4 мин.

Стоп, пит-стоп!

Размышляя над этими наворотами и инцидентами Гран-при Канады, в частности, над аварией на светофоре и обгоном Кубицей Хайдфельда, вспомнилась одна простая (конечно, не новая) идея – запрет дозаправок и переобувок. Как-то сегодня она стала особенно привлекательной и видится чуть ли не панацеей от всех бед. Таковой она вряд ли является, но попробую пофантазировать о положительных сторонах гонок без плановых пит-стопов…

Началось все с дум о командной тактике, как обобщении момента, в котором Ник пропустил Роберта. Сей феномен (тактика, а не пилоты «БМВ-Заубера») в королевских автогонках был, есть и будет всегда, а проистекает он из неравного положения гонщиков в команде. По причинам естественным – из-за различий в их опыте и стиле пилотирования, разного количества набранных очков на определенном этапе чемпионата или из того простого факта, что в боксах команда не может обслужить одновременно два болида, а посему вынуждена распределять между пилотами гоночные стратегии, из которых одна всегда будет ближе к оптимальной. Или по причинам неестественным – из-за предоставления гонщикам разных технических средств или степени поддержки, в конце концов, прямых указаний с командного мостика о пропуске или прекращении атак. Предпочтительно, чтобы к методам второй группы команда не прибегала – с этим, пожалуй, согласится большинство болельщиков. Но и в первой есть пунктик, который обусловлен не способностями или удачей пилотов, а существующими правилами. Стратегией пит-стопов. Нет дозаправок – нет стратегий, обгонов в боксах или на трассе только за счет более легкой машины…

Опять же, правило сэйфети-кара, которое сейчас все так критикуют. Весь сыр-бор начался полтора года назад, когда решили, что негоже, чтобы в опасной ситуации на трассе пилоты рвали сломя голову в боксы, только бы успеть обслужиться, не потерять лишнюю позицию. Придумали закрывать пит-лейн, и штрафовать тех, кто туда заедет на дозаправку – получили стоны о несправедливости наказаний и непредусмотренный баг с красным светом (до прошлого сезона вспоминается только один пострадавший на светофоре – Хуан-Пабло Монтойя). Теперь предлагают при помощи ECU подавать пилотам сигналы о том, что на трассе находится машина безопасности и нужно переключиться в специальный режим. Что-то вроде того, который используется на пит-лейн. Только побыстрее. И вот кто-то нажмет на лимитатор раньше, кто-то нажмет позже, кто-то вообще сообщения не получит, и что будет? Полагаю, новые штрафы… А так – нет дозаправок-переобувок, и никто не едет на пит-лейн под сэйфети-каром, не нарывается на пенальти и не отстаивается на светофоре, получая при этом пинка…

Какие еще преимущества? Например, квалификацию придется вернуть в формат с пустыми баками – не будет никакого смысла проводить ее на заправленных болидах и устанавливать минимальное время прохождения круга, которое возникло из-за инцидента в Малайзии. Но это очень положительный момент, уже давно хочется, чтобы на поуле стоял самый-самый. Быстрый, а не легкий. Или вот ведутся напряженные дебаты по поводу термочехлов для шин на будущий год. Тут проблема в температуре покрышек и большой разнице в скорости между машинами на холодной и прогретой резиной. Однако, данная ситуация ведь возникнет только в середине гонки, когда начнется волна пит-стопов – на старте и первых кругах все будут более-менее равны. Так, нет пит-стопов… Ну, вы поняли.

Экономическую выгоду, если задаться целью, также можно усмотреть. Если применять логику ФИА, то потребуется меньше персонала и меньше расходников. Странно вообще, как у нас еще нет правила о том, что шины должны дистанцию двух гонок выдерживать?!

А на самом деле, если посмотреть на статистику, то количество пит-стопов заметно коррелирует с числом обгонов. На графике, который нашелся в одном из прошлогодних номеров Autosport, синяя кривая соответствует сезонному количеству остановок в боксах, которые с 212 в 1990 году, когда начали вести статистику по пит-стопам, выросли к 2004-му до 864 – то есть в 4 раза! Соответственно число обгонов (зеленая кривая) пошло на спад и за последние два десятка лет уменьшилось практически в два раза.

Конечно, винить в редкости маневров на трассе лишь привычку отыгрывать позиции за счет тактики нельзя, особенно когда пилоты не устают напоминать, как сложно преследовать автомобиль соперника в нынешней аэродинамической конфигурации. Ну, ведь в следующем сезоне кроме отказа от «грелок» «Формула-1» собирается сбросить и крылышки! Так может туда же, на свалку истории, отправить и дозаправки с переобувками, и пусть борьба идет на равных и на трассе?!