6 мин.

Реформы очков и очки за реформы

Жан Тодт еще и двух месяцев не проработал во главе ФИА, но при первой же возможности занялся реформаторской деятельностью. И сегодняшний Совет по автоспорту важен не только первыми решениями, принятыми под руководством француза, но и первой демонстрацией того, как будет работать система при новом президенте…

Вот раньше, при Мосли, что ни Совет – то очередное объявление войны «Формуле-1» и ее болельщикам. Массы недовольных принятыми решениями, волны критики, и не только на форумах, но и из уст участников чемпионата, попытки все вернуть как было. Сегодня – тишь да гладь. Ну почти, если не считать дебатов по поводу очковой системы, которые, если подходить к вопросу справедливо, заводятся по любому подходящему поводу и обычно длятся долго – у каждого ведь есть свое представление об идеале.

Сегодня Тодт начал реализацию программы, которая еще до выборов была признана логичной и для автоспорта позитивной. Целый ряд комиссий и подкомиссий, каждой из которых поручен свой кусок ответственности и назначен вышестоящий орган для отчетов – это фирменный подход француза по распределению обязанностей и организации коллектива, работавший под его началом еще в «Феррари». Комиссары на главных чемпионатах – фишка, давно заслужившая похвалу, ведь, в конце концов, на руках у президента ФИА не только автоспорт, но и просто автомобильное движение, задачи по охране окружающей среды и обеспечению безопасности на дорогах, так что уделять основную массу времени той же «Формуле-1» будет неправильно. Послы от Совета ФИА на гонках – тоже верный подход. Логично, что люди, принимающие решения по тем или иным вопросам, не должны быть, как раньше, капитально оторваны от процесса, мнение по которому они высказывают.

Интересно, что в итогах заседания сегодня не значится создание дисциплинарного жюри – это также было заложено в программе, но зато ФИА всерьез озаботилась качеством судейства в «Формуле-1». И вот тут нужно встать и оглушить Жана аплодисментами – мы ждали именно таких изменений, уже и не вспомню, сколько лет. И ведь, казалось бы, проблема с непоследовательностью вердиктов стюардов известна давно, попытки ее как-то улучшить, сделать прозрачнее этот процесс были сделаны не далее как в начале этого года, и всего-то нужно было добавить один простой элемент для того, чтобы все встало на свои места. Экс-пилота в состав. Человека, который может поставить себя на место обоих гонщиков и взглянуть на это дело изнутри, из кокпита, с учетом гоночной ситуации. Вдобавок сузить круг судей, исключить странных личностей, убрать фиашную фигуру председателя Алана Доннелли – и есть очень высокий шанс на то, что перепуганные стюарды перестанут дисквалифицировать команду на одну гонку за оторвавшееся колесо, а гонщика – за желание во что бы то ни стало добраться до боксов…

Для болельщиков, естественно, вся эта иерархия, которую выстраивает под собой Тодт, неинтересна, незаметна и местами совсем не важна. Но решения, которые должны приносить видимые плоды, вроде реформы состава стюардов, будут приносить Жану очки в глазах зрителей.

А вот как раз за очки, которые будут начисляться пилотам за финишные позиции в Гран-при, его и не поругаешь. Потому что идея вынесена как предложение возрожденной Комиссии «Ф-1», и чуть что – претензии по соответствующему адресу. Как раз за последние два дня нам продемонстрировали, как в идеале должны внедряться изменения в правила: еще недавно всемогущий Совет (читай марионетка в руках всемогущего президента) сегодня был простой формальностью, когда речь зашла об очковой системе. Всего одна фраза в пресс-релизе ФИА, и даже без точного указания, за какое место что начисляется! Просто: «Согласно рекомендациям Комиссии».

Собственно, тут было бы интересно посмотреть на тех, кто составляет эту самую Комиссию, потому что, как вы понимаете, мой консервативный подход к этому вопросу идет вразрез с предложениями, и хочется кого-то поругать. Причем кого-то конкретного, как раньше Макса. Но не тут-то было – состав нынешней Комиссии указан весьма расплывчато: ключевые представители команд, промоутеры, поставщики и спонсоры. Конечно же, Берни Экклстоун от держателя коммерческих прав и сам президент Жан Тодт. Очевидно, в составе что-то поменялось, потому что на самом деле в правилах записано, что Комиссия состоит из 13 членов, представляющих разные страны (из-за чего там толкучка за место, отведенное Великобритании), но помимо Берни и президента делящаяся всего на две основные группы – команды и организаторы Гран-при. В прошлом году это выглядело так: «Ред Булл», «Рено», «БМВ-Заубер», «Феррари», «Хонда» и «Уильямс» от конюшен, Гран-при Австралии, Бразилии, Венгрии, Монако и Испании – за промоутеров этапов. И здесь – мое любимое место – не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что команды-то остаются в меньшинстве при том, что решение принимается большинством голосов. Понятно, что таким составом при обсуждении дел уже не собраться – нет «Хонды», нет «БМВ», и «Рено» пока еще находится в подвешенном состоянии. Может, вернулись к старым добрым временам, когда собирались представители абсолютно всех команд?

В любом случае изменение очковой системы, которое сегодня провел Совет, обязано было получить единогласное одобрение участников. Таковы правила – 30 ноября закрылся не только чемпионат-2009, но и процесс произвольного законотворчества в регламенте-2010. А это значит, что система 25-20-15-10-8-6-5-3-2-1 устроила всех…

И вот это, знаете ли, странно. Ладно, Экклстоун – понял, что с его медалями Дженсон Баттон угробил бы интерес к чемпионату гораздо раньше Гран-при Бразилии. Но ФОТА в прошлом году на основе своих опросов настойчиво предлагала нарастить разрыв между первым и вторым местом, отдавая победителю 12 очков, второму – 9, а третьему – 7. Увеличением ценности победы, несмотря на то, что за нее теперь дают в два с половиной раза больше очков, в новой 25-20-15, вроде как и не пахнет.

Хотя… Можно подойти к этому вопросу несколько иначе. Например, при существовавшей до сих пор системе победа (10 очков) равнялась одному третьему (6 очков) и одному пятому месту (4). Теперь пятого места будет недостаточно для того, чтобы сравняться с 25 очками, понадобится строчка выше – четвертая. Точно так же можно определить, что раньше она равнялась 10 восьмым местам, 5 – седьмым, 3,(3) – шестых, 2,5 – пятых и двум четвертым. Теперь же одна это 8,(3) восьмых места, те же 5 – седьмых (у меня возникло впечатление, что именно поэтому в связке 6-5-3 такой странный отрыв: всего очко до предыдущего, но два – до следующего), 4,1(6) – шестых, 3,125 – пятых и 2,5 –четвертых. Если не смотреть на восьмую позицию, отыграть потерю 25 очков местами пониже становится несколько сложнее. Впрочем, аналогичные выкладки справедливы и для второй, и для третьей позиции, а объяснение простое – стоимость подиума увеличилась за счет большего относительного отрыва от четвертого места…

И все же система мне не нравится. Знаю, бытует мнение, что подобное изменение напрочь уничтожает относительную статистику по набранным очкам, но меня, честно говоря, данная страница всегда интересовала меньше всего. Победы – да, подиумы, поулы… Но очки, которые не только менялись от эпохи к эпохе за счет разных систем начислений, но и вообще предлагались в разном количестве в расчете на один год – вон в 50-х Гран-при было в два раза меньше, чем сейчас, – какую разумную оценку для сравнения они могут дать?

Так что не нравится она мне потому, что изменилось за ее счет не так уж и много, а это значит, что крепкого обоснования для того, чтобы трогать то, что работает, предложить пока никто не смог. Да, можно указать на простой факт – маленькие команды смогут зарабатывать очки, которые иначе были бы им недоступны. И не только очки, но и деньги, ведь распределение призовых, если общая финансовая канва Договора не сильно изменилась за последние 12 лет, зависит не только от позиции, но и от количества набранных баллов. Все так, но можно заглянуть в статистику 2007 и 2008 годов, когда «Спайкер» и «Форс-Индия» были явными аутсайдерами – каждая из них в десятку попадала ровно по одному разу. Новички, которым по умолчанию отдаются места с 10-го по 13-е, как раз будут в аналогичной ситуации. Так станет ли им действительно легче? По большому счету – нет, все равно нужно будет ждать какой-нибудь сумасшедшей гонки. А тут уж что восьмое место, что десятое, все равно от удачи зависит…

P.S. Однако вот еще какой денежный вопрос возникает: пилотам-то снизят таксу за суперлицензии или придется платить почти в два с половиной раза больше, по 2000 евро за очко?