5 мин.

И не Гран-при, и не Монако

На определенных трассах да еще и с поула Фелипе Массе просто нет равных. На автодромах типа Бахрейна, Турции, теперь вот и Валенсии соперникам остается только глотать пыль из-под колес алого болида, и то если та до них долетает. И таких этапов становится все больше – как стараниями главного архитектора «Формулы-1» Германа Тильке, так и усилиями самого бразильца…

Сегодня, после Гран-при Европы, претензий к Фелипе никаких быть не должно. Он отлично держал темп на протяжении всех 57 кругов, отрывался от главного преследователя Льюиса Хэмилтона, и опасный выезд после пит-стопа ему не пришьешь – было бы очень обидно, если бы вынесли судьи более суровое наказание за инцидент с аутсайдером и фактически круговым Адрианом Сутилем, лишив пилота «Феррари» заслуженной победы. Собрал Масса в итоге хет-трик: поул-позицию, быстрый круг и Большой приз, который организаторы гонки постарались, сделали по-настоящему большим. Огромным!

И все же постоянно после побед Фелипе возникает легкое недовольство от того, какая же скучная получилась гонка. Может это влияние самого пилота на ход событий, или, наоборот, свойство трасс вроде утомительных для зрителя Бахрейна или Венгрии (пусть он там и не выиграл – случайность ведь), подходящих бразильцу и нагоняющих апатию на пелотон, но вот Валенсия – очередной тому пример. Хотя, пожалуй, дело не в трассах и не в Массе, а в нашем нежелании принимать и привыкать к тому факту, что этот парень, совершающий порой умилительные ошибки, способен проходить весь Гран-при от практики и до финиша гонки безупречно чисто, опережая при этом действующего чемпиона мира как на дистанции, так и в личном зачете. Ищем, ищем, к чему бы прицепиться: то упрекаем в том, что только с поулов выигрывает, то вот такие ему одному подходящие трассы выдумываем. А все на самом деле просто: Фелипе – претендент на титул, и не случайный, а реально заслуженный. И если не может его Хэмилтон догнать ни в квалификации, ни в гонке, то проблема это пилота «Макларена», или его болей в шее, или его простуды…

Что особенно бросилось в глаза на Гран-при Европы, так это не столько скупость пилотов на обгоны, сколько практически нулевые предпосылки к маневрам. Гонка в Монако по сравнению с сегодняшним действом – просто верх напряженности! На улочках Монте-Карло, как всем известно, обгонять исключительно сложно, но это никого еще не останавливало от попыток всунуть нос в шпильке перед «Гранд-Отелем» или в шикане после туннеля. В Монако машины зачастую так близко, и прессинг настолько ощутим, что только и ждешь, когда же этот нос отлетит от удара или соперник от напряжения промахнется мимо траектории. Опять же рельсы, в которые закована узкая трасса, так близко…

У Валенсии антураж средиземноморского порта на месте, амбиции тоже. Возможно, трассе не хватает зелени, излишни контейнеры, напоминающие о том, что мы в доках, не достает трехмерного ландшафта с перепадами высот. Это простительно, мы ведь и не планировали заполучить второе Монако с его гламуром. Но вот обрести нечто столь же непригодное для гонок мы тоже не рассчитывали. Чтобы обогнать или хотя бы попытаться, что радует болельщиков порой не меньше, чем удачный маневр, нужно хотя бы стабильно преследовать соперника, буквально висеть у него на заднем спойлере. Что же было сегодня? Несколько раз в середине пелетона кто-то приближался на секунду, иногда на 0,5, но быстро откатывался – все заканчивалось, даже не начавшись. И причины такого даже для «Ф-1» непривычного поведения можно поискать как в конфигурации трека, характеристиках болидов, так и в самих пилотах.

Пожалуй, то, что считалось одним из достоинств Валенсии – высокая средняя и максимальная для городского трека скорости, сыграло свою злую шутку. Преследовать болид на скорости под 300км/ч, когда впереди слепой поворот, должно быть не слишком приятно, особенно когда знаешь, что конкурент траекторию не уступит, и нужно сойти с нее на грязную поверхность. Льюис Хэмилтон заметил после практики, насколько все пилоты старались отпустить вперед соперника, и вполне возможно, что здесь присутствовало не только желание иметь перед собой пустую трассу для выполнения быстрого круга, но и стремление к безопасности.

По поводу еще одного «достоинства» трассы, а именно, ее широкого гоночного полотна, также возникло в какой-то момент желание, чтобы стены были чуть поближе, чтобы ошибки, которых было нетипично мало, карались, как того требует классическая уличная трасса – сходом. А то как ни старались пилоты «Форс-Индии» полным составом, даже им не удалось призвать в гонку такой долгожданный сэйфети-кар. Кстати, все так были убеждены, что машина безопасности рано или поздно появится, что и это «знание» могло отрицательно сказаться на желании пилотов атаковать. По тому, как семь гонщиков выбрали тактику одного пит-стопа, чувствовалось, что на стратегию и удачу они рассчитывали. А нет атак – нет ошибок. Соответственно нет аварий и сэйфети-кара. Замкнутый круг.

Одна надежда – в следующем году при той же трассе и почти том же пелотоне королевские автогонки обновят технику, а заодно, хотелось бы, и веру в возможность атакующих маневров. Поэтому не будем списывать Валенсию со счетов вот так сразу – подождем второй блин...

Собственно, если бы не перипетии у «Феррари» на пит-стопах, в обзоре гонки было бы практически не о чем говорить. Роберт Кубица наконец-то вернулся на подиум, впервые после своей победы в Канаде. Себастьян Феттель пропустил на первом пит-стопе Ярно Трулли, но в итоге первый раз финишировал в очках в гонке, в которой не выходил сэйфети-кар, и не разверзались небеса. В обычной, в общем, гонке. Тимо Глок стал единственным, кто по полной программе использовал потенциал стратегии одного пит-стопа, чтобы с 13 места на старте подняться на седьмое. Наконец, Нико Росберг опередил Ника Хайдфельда уже на старте и впервые с Турции завершил гонку в очках.

И только Кими Райкконен не прервал свою застойную серию без побед. Видно, занервничал финн на том втором пит-стопе, на который зарулил вслед за Хейкки Ковалайненом. Это была фактически единственная возможность отобрать у соотечественника упущенное на старте четвертое место, нужно было только быстрее провести дозаправку и лучше стартовать. Но, как говорят, поспешишь – людей насмешишь. Да еще и покалечишь в случае Кими. И если за сгоревший мотор вину можно возложить на команду, то тут ничего не попишешь – все видели, что на светофоре сигнал, разрешающий финну выезд, не загорелся…