5 мин.

Революция в «Тойоте»

Два года это очень мало. Японская конюшня провела уже полных шесть сезонов, не считая 2001-го, когда она каталась за Большим цирком по автодромам, тренируясь и готовясь к триумфальному вступлению в королевский класс. Правда, нереальных целей, вроде победы в первой же гонке, а затем и в чемпионате, как обещал когда-то «БАР», «Тойота» не ставила. По генеральному плану за пятилетку она должна была продвинуться от мелких случайных очков в первом сезоне, до борьбы за Большие призы и титулы в 2006-м. Ну, ладно, не в 2006-м, так в 2007-м. И может не такими темпами, но до начала позапрошлого года она действительно двигалась вверх по пелетону, достигнув под техническим руководством Майка Гаскойна максимума на четвертой позиции в Кубке конструкторов-05. Затем пошел спад (а Гаскойна уволили), и в последние два года команда напрочь застряла в середине пелетона, вырываясь стараниями Ярно Трулли в квалификациях в десятку лучших и снова теряя позиции, как только гасли сигналы светофора. 

За шесть лет она потратила от 2,5 до 3 млрд. долларов, а очков набрала всего 163 – кажется, что немало, но иные команды обеспечивают столько за один единственный сезон. Для сравнения, «Рено» в своей второй реинкарнации провела в «Ф-1» тот же срок, но на ее счету два Кубка конструкторов и два личных титула. «Хонда», тоже в своем втором пришествии, в первый же год самостоятельного «плавания» без «БАРа», заполучила первую победу, а «БМВ» прочат победы в следующем, третьем, году из программы. Хорошо, справедливости ради нужно признать, что перечисленные команды выросли на месте уже закрепившихся или даже ранее успешных, как «Бенеттон», предприятий, «Тойоте» же пришлось начинать с нуля, инвестировать огромные средства в строительство базы и инфраструктуры для конюшни в Кельне.

Вообще, в двухлетний срок для, если не побед, то хотя бы серьезного многообещающего прогресса, можно было бы поверить, если бы речь не шла о «Тойоте». Японская команда, с ее корпоративным управлением славится своей инерцией, тогда как в «Ф-1» все решения нужно принимать как можно быстрее. Простые примеры этого года: неожиданный выход на рынок Росса Брауна и Фернандо Алонсо. Обоих нужно было хватать с руками и ногами, но англичанина увела «Хонда», главный соперник «Тойоты», а Алонсо, как заявило руководство, команда была не готова принять – что бы это заявление ни означало. Совсем свежий пример – Алекс Вурц, отменный, высоко ценимый инженерами тестер, который, казалось, попрощался с королевскими автогонками в прошлом году, уйдя несколько обиженным на их нравы. И что же? Сегодня «Хонда» заполучила и его – Браун собирает под свои знамена серьезные силы! А «Тойота» топчется, в очередной раз доказывая, что у нее проблемы с кадровой политикой...

Но вернемся снова к двухлетнему дедлайну Ямасины. Если японцы собираются выигрывать в 2009-м, то в грядущем сезоне им необходимо занять те позиции, что сейчас принадлежат «БМВ». Именно такую цель и поставили боссы на прошедшей сегодня в техническом центре в Кельне презентации: стать лучшей командой во втором эшелоне. А дабы приблизиться к этой цели, конструкторское бюро приняло беспрецедентное для «Тойоты» решение – разработало кардинально отличную от прошлогоднего болида новинку TF108. И это при том, что, начиная с дебютного TF102, команда предпочитала постепенную эволюцию автомобилей.

В TF108 прежде всего бросается в глаза новая аэродинамика – и японцы не побоялись открыто показать все использованные новшества. Многие из них, правда, переняты с прошлогоднего «Макларена» (например, мост на носу) или «Феррари» (колпаки на передних дисках). Более натренированный глаз заметит и удлиненную базу болида – по-видимому, этот параметр входит в моду после прошлогодней обширной рекламы чемпионской конюшней. Однако, «Тойота» не просто надергала удачных решений у топ-команд, но, по словам Паскаля Васселона, сменила аэродинамическую «философию», постаравшись создать болид, который на протяжении одного круга был бы наименее чувствителен к различным параметрам виражей, представлял собой оптимальную конструкцию и был предсказуем при пилотировании. На основе испытаний в аэродинамичекой трубе, технический директор утверждает, что дизайн получился успешным, более того, удалось добиться очень высокой скорости улучшения характеристик болида. Вдохновляет, но не будем забывать, что речь идет далеко не о «полевых» испытаниях.

Коренным образом изменив аэродинамику, конструкторы лишь слегка пересмотрели конструкцию подвески – по словам Васселона, в прошлые годы команда была довольна качеством шасси, поэтому механические узлы только откорректировали  для соответствия новым крыльям. Как и у всех, у «Тойоты» новая коробка, разработке которой было уделено первостепенное внимание, начиная аж с января прошлого года.

Для разнообразия, японская конюшня сменила и тактику выбора пилотов: вместо опытных ветеранов, или опытного ветерана в паре со стареющим дебютантом, защищать ее цвета в сезоне-08 будут Ярно Трулли и очень перспективный новичок, чемпион GP2 Тимо Глок. Опыт и стабильность в лице итальянца дополненные азартом и агрессивным стилем пилотирования дебютанта -- намного более интересная комбинация, нежели застывшая без развития пара Ральф Шумахер – Трулли. Так что, как минимум с гонщиками «Тойота» взяла верный курс. Ну а что получилось у «технарей», посмотрим на ближайших тестах красно-белых в Хересе.