесь, конечно, и объективные сложности. Главная – то, что центральный защитник и капитан команды Лэдли Кинг пока не может проводить все матчи подряд (а есть опасения, что не сможет и до конца карьеры). Плюс травмирован Алан Хаттон, Крис Гантер еще слишком молод, а Ведран Чорлука опять же только осваивается и вынужден играть то справа, то в центре. Вот и получается, что едва ли не в каждом матче оборона предстает в новом сочетании. По ходу воскресной игры с «Халлом» на месте правого защитника по решению Рамоса некоторое время и вовсе вынужден был действовать Дэвид Бентли, к собственному неудовольствию.

Ситуация усугубляется еще и тем, что новый вратарь клуба Эурелио Гомес пока также не отличается стабильностью и ряд результативных ошибок уже совершил. Кто-то будет смеяться, но ведь и ему нужно время на адаптацию в Англии.

Активные тренерские поиски работающего варианта состава пока успеха не приносят и все чаще оставляют впечатление бессистемных. Тот же Бентли появлялся уже и слева в полузащите, и под нападающими, и вот в обороне, и на скамейке запасных, а в итоге и толку мало, и мимо сборной пролетел (и кажется, слегка обиделся на Рамоса). Бывали случаи, когда лучший игрок одного матча оставался в запасе в следующем (Дженас, Леннон). Не очень понятно и почему так мало используется Джованни Дос Сантос, очень убедительно выглядевший в предсезонке. Еще менее понятно, когда же «Тоттенхэм» наконец научится обороняться от стандартов – каждый второй угловой или штрафной соперника таит в себе серьезную опасность.

Что в итоге?

В итоге (для тех, кто не осилил предыдущие вопросы) виртуально «Тоттенхэм» располагает одним из самых солидных составов в премьер-лиге, маститым тренером, стабильным финансовым положением (владельцы клуба, правда, остались в заметном убытке из-за финансового кризиса, а некоторое время назад проскочила информация о том, что в покупке клуба заинтересован очередной бизнесмен из Азии) и всеми возможностями посражаться за места в первой четверке. Реально же «шпоры» имеют зреющий конфликт в руководстве, спортивного директора, в пустую угрохавшего десятки миллионов фунтов и Мартина Йола, шесть игроков с адаптационными сложностями, все так же ненадежную оборону и теперь беззубую атаку, тренера, который медленно теряет контакт с болельщиками, начальством, футболистами и реальностью, и хроническое отсутствие лидера, как на поле, так и за его пределами. Последнее особенно бросается в глаза – в клубе явно не хватает харизматичных личностей, готовых брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. Нет игрока, способного повести команду и решить судьбу матча, нет руководителя, готового взять вину на себя и предложить внятные пути выхода из кризиса.

Что будет дальше?

Хороший вопрос. Вообще говоря, лишь одной из команд, которые за последние девять лет занимали после семи туров последнее место, удалось в итоге выжить. В Англии уже шутят, что задача «шпор» теперь занять четвертое место с конца, а не с начала, и при этом указывают, что «Дерби Каунти» год назад имел на данный момент очков в два раза больше.

Конечно, «Тоттенхэм» никуда не вылетит. Ко всему прочему команде пока еще и не везет (скажем, в последнем матче с «Халлом» лондонцы дважды попали в каркас ворот и упустили еще несколько верных моментов) – даже с учетом всех плачевных обстоятельств «шпоры» сейчас могли иметь хотя бы на 3-4 очка больше. Однако ж с мечтой о Лиге чемпионов реалисты, пожалуй, могут смело прощаться еще на сезон, а остальные мечтающие – начинать не просчитывать шансы, а верить в чудо. Рано или поздно команда начнет побеждать и, вполне вероятно, совершит впечатляющий рейд в верхнюю половину таблицы, только для болельщиков ничего нового в этом не будет. Возможность спасти сезон – разнообразные кубки, в которых Рамос чувствует себя очень уверенно.

У испанца пока есть время – если он не сделает ничего непоправимого (не испортит отношения с игроками или руководством, например), закончить этот сезон ему дадут почти наверняка. Вот только в следующий раз на такую привилегию тренер может не рассчитывать. Из всех многочисленных имевшихся перед стартом шансов у «Тоттенхэма» остался лишь шанс вовремя крутануть штурвал и избежать столкновения с айсбергом. Отклониться от выбранного курса уже придется в любом случае.