6 мин.

«Реал Мадрид». До конца» – документальный мини-сериал о победе «Реала» в ЛЧ-21/22, которой не нужен сценарий

Давайте признаем, «Реал»-2022 – самая парадоксальная победная кампания в истории Лиги чемпионов (и одна из самых удивительных в спорте). Чтобы проще было это признать: с тех пор, как ЛЧ обрела свой актуальный формат с одним групповым этапом и 3 раундами плей-офф (с 2003 года), было только три финалиста с 4 поражениями на предыдущих стадиях – «Бавария»-2010 (проиграли в финале «Интеру»), «Тоттенхэм» и «Ливерпуль» в 2019 (сразу две команды с 4 поражениями дошли до конца); и «Реал»-2022; но уникальность прошлогодней компании мадридцев в том, что они трижды проигрывали в 6 матчах плей-офф (больше просто невозможно математически) – никто никогда не проходил в финал ЛЧ с такими показателями при трех раундах на вылет. А в соперниках у них были 2 последних финалиста («Челси» и «МанСити»), финалист 2020 года («ПСЖ»), который грезит ЛЧ уже 10 лет и оценивает сезон по успехам в этом турнире, и победитель 2019 года («Ливерпуль»), который за 5 лет трижды доходил до финала.

Этот успех можно рассматривать как везение, несправедливое по отношению к соперникам «Реала», которые были сильнее на больших отрезках конкретных матчей, а можно как фантастическую историю преодоления и возвращения после провала (причем поставленную на поток). Авторы документального трехсерийного фильма «Реал Мадрид». До конца» (в оригинале «Real Madrid: Until the End») о сезоне 2021/2022, конечно, выбирают второй подход.

Проект, вышедший на AppleTV+ в марте 2023, состоит из трех эпизодов: 

  1. «The Rebuild» – краткий пересказ событий из истории «Реала» последних 10 лет (начиная с ЛЧ-2014) с акцентом 3-летний период без победы в главном еврокубке, штрихами намекая намекая на то, что к лету 2021 «Реал» уже не тот (уход Криштиану Роналду и Серхио Рамоса, продажа Варана, отставка Зидана) и игнорируя успехи этого отрезка (победа в Ла Лиге или превращение Бензема в топ-3 лучших футболистов мира); это необходимо для создания кризисной точки (насколько она вообще может быть у этого «Реала») перед возвращением в клуб Карло Анчелотти – он тоже, как и положено классическому пути героя, начинает с трудом (ничья c «Леванте», домашнее поражение от «Шерифа» в ЛЧ; крупные победы на старте – опять же мешают повествованию, поэтому о них вскользь);

  2. «The Comeback» – начинается с подготовки к ответному матчу с «ПСЖ» («Реал Сосьедад» в Ла Лиге подается как этап этой подготовки) и заканчивается ожиданием полуфинала с «Манчестер Сити»; в этой части история окончательно концентрируется на выступлении «Реала» в Лиге чемпионов (вторая за 5 лет и третья за 10 лет победа в чемпионате Испании, которую покажут в третьей серии, будет выглядеть как нечто обыденное);

  3. «Until the End» – подробное воспоминание о решающих матча Лиги чемпионов (полуфиналы с «МанСити» и финал с «Ливерпулем»), вписывающее победу 2022 года в клубную историю.

Один из важных мотивов – связь поколений. В документалке делается акцент на том, что в команде есть те, для кого это первая победа в Лиге чемпионов (Винисиус, Родриго, Вальверде) и те, для кого это уже 5 кубок (Бензема, Модрич, Кроос, Каземиро, Марсело, Карвахаль). Ключевые мини-сюжеты в развитии этой идеи: возникновение игровой связи Бензема и Винисиуса (о прошлых проблемах в их отношениях не вспоминают) и родительское отношение Модрича к Родриго (его раскрывают после гола бразильца с передачи хорвата в ворота «Челси»).

Почти всем игрокам из заявки прошлого сезона находят экранное время хотя бы для одной-двух реплик. Исключение – Азар, Бэйл, Иско – те, для кого год был неудачный. Из героев прошлого, находящихся в команде, но малоиграющих в сезоне 21/22, слово дают (да, и показывают в принципе) только Марсело – его представляют как одного из лидеров раздевалки (призыв партнеров выйти к болельщикам после победы над «Сосьедадом»).

Кроме игроков, Анчелотти и Флорентино Переса, среди спикеров много журналистов из разных стран (их реплики часто помогают рассказчику двигать сюжет) и легенды «Реала»: Рауль, Роберто Карлос, Предраг Миятович и Дэвид Бекхэм (последний еще становится и презентером фильма). При этом, как правило, комментарии звезд прошлого не особенно содержательны, и нужны скорее для большей солидности фраз о том, насколько сложный турнир Ла Лига и какой статусный Лига чемпионов (да, это фильм на максимально широкую аудиторию).

Из неожиданных спикеров – тренеры соперников «Реала» в сезоне 2021/22: Маурисио Почеттино («ПСЖ»), Хави («Барселона») и Томас Тухель («Челси»). Они дают нетипичные взгляд на матчи - реплик в духе «Реал» играл слабо, но победил» или «Мы раздавили «Мадрид» в первом тайме» невозможно ждать от представителей мадридского клуба. Поэтому приглашение таких людей – редкость для подобных проектов (чем ценнее их участие в этом фильме).

Еще одно отличие (но уже в обратную сторону) «Реал Мадрид», До конца» от аналогов – низкий доступ к раздевалке, слабое погружение в быт команды и ограниченность информации о деталях подготовки. Закулисье футбольных клубов – главная ценность таких документальных проектов, но в случае с «Реалом» их мало даже на уровне локаций. Короткая экскурсия от Анчелотти по базе клуба (в процессе которой он емко и точно описывает принципы игры команды на тактической доске) – единственная подобная сцена за три часа.

Только раз показывают установку из раздевалки – в перерыве финала с «Ливерпулем». Да, там не раскрывают нюансов игры и дают лишь общие слова от тренера, но даже такие скудные сцены способны создать ощущение близости к игрокам и эффект присутствия на событии. Авторы (одним из продюсеров мини-сериала указан сам футбольный клуб «Реал Мадрид») ограничивают такую возможность для зрителей. Естественно, острых или хотя бы противоречивых моментов тоже избегают: вероятно, поэтому Азару не нашлось места даже для камео (идеальная история победы – неподходящий формат даже для косвенного напоминания о самом неудачном трансфере в истории клуба).  Но даже в стерильных репликах и кадрах можно найти интересное:

  • история о возвращении Анчелотти – тренер фразой-намеком «вспомните 2014» буквально напросился на работу в «Реале», когда связывался по поводу ненужных в Мадриде игроков для «Эвертона», где он тогда работал;

  • рефлексия Карвахаля и Каземиро о своей плохой игре в первом матче с ПСЖ;

  • мысль Анчелотти о том, как стабилизация центра поля и тройки Модрич-Каземиро-Кроос помогла решить проблему в защите и раскрыть качества нападающих (просто обозначение этого факта, без подробностей и объяснений);

  • история с показом игрокам лучших камбэков в истории «Реала» перед ответной игрой с «МанСити».

И, конечно, эмоции из раздевалки. Здесь прячется и, возможно, главная сцена всего мини-сериала: после домашнего поражения от «Челси», но прохода дальше по сумме двух матчей, камера следует за Анчелотти в раздевалку; тренер молчал снимает плащ, не обращая ни на кого внимания берет свой телефон и садится рядом с флипчартом, на котором нарисованы какие-то схемы (в этот момент на фоне начинает играть гимн Лиги чемпионов); камера берет его крупно и Анчелотти (тяжело дыша и высовывая язык от усталости) говорит: «Muerto. Incredible. No muero hoy. Soy immortal» (вероятный перевод: «Чуть живой. Невероятно. Если я не умру сегодня, значит, я бессмертный»).

Telegram-канал автора о фильмах и сериалах