4 мин.

Пан или пропал

Когда в начале января «быки» объявили о поздней дате презентации, да еще прикрылись шитым белыми нитками объяснением о том, что это принесет команде преимущество, поскольку даст больше времени фундаментально потрудиться на фабрике в Милтон-Кейнсе, зародились искренние сомнения в том, что австрийская команда не отстает от графика и готова бросить вызов лидерам. Кто бы там ни оказался на вершине… В конце концов, «Ред Булл» пропускал целую тестовую сессию, а в условиях жестких ограничений на трековые испытания таким сокровищем не разбрасываются.

Но в ретроспективе все оказалось несколько иначе. Во-первых, тесты в Португалии из-за природных катаклизмов превратились в затянувшуюся проверку работоспособности систем. Конечно, любые собранные данные несут в себе какую-то информацию, но когда приходится ездить на гибриде с прошлогодним задним крылом, дабы не соскользнуть с мокрого асфальта, как делал «Макларен», кто его знает, как интерпретировать то, что насобирал. Поэтому тот один сухой день, когда командам удалось погонять на сликах, «Ред Булл» компенсирует быстро, и даже мог это сделать сегодня на эксклюзивных тестах в Хересе, не прервись они досрочно из-за отказа коробки передач. Будете смеяться, но КП, по словам Ньюи – единственный узел, переживший бурную смену регламента, то есть перекочевавший с прошлогоднего RB4.

Во-вторых, задержка болида предоставила дополнительное время на восстановление после перелома ноги Марку Уэбберу, и теперь австралиец сядет в кокпит нового автомобиля практически одновременно со своим новым напарником Себастьяном Феттелем. Противостояние новой пары пилотов в «Ред Булл» обещает быть одним из объектов пристального внимания болельщиков в предстоящем сезоне, и не хотелось бы чтобы Марк давал Себу временную фору, пропуская испытания. Достаточно уже того, что маленький немец на болиде с KERS теоретически получает преимущество из-за своего веса.

Наконец, три дополнительных недели, кажется, не прошли даром – сегодня «Ред Булл» показал болид, детали которого проработаны не хуже, чем у восхваляемого «Макларена». Насчет красоты RB5 – а это Уэбберу принадлежит мысль о том, что машина его команды может стать самой красивой в пелотоне – можно поспорить. Мне, например, категорически не нравится узкий, горбатый нос. Но на вкус и цвет, как говорится… Но то, что болид будет непохож ни на один доселе виденный, особенно своими крыльями – тут товарищи-«быки» не обманули!

Знаете, вот это переднее крыло – я насчитала там пять ярусов – как-то не совсем вяжется с представлением об «упрощенной аэродинамике», которая (тоже упрощенно) описывает изменения в правилах на рубеже 2008-2009 годов. Соперники на фоне этого навороченного монстра смотрятся весьма скромно, особенно те, кто показал самые простые варианты с единственной наклонной плоскостью. Будем считать, что они – «Тойота», например, или «Рено», представили нам первую итерацию, а «Ред Булл» начал сразу эдак с третьей. В нагромождении элементов там не так легко разобраться, но если присмотреться, можно заметить, насколько замысловато вытекают ярусы друг из друга, а затем снова сливаются воедино, какие интересные закрылки (говорят, даже вручную нерегулируемые) расположены с внутренней части концевых пластин, и что единственная плоскость, которая может двигаться в соответствии с регламентом на 6 градусов – самая верхняя в нижнем ярусе. Как у «Макларена» и «БМВ-Заубера».

В дизайне заднего антикрыла также нетрадиционное мышление – здесь конструкторы дотянули концевые пластины вниз до разрешенного предела, а также избавились от каких-либо дополнительных вертикальных опор по центру конструкции.

Но вернемся к носу. Переднюю часть кокпита, как сообщил Ньюи, выло решено поднять примерно на 25 миллиметров – похожее решение мы уже видели на MP4-24. Но столь высоким носовой обтекатель делает не это, адва небольших горбика по краям, на месте прошлогодних «рогов». Эти новые элементы – изобретение «Ред Булла», доселе невиданное, – создают на носу подобие желоба и тянутся вдоль всего монокока до боковой защиты головы пилота.

Разумеется, не упустили в «Ред Булл» и возможности расположить массивные дефлекторы перед боковыми воздухозаборниками, которые, вместе с верхним, очень похожи на те, что используют в «Макларене». Решение выхлопных труб способно пристыдить не только «Феррари», показавшую нелегальную систему на презентации, но и любую другую команду – настолько они малозаметны. Задняя часть болида, вообще, столь компактна – неудивительно, что причиной остановки тестов сегодня был перегрев масла, но можно только недоумевать, как туда все, вместе с KERS, должно поместиться. Впрочем, в этой области «быки» последовали философии «Тойоты», которая запланировала располагать батареи под топливным баком, играя его объемом. Японцы признались, что просчитали все треки, на которых KERS не будет давать значительного эффекта, и могут в зависимости от Гран-при приезжать с ним, или без.

Разумеется, в «Ред Булл» создали совершенно новую переднюю и заднюю подвески. Первая по философии приближена к «Макларену», вторая – как говорят специалисты, революционна. Заднюю часть болида команда ревностно оберегала от камер во время фотосессии, однако по итогам тестов виды диффузора все же просочились в интернет. Как и предполагалось, его ограничивают по бокам концевые пластины заднего крыла.

Как говорит сам Ньюи, дизайн RB5 получился агрессивным, отличным от всего, что предлагалось инженерами «Ф-1» ранее. Идея, которая стоит за всем этим, немного смахивает на «пан или пропал». Но Эдриан, за которым числится успех «Макларена» в 1998-м, когда с переходом на шины с канавками и более узкие шасси произошел самый существенный пересмотр регламента последних лет, понимает, какие последствия несет с собой время перемен. Если, как он считает, пелотон растянется, а на победы будут претендовать пара-тройка команд, то тут главную роль сыграют либо обширные ресурсы, которых у «Ред Булл» нет, либо ряд гениальных идей, которые и попыталась воплотить в жизнь его команда