4 мин.

Дух против буквы

Почти месяц назад, в конце июля, Флавио Бриаторе в интервью Gazzetta dello Sport ляпнул: «Рено» держится буквы правил о «заморозке» двигателей, но другие команды поступают иначе, и теперь они продвинулись далеко вперед. Это несправедливо». Соперники выступили с пояснениями, к которым мы еще обратимся чуть ниже, но с тех пор прошел слух о том, что «Мерседес» на 25 лошадей мощнее конкурентов, болиды с моторами «Феррари» показали пять лучших результатов на отметке максимальной скорости в Валенсии, и два из них эффектно сгорели в Венгрии и Испании, лишив команду 13 очков. И пусть непонятно, откуда и когда взялись дополнительные лошадки «серебряных», а поломки «алых» вполне можно было бы списать на некачественные шатуны, для «замороженных», моторы обращают на себя слишком много внимания…

На самом деле, Флавио не совсем точно выразился (а может, дело в переводе?). Но в «Формуле-1» любой, кто хоть раз сталкивался со спорами о легальности тех или иных новинок, знает, что есть буква правил, а есть их дух. Буква – это как все изложено черным по белому в техническом или спортивном регламенте, а дух, это что на самом деле законодатели имели ввиду. Они хотели сказать, что запрещены гибкие элементы? Но описать смогли только в виде количественного теста? Ну, значит, не жалуйтесь, что у «Феррари» днище выгибается, когда прикладываемая сила выше! Моторы заморожены, но записано, что можно модифицировать выхлопную систему, воздухозаборники, смазки, топливо? Значит, работа над двигателем не должна прекращаться полностью только из-за того, что за правилами витает дух сокращения расходов по данной статье.

Да тут еще в пылу дискуссии технический директор «Феррари» Альдо Коста заострил внимание на том факте, что, несмотря на заморозку, детали двигателя на самом деле можно модифицировать, если вводимые изменения необходимы для повышения надежности или снижения стоимости – а как же без этого, у нас ведь экономия во всем, и не важно, если разработка этого сберегающего элемента будет отбиваться до конца срока заморозки!

И «Феррари» должно быть вовсе не сложно вытянуть из ФИА разрешение на замену компонент. Нет, речь не об особых отношениях этой парочки, хотя уже проскакивали слухи о том, что Скудерии, действительно, удалось получить добро на гораздо большее число модификаций, нежели тому же «Рено», у которого согласно все тем же слухам, при минимальном числе запросов не пропустили ровно то, что было дозволено «Феррари». Речь скорее о том, насколько на самом деле «надежны» итальянские силовые агрегаты. Правила вступили в силу с 2007 года, так вот за эти два неполных сезона только в гонках (без остальных заездов на Гран-при и тестах) отказ мотора «Феррари» случался семь раз, причем четыре из них – на родных болидах! Для сравнения: «Хонда» указана в причинах схода дважды в прошлом сезоне, один раз в этом присутствует «Тойота» на болиде «Уильямса», и конечно, кто же забудет сход Фернандо Алонсо на Гран-при Испании сего года… Все же редко сейчас наблюдаются горящие моторы.

То, что «Феррари», как и «Макларен», и «БМВ» продолжают наращивать мощность своих двигателей, они в принципе не скрывают. Как «Шелл», так и «Мобил» (перед Гран-при Великобритании), отрапортовали о новом поколении менее вязких масел, которые позволяют снизить общий объем масла без потери надежности и повысить отдачу силового агрегата. Оба концерна продолжают повышать эффективность топлива, о чем тоже пишут отчеты. Марио Тайссен огласил работы над всеми разрешенными элементами...

И можно пропускать мимо ушей то и дело появляющиеся в прессе краткие предположения о том, что то «Феррари», то «Мерседес» стал на 25 л.с. мощнее (кстати, как-то с фантазией у слухов плохо, или цифра какая магическая, но почему-то, именно 25, а не 20 и не 30). Можно не верить откровениям Фернандо Алонсо, которые касаются его неудачного рандеву с «Маклареном», но испанский чемпион говорит, что прочувствовал, как улучшался мотор в прошлом году – каждые три-четыре гонки к нему добавляются лошадиные силенки, в то время как «Рено» сократил штат мотористов в Вири-Шатильоне, и занимается только сборкой и обслуживанием моторов. И тем более можно не доверять «анекдоту», который дошел до наших ушей благодаря сэру Фрэнку Уильямсу, о том, что кто-то из гонщиков «Ред Булла» пересел на «Торо Россо» и после воскликнул: «Черт возьми!» Но сложно игнорировать все эти симптомы вместе с неоспоримым фактом: все шесть болидов «Феррари» на квалификации к Гран-при Европы вошли в десятку самых быстрых (впрочем, там же два «Ред Булла», но ни одного «Рено» или «Макларена»).

Реклама 18+

Остается констатировать, что кто-то не стесняется, непосильным трудом добывает каждую л.с. – в нынешних тисках правил это гораздо сложнее и, наверняка, дороже в пересчете на ту самую 1 л.с, чем раньше. А кто-то сидит и экономит, забывая о том, что проработка дырок в регламенте – святая обязанность любого инженера «Ф-1».

Интересно, что по словам того же Альдо Косты любое изменение, которое хочет провести команда, должно пройти не только согласование ФИА – на него могут наложить вето соперники. Эдакий легальный шпионаж, или правильнее будет сказать, узаконенный обмен техническими наработками между командами, получается. Нам, правда, не рассказывают, кто и что меняет, совсем не как во время нахождения болидов в закрытом парке, и нельзя судить, не используют ли потом в своих моторах увиденное те, кто только одобряет. Но все легально, согласно букве.

Вот только требования к доказательствам безопасности новых деталей, нужно, пожалуй, подкрутить. Потому как прогресс «Феррари» сомнений не вызывает, а вот надежность как-то не повышается. Опять же, согласно букве...