7 мин.

Непоследовательная последовательность

Вчера после квалификации я как-то неосторожно написала, что со штрафами в пять мест на стартовой решетке нам всем будет ясно и понятно, кто с какой позиции стартует в гонке. Упустила главное – логику ФИА порой очень сложно восстановить, даже когда перед глазами, казалось бы, простая математическая задачка. Поэтому сегодня утром, глядя на свежую версию стартового поля, я была среди тех, кто так и не понял до конца все тонкости перестановок…

У ФИА получилась какая-то своя, очень хитрая арифметика. Согласно ей, плюс пять мест на старте могут равняться: а) плюс одно место для Баррикелло, б) плюс три в случае Баттона, Ковалайнена и Буэми и в) плюс четыре для Сутиля и Алонсо. В итоге пилот «Форс-Индии», так радовавшийся своему четвертому результату, оказался не просто позади проехавшего хуже Баррикелло, но на две позиции ниже. Это какой-то высший пилотаж!

А по идее все должно быть довольно просто – нужно только знать последовательность совершения нарушений провинившимся и в какое время подали сведения о замене коробки на болиде Ковалайнена и необходимости запасного шасси вместо разбитого Глоком. Угадать последнюю пару нет шансов, но с первыми вроде бы должно быть понятно: сначала Буэми помешал пилотам «БМВ-Заубера», потом Алонсо, Баррикелло, Баттон и Сутиль, как они ехали по трассе, нарушили требование снизить скорость под желтыми флагами. Убираем первого Буэми… и Баррикелло становится за Росбергом, хотя на самом деле ФИА разместила его на старте перед. Возвращаем Себастьяна на место, начинаем сначала…

Признаюсь, за те несколько попыток, что удалось просчитать в перерыве между чтением новостей до старта гонки, я нашла одну весьма правдоподобную последовательность, в которой, однако, все тот же вредный Буэми никак не хотел занимать предназначенную ему позицию. Наверное, потому что позиция эта – 13-я, несчастливая. В общем, в пору призывать на помощь коллективный разум и объявлять конкурс на нахождение правильной последовательности перемещения гонщиков по стартовой решетке. На интерес и всеобщее уважение. Я вечером тоже присоединюсь.

Но это не единственная задачка от ФИА на этих выходных. Математика – это здорово, но есть еще тест на логику: как можно нарушить правила, но не получить за это наказания. Речь о Нико Росберге и инциденте, который произошел на 45-м круге лидеров и 44-м круге Хайме Альгерсуари, когда молодой испанец попытался перещеголять Нельсона Пике-младшего в искусстве художественного выбивания придорожной рекламы компании ING.

Правила сэйфети-кара в этом году изменились. Теперь, как и три года назад, разрешен заезд на пит-лейн в любое удобное гонщику время, но при этом он должен придерживаться определенных временных рамок. Как вычисляется минимальное время, за которое болид должен добраться до первой линии сэйфети-кара на въезде на пит-лейн, никто никогда не объяснял. Известно, что в момент объявления о выходе машины безопасности все болиды получают сигнал, который переводит стандартный блок управления двигателем в специальный режим SC. В этом режиме вычисляется расчетное время прибытия, которое и выводится на приборную панель.

Нико Росберг сразу после финиша рассказал даже больше: гонщик видит не только или не столько само время, сколько плюсы/минусы, по которым можно судить, идет ли он по графику или с опережением. Со слов Нико, естественно, не создается впечатления, что в этот раз гонщик подобной информации на своем табло не видел.

Однако после завершения заседания стюардов выясняется, что никаких плюсов/минусов/времени он так и не дождался, вместо этого наблюдал надпись о том, что на болиде заканчивается топливо. В следующем интервью, уже после посещения представителей ФИА, Нико придерживается этой официальной версии. И как-то уж очень это все напоминает Гран-при Австралии и Льюиса Хэмилтона...

Избежав штрафа, Нико Росберг сохранил пятую позицию на финише, которой, если бы не нарушение скоростного режима, ему не видать и близко. До начала вторых дозаправок пилот «Уильямса» занимал седьмое место между Баррикелло и Баттоном, а за счет своего оттянутого пит-стопа не только не выигрывал, а даже проигрывал Дженсону – на 44-м круге их разделяла 21 секунда, и для сохранения позиции Нико этого было недостаточно.

Свой 45-й он прошел за 1.39,697 – это с учетом заезда на пит-лейн. Скорректировав это время на две секунды, которые теряют пилоты на круге заезда в боксы, получим 1.37,697, что почти на четыре секунды (не о них ли говорил Баттон?) быстрее результатов Ярно Трулли и Льюиса Хэмилтона, за которыми в тот момент находился немец. Быстрее прошел только Себастьян Феттель, но он, похоже, уже миновал опасный сектор в тот момент, когда стало известно о выходе машины безопасности. Устанавливает ли ECU ограничения по времени в таких случаях – неизвестно.

Кому-то, возможно, в данной ситуации достаточно знать, что ФИА нашла смягчающие обстоятельства и не только не наказала гонщика, но и сохранила очень призрачную интригу в Кубке конструкторов, где для завершения борьбы «Брауну» не хватило каких-то мизерных 0,5 очка, а также чуть подсобила Себастьяну Феттелю, который отстает от Баттона не на 17, а на 16 очков.

Но у меня по ходу дела возникло сразу несколько вопросов. Во-первых, с каких пор незнание законов (в данном случае времени завершения круга) освобождает от ответственности. Во-вторых, что за интересный такой режим SC у блока управления двигателем, если важная информация, ради которой ФИА городила весь огород и которая должна быть на экране постоянно, перекрывается менее важными сообщениями о минимуме топлива, о чем гонщику могут подсказать и инженеры с командного мостика. И, в-третьих, у «Уильямса», как и у всех конюшен, на руле есть кнопки переключения по пунктам меню – так почему же Нико около 30 секунд пялился в одну надпись, но не переключился проверить сообщение о лимите времени?

Нужно сказать, что, несмотря на многочисленные выходы машины безопасности в этом году, подобная ситуация возникла впервые. Возможно, это как раз тот случай, когда в коде ФИА, тестировавшемся несколько раз на протяжении прошлого сезона, был найден «баг» – два сообщения на табло не умещаются, а у «топливного» обнаружился приоритет. Естественно, если так получилось по вине Федерации, а Нико вел себя хорошо и сброшенных трех секунд с круга стюардам было достаточно, то винить ни гонщика, ни команду невозможно.

Кроме того, уж не знаю почему, но в спортивном регламенте вообще нет пункта о каком-либо минимальном времени на возврат в боксы. Есть параграф о том, что нельзя ездить медленно и мешать соперникам – все. А значит, формально, согласно букве написанного, Росберг вообще ничего не нарушал. Ну подумаешь, все медленно поехали – это их проблемы!

Понятно, что когда в воскресном обзоре столько слов адресуется ФИА, действо на трассе не слишком преуспело в соперничестве с тем, что происходило на ковре и в головах у стюардов. После вчерашней пристрелки сегодня было откровенно скучно: доминирующий Себастьян Феттель, ни разу не упустивший лидирования в гонке, несколько обгонов, которые режиссеры успешно прощелкали, какой-то не в меру злобный Хейкки Ковалайнен, подаривший Дженсону Баттону разом две позиции, и несколько ключевых обгонов на пит-стопах, включая те, что совершил Росберг.

Ник Хайдфельд, вместе с пилотами «Брауна» павший жертвой «превышения скорости» со стороны соотечественника, должен поблагодарить за это еще и свою команду, которая на две секунды задержала его на пит-стопе из-за проблем с колесной гайкой. Именно так он пропустил вперед Райкконена, затем Кубицу, в итоге отстал и поставил себя под удар Росберга.

Льюис Хэмилтон за счет KERS сначала выиграл, а затем проиграл позицию Ярно Трулли. Как говорится, KERS дал – KERS взял. Естественно, проиграть таким образом обидно, но, с другой стороны, «Макларену» нужно радоваться: результаты этого Гран-при команда собиралась сравнивать с «Сильверстоуном», как с трассой с довольно близкими характеристиками, и по ним делать выводы о прогрессе за последние три с половиной месяца. Что ж, если так, то прогресс ошеломляющий (на более медленных трассах его уже давно заметно) – в Сильверстоуне Хэмилтон вообще не вышел из первого сегмента квалификации, а гонку отмотал только ради британских зрителей, завершив ее 16-м.

Кстати, если продолжить сравнения с Гран-при Великобритании, то успех «Тойоты», который команда списывает на модификации, что были спешно подготовлены к последним двух этапам, становится не таким уж и заметным. В июне Ярно Трулли в квалификациях держался строго за болидами «Ред Булл», как и сейчас. Гонку итальянец тогда завершил седьмым во многом благодаря провальному старту, на котором были проиграны основные позиции. Что ж, на этот раз в актив «Тойоте» и покидающему ее итальянцу стоит записать безошибочную дистанцию с исключительно стабильным гоночным темпом, уступающим только Себастьяну Феттелю и разошедшемуся на втором отрезке на опциональных покрышках Кими Райкконену.