4 мин.

Отсутствие новостей – хорошая новость

Вот так всегда: сидишь, ждешь, жмешь F5 – эта клавиша уже скоро намертво залипнет, ловишь любую новость, цитатку о том, что же сейчас происходит на заседании ФОТА, а затем и ФОТА с ФИА, на котором без преувеличения решается будущее «Формулы-1». А в результате ничего, снова не договорились. Хотя сейчас, кажется, отсутствие новостей – хорошая новость. Значит, стороны обсуждают, значит, у них есть не просто общая тема, но и точки соприкосновения, из которых может вырасти консенсус…

Правда, из Монако приходят несколько противоречивые сведения. Лука ди Монтеземоло сразу после заседания ФОТА отметил, что все команды пришли к единой позиции. «Мы не подадим заявку на чемпионат с таким регламентом и таким руководством», – сказал президент Скудерии. Кого он имел в виду в этом «мы», можно интерпретировать по-разному: не то «Феррари», не то все теперь единообразно мыслящие команды. В то же время, Патрик Хэд (не ясно, правда, до или после встречи у Бриаторе на яхте) прервал недельное глухое молчание команд и рассказал, что «Феррари» с «Тойотой» в одиночку противостоят остальным по вопросу бюджетного ограничения – финансово самые обеспеченные конюшни не хотят, чтобы им диктовали, сколько тратить. Оттуда же: «Рено» колеблется, а «Макларен», или если на то пошло – «Мерседес», и «БМВ», то есть пара, которая не делала громких заявлений о выходе из чемпионата, занимают выжидательную позицию.

Впрочем, битва ведь идет не за бюджетное ограничение как таковое, а за то, как в рамках единого для всех технического регламента – а взаимопонимание сторон насчет того, что здесь все должны быть в равных условиях, пришло еще неделю назад на встрече в «Хитроу» – так вот, как в таких условиях удержать все существующие команды, привлечь новые и сократить расходы. Понятно, что здесь ну никак не получится сделать часть пелотона с ограниченным бюджетом, а часть – с произвольным. Первым, естественно, нужен какой-то бонус за хорошее поведение. ФИА еще в марте пообещала, что сможет так подобрать для них технические вольности, чтобы «команды, принявшие ограничение, не получили ни преимущества, но и не пострадали». Очевидно, ничего такого не выходит, что вполне естественно, когда адвокат по образованию начинает рассказывать инженерам «Ф-1», какими он видит технические требования для болидов. Возможно, если бы на программу подписались только команды-новички, не имеющие опыта конструирования болидов королевских автогонок, достаточной технической и интеллектуальной базы, сценарий «двойного регламента» и прокатил бы – пока это они догонят грандов, даже с трехсекундной форой! Но бонус оказался слишком сладким, и если тот же «Уильямс» вооружить всеми придуманными Максом примочками, то все могут только дружно помахать ему ручкой. Кстати, Мосли в одном из интервью даже заметил, что так все и задумывалось у него изначально: существующие команды остаются при своих, а новенькие вступают в «Ф-1» с сорокамиллионными бюджетами. Какая тут забота о сокращении расходов, правда, понять невозможно. Ведь общая сумма выбрасываемых на королевские автогонки денег при таком раскладе только возрастет. На 3*40 = 120 млн…

В другом интервью (причем, данном в тот же день) Мосли пожелал увидеть абсолютно все команды под бюджетной «шапочкой», и это один из вариантов дальнейшего развития событий по направлению к единому для всех своду правил. Бонусы, правда, тогда теряют всякий смысл, так что если кто-то уже начал думать, как всех обогнать за счет более мощного KERS или подвижного заднего крыла, можно, пожалуй, расслабиться.

Если переговоры идут по этому пути, то договориться командам, в свете комментариев Хэда, будет, пожалуй, непросто. Сумма неподходящая, а попытка «Феррари» получить запретное распоряжение во французском суде, по мнению того же Хэда, только укрепило Мосли в нежелании двигаться прочь от заветного числа «40». Кстати, нигде не написано было, входят ли в эту сумму отступные, которые придется заплатить большинству команд своим уволенным в процессе затягивания поясов сотрудникам. Ликвидация «Хонды», если помните, оценивалась что-то около 150 млн долларов…

Но есть и другой вариант: команды, все же, смогут продвинуть свои меры по снижению расходов. Джеймс Аллен сразу после окончания встречи команд написал у себя в блоге, что, по его ощущениям, ФОТА договорилась о гораздо более серьезных методах, чем все, что было раньше, и готова пойти на них, только бы не принимать условия Мосли.

Компромисс сейчас – самый реалистичный вариант, ибо после первой схватки стороны осознали, что им есть, что терять. Что вместо одного суперпопулярного чемпионата можно получить два непонятного качества и в придачу толпу запутавшихся болельщиков, которые не знают, на что им смотреть. Что телекомпании потянут Берни в суд, если у них на руках окажется контракт на освещение не того чемпионата (итальянская RAI требует исключительно «Феррари»), а тот в свою очередь пригласит Скудерию саму выплачивать все неустойки, ведь у той нашелся уникальный и легитимный, по признанию французского суда, Договор Согласия, нарушение которого может стать причиной судебного разбирательства.

В общем, сегодня можно считать, что стороны начали процесс сближения, а вот к чьему варианту он сойдется – кто его знает. Кажется, все было бы несколько проще, если в этом деле не была замешана безмолвная третья сторона. Права голоса у новичков нет, поэтому они голосуют своими заявками на чемпионат. Две уже есть: «Кампос» и USF1 или USGPE – как там, кстати, называется эта команда?..