15 мин.

20 лучших легионеров в истории Евролиги

Фото: РИА Новости/Михаил Сербин

Джей Ар Холден, Траджан Лэнгдон и другие иностранцы, которые помогали сделать Евролигу лучше.

Майлз Айкен («Реал»)

Годы: 1966-69

Награды: двукратный чемпион Евролиги

Самый яркий момент: Полуфинал 1967-го года, в котором Айкен набрал 31 очко и вырвал победу у «Олимпии» (88:86).

Наследие: Айкен остался в памяти как один из первых американцев, бесцеремонно изменивших расстановку сил в европейском баскетболе.

Талантливый центровой получил травму колена на последнем курсе университете и прошел незамеченным скаутами НБА. После этого он оказался в «Бильбао», где быстро произвел на всех впечатление. Так в его жизни появился «Реал» и наступили лучшие годы баскетбольной карьеры.

Сама эта карьера продолжалась всего пять лет: в 70-м по распоряжению армейского начальства Айкен был переведен в Англию и переменил баскетбол на менее легкомысленные занятия.

Билл Брэдли («Милан»)

 

Годы: 1966

Награды: чемпион Евролиги

Самый яркий момент: Полуфинал с ЦСКА, который «Милан» выиграл благодаря 20 очкам Брэдли.

Наследие: Билл Брэдли – тот человек, который выступил первопроходцем в европейском баскетболе. Сам, впрочем, того не осознавая.

Брэдли – один из лучших проспектов 65-го был задрафтован «Никс». Одновременно он получил возможность для стажировки в Оксфорде и решил повременить с началом профессиональной карьеры. Однако в Европе за ним уже следили: боссы «Милана» достигли с юношей беспрецедентного соглашения – за тысячу долларов тот соглашался выступать за их команду в Евролиге. Брэдли прилетал в город, в котором должен был играть «Милан», проводил утреннюю тренировку с командой, вечером выходил на паркет и возвращался к учебе.

Для европейского баскетбола подобная практика была подобна вторжению внеземной цивилизации. По ходу сезона расслабленный американец набирал по 30-40 очков и закономерно выложился в «Финале четырех».

Лишь через несколько лет европейцы узнали, что их обыгрывал не абы кто, а двукратный чемпион НБА.

Рашард Гриффит («Киндер», «Тау Керамика», «Лоттоматика»)

 

Годы: 1997-2004

Награды: чемпион Евролиги, вторая символическая сборная турнира в 2001-м

Самый яркий момент: 26 очков и 10 подборов в четвертьфинале с «Олимпией» в 2001-м.

Наследие: Уроженец Чикаго уже в детстве был легендой улиц, а остался в истории баскетбола как идеальный напарник для Ману Джинобили и Марко Ярича. Одна из лучших команд в истории европейского баскетбола просуществовала всего два года, а затем пути партнеров разошлись диаметральным образом. Джинобили и Ярич отправились искать счастье за океаном, а цементирующий защиту атлетичный центровой начал раздаваться вширь.

Маркус Браун («Лимож», «Бенеттон», «Эфес Пилсен», ЦСКА, «Уникаха», «Жальгирис», «Маккаби»)

 

Годы: 1999-2011

Награды: первая символическая пятерка Евролиги, дважды во второй

Самый яркий момент: 31 очко против «Виртуса»

 

Наследие: Пытаясь закрепиться в НБА, Маркус Браун предпочитал не тратить время даром и повышал квалификацию в чемпионате Франции. Так получилось, что именно там с мечтами было покончено: защитник порвал связки, затем не смог убедить «Пистонс» дать ему шанс и вернулся в Европу уже навсегда.

Весь путь Брауна – это история доминирования: он царил в чемпионате Франции, выиграв все, что можно было, затем переехал в Италию, где делал то же самое, потом была Турция, наконец, Россия. Американец штамповал рекорды, собирал индивидуальные награды и приносил клубам победы на национальном уровне, но на уровне Евролиги это не работало. Он вроде бы дождался своего в сезоне-2004/05: провозглашенный американскими СМИ «король Европы», обладатель самого большого контракта, безусловный лидер самой доминирующей команды в истории Евролиги должен был выйти на домашний паркет и показать то, что все и так знали. Там с Маркусом что-то случилось. Он не мог поймать свой бросок. Команда не сумела перестроиться, привыкнув к безотказности лидера.

Тем летом он уехал в Испанию, и хоть и остался невероятным баскетболистом, потерял какой-то внутренний огонь, который делал его лучшим.

Евролигу он так и не выиграл. Коронация не состоялась.

Джо Арлаукас («Тау Керамика», «Реал»)

 

Годы: 1990-2000

Награды: чемпион Евролиги, лучший снайпер Евролиги в 1996-м

Самый яркий момент: 63 очка (24 из 28, 15 из 18 штрафных) в матче с «Болоньей» в 1996-м.

 

Наследие: Арлаукас на протяжении 90-х блистал в чемпионате Испании и Евролиге, не гнушаясь покушаться на рекорды результативности, но запомнят его главным образом по удивительной жизненной истории. Потомок литовских эмигрантов вырос в Нью-Йорке. Не собирался, но все же стал заниматься баскетболом. Не попал в НБА и оказался в Европе. Начинал за «Тау», но затем попал в «Реал». Несмотря на множество противодействий, форвард пришел к партнеру, по игре с которым его запомнят – в середине 90-х Арлаукас и Сабонис образовали один из лучших тандемов в передней линии в истории европейского баскетбола.

Луис Скола («Тау Керамика»)

 

Годы: 2000-2007

Награды: дважды в первой символической пятерке, один раз во второй символической пятерке Евролиги

Самый яркий момент: «Скола – это игрок, который вроде не делает ничего гениального, но все делает хорошо».

Наследие: Скола появился в Басконии еще совсем в юном возрасте и быстро стал символом клуба. «Барселона» пережила расцвет Фучки и Бодироги и последующий спад, «Реал» долго искал себя, а тем временем команда из крошечной Витории была образцом стабильности. В эпоху Сколы «Тау Керамика» четырежды оказывался в «Финале четырех» – всякий раз команде чего-то не хватало, но все знали, что она непременно постарается вернуться и на следующий год.

Уолтер Щербяк («Реал»)

 

Годы: 1974-1984

Награды: 3-кратный чемпион Евролиги (1974, 1978, 1980), 3-кратный обладатель межконтинентального Кубка

Самый яркий момент: 26 очков в финале Евролиги против «Варезе» в 1978.

 

Наследие: Щербяк приобщился к АБА, самой веселой лиге мира, но бы вынужден забрать свои таланты на южное побережье после развала «Питтсбурга» и короткой командировки в КБА. Так мадридский «Реал» обрел феноменального снайпера, с именем которого неразрывным образом связаны все победы клуба в 70-е.

Ману Джинобили («Киндер»)

 

Годы: 2000-2002

Награды: чемпион 2001 года, MVP финальной серии 2001, первая символическая сборная 2002

Самый яркий момент: 4-я игра финальной серии 2001-го. «Киндер» уступал в счете (1-2), но Ману выдал один из знаковых матчей карьеры, набросав 27 очков. После разгрома тогда «Тау» не смог собраться на последнюю встречу.

 

Наследие: Грегг Попович всегда подчеркивал, что воспринимает Джинобили как одного из лучших игроков своего амплуа. Но в НБА его зачастую сдерживали, в Европе же под началом Мессины у Джинобили не было никаких ограничений – даже Италия для него была едва ли не родной. Так что за несколько лет перед закономерным и долгожданным отъездом Ману пронесся по европейским просторам поразительным ураганом, сочетающим хитроумие и атлетизм, слаломный дриблинг и феноменальные прыжки. В «Сан-Антонио» он выпал из внимания и отошел на вторые роли, но для тех, кого навсегда очаровала аргентинская вспышка, его искрометные номера в «Сперс» не становились сюрпризом.

Маноло Рага («Варезе»)

 

Годы: 1968-1975

Награды: трехкратный чемпион Евролиги

Самый яркий момент: Финал с ЦСКА в 1973-м – Рага набрал 25 очков и позволил команде завоевать третий титул.

Наследие: В 70-х «Варезе» играл в финале едва ли не каждый год, и колоссальная заслуга в этом именно Мануэля Раги, лучшего игрока в истории мексиканского баскетбола. Он был первым мексиканцем, выбранным на драфте НБА, но в лигу так и не поехал и решил сосредоточиться на победах с итальянским клубом. Здесь «летающий мексиканец» оказался бесценным исполнителем – разыгрывающим, готовым играть на товарищей: Оссола, Менегина, Морса, подбирать и защищаться. Только, когда у команды не шло, оказывалось, что Рага, который стал «Кудесником» еще до Мэджика, опередил свое время и вполне может дать фору любому атакующему защитнику.

Тайес Эдни («Жальгирис», «Беннетон», «Лоттоматика», «Олимпиакос», «Болонья»)

 

Годы: 1998-2000, 2001-2006

Награды: чемпион Евролиги, MVP «Финала четырех», дважды в первой символической пятерке Евролиги

Самый яркий момент: «Финал четырех»-1999

Наследие: За пределами площадки Эдни был столь же неуловим, как и на ней – «малыш» все пытался попасть в НБА, а потому ждал своего шанса, воспринимая европейские путешествия как промежуточный этап и возможность засветиться. Однако именно эта черта сделала его образ еще ярче: Эдни появлялся как черт из табакерки, переворачивал все с ног на голову и также молниеносно исчезал.

Знаковая для него история произошла в 99-м, когда абсолютный аутсайдер квартета «Жальгирис» неожиданно смел с дороги «Олимпиакос» и чемпиона «Киндер». Катализатором этой сенсации и выступил крошечный храбрец, не знающий авторитетов, подгоняемый иррациональной самоуверенностью и кучей уличных трюков. Потом он уедет в Америку и появиться в финале уже с «Бенеттоном», а потом получит еще один шанс в «Олимпиакосе», но именно тот «Финал четырех» создал репутацию Эдни как самого крутого баскетболиста Европы, человека, которому было под силу все. Это опять же, скорее, проистекало из этой иррациональной уверенности, но именно Эдни можно назвать европейским Алленом Айверсоном.

Доминик Уилкинс («Панатинаикос»)

 

Годы: 1996

Награды: чемпион Евролиги, MVP Финала четырех

Самый яркий момент: 35 очков и 8 подборов в полуфинале против ЦСКА.

Наследие: Это запомнится как главная афера в истории европейского баскетбола. В 1995-м 35-летнему Доминику надоела бостонская перестройка, и он решил усилить «Панатинаикос» – в «Финале четырех» греки выглядели как команда, которую можно было бы обыграть, если бы за них не бегал инопланетянин, действующий на совершенно иных скоростях, обладающий невиданным прыжком, резкостью и слишком разнообразным арсеналом.

В том сезоне «Пао» все же уступил – проиграл в серии домашнего чемпионата «Олимпиакосу». Но это произошло лишь потому, что в последних матчах Уилкинс уже не играл из-за травмы.

 

Майк Батист («Панатинаикос», «Фенербахче»)

 

Годы: 2003-14

Награды: трехкратный чемпион Евролиги, один раз в первой символической сборной, один раз во второй

Самый яркий момент: Финал 2011-го с «Маккаби» – 18 очков (7 из 10), 6 подборов

Наследие: Самая большая задница европейского баскетбола – неотъемлемый спутник легендарной чемпионской команды «Пао». Мечты об НБА Батист забыл практически сразу же, как только оказался на роскошном сидении зеленой машины, творящей беспредел и в чемпионате Греции и делающей лишь небольшие перерывы перед очередной победой в финале. Три главных символа этого «Панатинаикоса» – Желько Обрадович, Димитрис Диамантидис и вновь этот толстый американец, вроде бы попавший в Афины проездом, а добавивший ему столь необходимой мощи, атлетизма и американского стиля.

Дэвид Риверс

 

Годы: 1995-98

Награды: чемпион Евролиги, MVP «Финала четырех»

Самый яркий момент:

 

Наследие: Дэвид Риверс – это первое столкновение европейского баскетбола с американским стритболом в его осмысленной форме. Бывший защитник «Лейкерс», которого несколько надломил промах в финальной серии 89-го, нашел себя заново в Европе. Транзитом через Францию сверхскоростной малыш оказался в греческом гранде и быстро прибрал все нити руководства в свои руки.

В сезоне-95/96 Риверс был просто неудержим. Тогда еще не появились ни Аллен Айверсон, ни Стефон Марбэри, и невиданный стиль, построенный вокруг одного малыша, стремительного, ловкого и взрывающегося каждый раз при получении мяча, казался чем-то невероятным. Греки отдавали мяч своему черному генералу, а тот уж распоряжался им по своему усмотрению – в том фантастическом сезоне все зависело лишь от его воли.

Деррик Шарп («Маккаби»)

 

Годы: 1996-2011

Награды: двукратный чемпион Евролиги, чемпион Сапролиги

Самый яркий момент: Трехочковый Шарпа сравнял счет в матче с «Жальгирисом» в 2004-м за две секунды до конца. «Маккаби» выиграл овертайм, прошел в «Финал четырех» и оказался чемпионом Евролиги.

Наследие: Подобных моментов в карьере Шарпа было немало, и в итоге они создали ему образ, практически ничего не имеющий с баскетболом, а уходящий в религиозную плоскость. Карьера Шарпа в «Маккаби» совпала с доминированием клуба в чемпионате Израиля и большими победами в европейских турнирах, так что вряд ли стоит удивляться, что к концу игрового пути американец, принявший израильское гражданство, стал чем-то средним между символом, памятником и вестником всяческих благ.

Траджан Лэнгдон («Бенеттон», «Динамо», ЦСКА)

 

Годы: 2002-2011

Награды: Двукратный чемпион Евролиги, MVP «Финала четырех»-2008, дважды в первой символической сборной, один раз во второй

Самый яркий момент: 21 очко (4 из 5 трехочковых) в финале 2008 года

Наследие: У образа Лэнгдона есть две составляющие. С одной стороны, репутация хладнокровного убийцы с Аляски – всегда затуманенный взор, неспешность и сконцентрированность на каких-то высших материях очень хорошо дополняли фантастические попадания. С другой, настоящего Трэя определяли детство в семье профессора и обучение в Дьюке у Майка Кшишевски. Из этого симбиоза родился идеальный игрок для системы Этторе Мессины – цепкий защитник, умный не тянущий на себя командный игрок и снайпер, у которого не дрожала рука. Когда итальянец решался на переход в московский клуб, именно Лэнгдон был одним из приоритетных исполнителей. Рядом со смело лезущими под кольцо Холденом и Папалукасом он был бесценен и своими попаданиями помог ЦСКА одержать не одну важную победу.

Боб Морс («Варезе»)

 

Годы: 1972-1981

Награды: трехкратный чемпион Евролиги

Самый яркий момент: Финал Евролиги 1975 года: «Варезе» играл без Менегина, поэтому «Реал» считался однозначным фаворитом. Морс не только вышел на месте центрового, но еще выдал блестящую стрельбу: 29 очков (12 из 19, 5 из 6 штрафных).

Наследие: Профессор Николич приглядел Морса, когда тот еще играл в университете (Пенн в 79-м дошел до «Финала четырех», где был остановлен Мэджиком Джонсоном). Он был одним из тех, о ком говорят, что они опередили свое время: форвард с ростом 203 сантиметра был не только подвижен, но и обладал феноменальным броском с дистанции (в последний год карьеры, когда только ввели трехочковую дугу, он выдал 56 процентов попаданий).

Морс быстро вписался в мощный состав итальянцев и стал сопричастным ко всем победам 70-х: «Варезе» 10 раз подряд доходил до финалов и взял половину возможных титулов. Даже в той команде звезд уникальный снайпер выделялся даже тогда, когда прошел свой пик.

 

Майк Д’Антони («Милан»)

 

Годы: 1977-1990

Награды: 2-кратный чемпион Евролиги

Самый яркий момент: Выступление на Евробаскете-89 как подтверждение обретения нового себя.

Наследие: Карьера Д’Антони в Америке выглядела не особенно оптимистично – ему хотелось играть, так что он поехал в Милан без каких-либо мыслей, просто ради желания остаться в баскетболе. С одной стороны, в Италии нечего было делать, поэтому он безостановочно читал, за два года проглотив 600 книг. С другой, его талант разыгрывающего, нацеленного на атаку, пришелся как нельзя кстати – очень быстро Д’Антони стал звездой и благодаря многочисленным перехватам обрел крутое прозвище «Арсен Люпен».

В связи с колоссальным сроком, прошедшим со времен игровой молодости Д’Антони, его наследие сейчас скорее обсуждается в контексте его отношений с Кобе Брайантом, который боготворил легенду «Милана» и свою 8 взял именно в его честь. Но, на самом деле, пример Д’Антони – одна из самых ярких историй обретения «новой родины». В Италию он приехал в 27 и задержался на 20 с лишним лет, став и лучшим разыгрывающим в истории итальянского чемпионата, и тренером-победителем, и даже игроком национальной сборной.

 

Джей Ар Холден (ЦСКА)

 

Годы: 2001-2011

Награды: двукратный чемпион Евролиги

Самый яркий момент: «Финал четырех»-2006

Наследие: Золото Евробаскета-2007, конечно, тоже помогло, но, на самом деле, было лишь вишенкой – за 9 лет в Москве Джей Ар стал своим. Он не остался в России, не обрел здесь себя и так и не сподобился на то, чтобы выучить русский. Эта связь оказалась не номинальной и не вытекала из каких-либо формальных поводов или слов, а потому воспринималась так естественно. Холден не был суперснайпером, не терроризировал статистические протоколы, не узурпировал инициативу, но все знали, что победы ЦСКА и сборной вытекают из того, что он мог бы все это делать, но предпочитает оставаться за спиной партнеров. И этим он лишь приковывал к себе больше внимания: напряженная защитная стойка, подтягивание длиннющих трусов, разогревание ладоней, ведение с согнутым корпусом, готовым взорваться неожиданным слаломом, легкое позерство с мячом, проход в трафик или бросок с отклонением – каждую деталь его игры мы знали наизусть. Как и то, что кто-кто, а вот Джей Ар точно не подведет.

 

Энтони Паркер «(«Маккаби», «Лоттоматика»)

 

Годы: 2000-2006

Награды: 3-кратный чемпион Евролиги, 2-кратный обладатель MVP, MVP «Финала четырех»-2004, дважды в первой символической сборной Евролиги

Самый яркий момент: Победный бросок в предсезонном матче с «Торонто». Канада – это, конечно, практически не НБА, но все же.

 

Наследие: Вообще Паркер всегда считал себя игроком НБА и приехал в Европу, чтобы подзаработать авторитет и поймать ритм. Свою задачу он вполне выполнил, да вот только несколько перестарался: шесть лет в Европе позволили американцу заработать репутацию европейского Майкла Джордана.

Лишь Этторе Мессина и ЦСКА-2006 помешали Энтони Паркеру добиться невероятного – три-пита в Евролиге. До этого момента лидер невероятно мощного «Маккаби» производил впечатление супергероя, чье имя неотделимо от больших побед. Ограниченный по меркам НБА игрок потряс всю Европу не только снайперскими качествами, но и атлетизмом, умением играть на обеих позициях задней линии и талантом неизменно склонять весы в пользу своего клуба. В Израиле его так до сих пор и называют: «Air Parker».

Боб МакАду («Милан»)

 

Годы: 1986-1990

Награды: двукратный победитель Евролиги, MVP «Финала четырех»-1988

Самый яркий момент: В начале 1986-го, когда МакАду только приехал в «Милан», команда попала под каток Никоса Галиса, крупно проиграв «Арису» в гостях (67:98). В ответном матче состоялся один из ярчайший камбэков в истории европейского баскетбола – «Милан» отыграл разницу в 31 очко и победил 83:49. Решающую роль сыграл резко добавивший после перерыва МакАду, который позже признается, что это была самая нервная игра в его карьере.

Наследие: Самый памятный эпизод в европейской карьере МакАду – 25 очков и 12 подборов в финале 88 года.

Но его влияние, конечно, простирается далеко за рамки нескольких великих матчей. Когда Дэн Питерсон решил пригласить МакАду в Италию, тому было уже 35 лет. За плечами была неровная карьера в НБА, испорченная травмами и наркотиками и реанимированная в «Лейкерс». МакАду же звали не доигрывать и не привлекать болельщиков звездным статусом, а быть лидером и вести за собой остальных.

Так что главное, что ему удалось – это легко и быстро адаптироваться и к европейскому баскетболу, и к новому амплуа, и к совершенно другой жизни. Так риск оказался абсолютно оправданным.

Правила жизни Джона-Роберта Холдена