4 мин.

Как заработать миллиард

А иначе зачем было публиковать это так называемое исследование, в котором пересчитаны итоги всех 59 чемпионатов? Да еще и так ехидно упоминать, что «Брэбэм» под руководством Экклстоуна не взял бы ни одного титула? С ФИА, конечно, станется манипулировать результатами после финиша и интерпретировать, а то и вовсе перекраивать правила постфактум, но эти десять страниц истории были переписаны вовсе не для того, чтобы лишить разговорчивого Ники Лауду двух титулов, а Нельсона Пике – всех трех, или подарить одну дополнительную корону Айртону Сенне и еще две Джиму Кларку. Здесь налицо попытка уколоть Экклстоуна, а заодно и дискредитировать его идею в глазах болельщиков.

Уже одного факта, что не раз попадавшая под огонь критики Федерация взялась за данный вопрос, возможно, было достаточно для некоторых поклонников «Ф-1», чтобы надолго заклеймить медали, как недостойные внимания. Другие, прочитав опус, совершенно точно определили, что сей ретроспективный пересчет – довольно очевидная глупость, ибо нельзя изменить условия игры, и при этом ожидать, что ее действующие лица продолжат играть со старыми стратегиями. Третьи, наверняка, обратили внимание, что, если отвлечься от передачи титулов в 13 случаях, то зрелище будет краткосрочнее в 14 чемпионатах, продолжительнее в 8, а счет решающих битв в заключительном Гран-при останется практически равным: минус 5 и плюс 6. А значит – шило на мыло…

Так что не нужно искать в опусе Федерации глубинный смысл и пытаться на основе «новой» информации сделать глобальный вывод о том, стоит ли менять очки на медали. Скорее всего, нужно воспринимать это исследование отвлеченно – как своего рода математическое упражнение, или очередной повод порассуждать на тему «Если бы да кабы…» Собственно, два небезызвестных журналиста – Тони Доджинс и Джеймс Аллен – в своих откликах на отчет ФИА взяли положительно-мечтательный тон и раздали титулы тем, кто их больше заслуживает.

«Оглядываясь назад, Стирлинг Мосс стал бы первым британским чемпионом вместо Майка Хоторна, с чем определенно никто бы не стал всерьез спорить. И ни для кого не станут проблемой два титула Джима Кларка за счет Джона Сертиса (1964) и Денни Хьюма (1967)», – пишет Тони Доджинс в свежем Autosport.

«Пройдет еще декада до следующей перестановки, которая отдаст титул 1977-го Марио Андретти на «Лотусе» вместо Ники Лауды. Как отмечает ФИА, это не совсем честно по отношению к Ники, с учетом того, что к концу года разладились его отношения с Энцо Феррари, и, зная, что в 78-м будет выступать за «Брэбэм» Берни, он сбежал, как только выиграл титул, – продолжает Доджинс. – Алан Джонс вместо Джоди Шектера в 1979-м? С учетом превосходства «Уильямса» FW07 и отдельных гонок, думаю, еще один титул австралийца был бы справедлив, хотя для меня заслуженным чемпионом-79 всегда был Жиль Вильнев…»

«Глядя на тот период времени, нужно признать, что за одним или парой исключений, получилось бы более справедливое распределение чемпионских титулов. Ален Прост выиграл бы пять, Айртон Сенна и Джим Кларк – по четыре, а Найджел Мэнселл – три! Кроме того, чемпионом стал бы и Стирлинг Мосс! Думаю, эти цифры вернее отражали бы место этих пилотов в истории «Ф-1», нежели настоящие летописи», – пишет Аллен в своем блоге.

Не возьмусь рассуждать о том, кто больше заслуживал чемпионства в тот или иной год – даже в изборожденном анализом вдоль и поперек 2008-м мне это не под силу. Но одну вещь во всех этих теоретических раздачах титулов могу сказать точно: результат не просто зависит от выбранной системы вознаграждения пилотов по итогам Гран-при, но и для каждого гонщика постфактум можно создать такой критерий, который сделает его чемпионом. Помните, как удава мерили – два слоненка, пять мартышек, 38 попугаев…

Хотите Кими Райкконена в 2008-м? Пожалуйста! Щедро дайте пилотам по 4 балла за каждый быстрый круг в гонке, и у финна будет 115 очков против 112 у Массы и 102 у Хэмилтона. Такие «критерии» можно выдумывать бесконечно, и «короновать» хоть Джанкарло Физикеллу на «Форс-Индии», как гонщика наибольшее число раз финишировавшего в гонках на последней позиции – такое тоже еще суметь надо.

Можно даже «оцифровать» систему медалей, если хотите… Например, для чемпионата из 20 гонок (так легче считать и внушительнее результат) даже вторые места во всех Гран-при сезона не сравнятся с одной победой, а значит цена первого, да и вообще всех зачетных мест – в 20 раз больше, чем стоимость предыдущей позиции. Итого, для восьмерки: 1 очко за восьмое место, 20 за седьмое, 400 – шестое, 8 000 – пятое и так далее… 1 280 000 000 за победу! Дайте, пожалуйста, в евро!

Бред, конечно. Но я к тому, что придумать можно всякое. Однако, даже отсеяв самые глупые фантазии, из того, что осталось, нет никакой надежды выделить одну, самую лучшую систему. Потому, что они просто разные. Не хуже, не лучше. Со своими плюсами, своими минусами. И своими чемпионами. Тут главное, чтобы претенденты сами знали, за что они борются – очки, медали, деньги или попугаи… А там разберемся. На финише.