1 мин.

«Предложите Ватутину выпускать Кулагина на 30 минут». ЦСКА – «Олимпиакос» в непривычном формате

На пресс-конференции больше всех вопросов задал сам Итудис.

«Олимпиакос» словно совершил путешествие во времени. Спанулис и Принтезис – самые результативные игроки в составе, медленный темп с жесткой защитой, неумолимо тающая разница, и Спанулис, забывающий о самой возможности промаха в последние минуты. До мурашек знакомый сценарий.

Уилл Клайберн оказался на линии и реализовал 1 из 2. В следующем владении лысый лидер греков забрал мяч, чтобы оформить полноценную версию дежа-вю, но был настолько уверен в силе самоисполняющего пророчества, что выбросил «сквозняк» из-за дуги. Блатт как будто тоже настроился на попадание – дальше он зачем-то решил прессинговать за 37 секунд, и эта затея обернулась фолом в центре площадки и заделом в три очка. ЦСКА, наконец-то, был рациональнее и вырвал концовку.

69:65.

Детали определяющих моментов после игры оказались совсем незначительными. ЦСКА и «Олимпиакос» проводили пятый матч регулярного сезона Евролиги и не скрывали, что эта кульминация одной шестой – важная проверка, в которой есть вещи поважнее собственно результата.

Блатт не особенно рефлексировал по поводу промаха Спанулиса.

«Билли все делал правильно. Нельзя попадать все. В четвертой четверти он реализовал множество попыток. Нельзя требовать, чтобы он забивал вообще все! Вернее, вы можете требовать все, но не можете ждать, что это произойдет. Билли провел отличный матч, отбегал много минут, больше, чем нужно – у нас сейчас отсутствует Яннис Стрелниекс, очень важный человек для нас».

Итудис нивелировал роль попаданий Спанулиса, больше говоря о проигранных подборах, которые им предшествовали.

«Спанулис – классный игрок. Он занимает определяющее место у них безотносительно того, забивает он или нет. Он начал попадать в четвертой после подборов в нападении, но в целом очень креативно играл и старался вовлекать всю команду. Это показатель качества. Его невозможно предугадать.

Мы хорошо защищались против него. Мы меняли защиту – менялись, играли заступы, не давали идти в правую сторону.

Когда он попадает, это не значит, что мы плохо действуем. Он и против «Реала» положил три невероятных броска, против отличной защиты».

***

Определяющая часть игры – третья четверть: ЦСКА включил образцовую защиту, спровоцировал 7 потерь, позволил «Оли» набрать лишь 9 очков и удержался от бонусных штрафных.

Для Итудиса – это сигнал, что армейцы научились побеждать в совершенно разных условиях, в том числе тогда, когда команда теряет лидеров, не получает поблажек от судей и вынуждена подстраиваться под баскетбол, который предпочитает соперник.

– Это очередной урок в трудных обстоятельствах. Мы промахивались из-под кольца, не забивали открытые броски. При этом мы ушли на большой перерыв всего с разницей «-4». «Всего», потому что, например, Хиггинс реализовал лишь 1 бросок из 9 под кольцом. Я сказал команде в перерыве, что я верю в них, ведь я вижу, что они делают каждый день. Мы вышли на вторую половину матча с большей уверенностью.

Третья четверть – единственная, которую выиграли. Мы реализовали 6 из 10 двухочковых, 3 из 7 трехочковых, при этом у нас 0 штрафных. Я об этом говорю, потому что игра была очень жесткая, и обе команды заслужили больше попыток с линии… Нам пришлось подстроиться под судей.

Журналисты часто пишут, что мы играем от нападения. Но нет, сегодня мы одержали победу, набрав меньше 70 очков. Мы хотели бы забивать больше, и мы можем забивать больше, и мы обычно забиваем больше в целом. Соперники заслуживают уважения за защиту, но все же мы очень много промазали сегодня, промазали из-под щита, у нас были психологические проблемы, но при этом мы победили.

– Вы упомянули проблемы с психологией? Для них есть какие-то причины?

– Когда вы промахиваетесь, то теряете уверенность в себе. Промахиваетесь из простых ситуаций, из-под кольца, игроки привыкли к тому, что такие мячи у них залетают. Ничего серьезного у нас, слава богу, нет…

– Может, вы увидели «Олимпиакос» и что-то вспомнили…

– Вы шутите? Я надеюсь, что вы шутите.

Да мы дрожим от страха перед ними. Нет, ничего подобного… Такое случается со всеми командами. Вот «Олимпиакос» проиграл на выезде «Милану», «Милан» реализовал тяжелые броски, а они не могли попасть свое. Так устроен баскетбол.

– «Олимпиакос» не только хорошо защищался, но и обходился без фолов. Как вы смогли подстроить нападение под такой стиль?

– Ну, вы со мной согласны, что мы должны были чаще вставать на линию?

– Скорее всего.

– Почему это «скорее всего»?

– Скорее всего, потому что судейство было однотипным в отношении обеих команд. Вопрос был скорее об изменениях с вашей стороны. Против «Олимпиакоса», который не нарушал правила.

– Я не согласен с вами. Они нарушали правила. Мы просто не получали свистки. Только два игрока у нас вставали на линию. Но я не хочу говорить о судействе.

Мы лучше бросали, мы вынуждали их терять мяч, мы преодолели психологические проблемы. Мы выиграли концовку, когда взяли два подбора у них на щите и когда заставили Спанулиса промахнуться.

Мы тоже здорово защищались, мы – как хамелеон – меняем свою игру. Да, когда ты не получаешь свистки, нужно искать другие варианты. Родригес начал попадать издали, у нас вышли парни, которые помогли растянуть защиту, у нас остались парни, которые могут проходить… но мы просто мазали из-под кольца.

Все решила наша защита и то, что мы провоцировали потери. «Олимпиакос» реализовал  4 из 15 бросков в этой четверти, а мы совершили 7 перехватов и каждый раз убегали в отрыв.

– Это был скорее комплимент, вы же сделали это без Нандо…

– Да, Де Коло вчера не тренировался, у него головные боли. Мы потеряли Никиту Курбанова из-за воспаления легких. Я должен был попробовать Де Коло, врачи дали ему лекарства, он вроде бы чувствовал себя лучше. Но он не был похож на себя, и мы решили пойти по другому пути. Поэтому и важно то, что у нас есть такая глубина: Миша и Воронцевич хорошо вышли, Родригес вел нас за собой, Уилл играл очень умно и стабильно, дал на защиту на третьем и четвертом номерах, подбирал.

***

Третья четверть для Блатта – показатель, что его команда не вполне готова.

«Чтобы обыграть команду калибра ЦСКА, надо играть стабильно на протяжении 40 минут. Мы сыграли три очень хорошие четверти, но одну очень плохую, в которой ЦСКА оказался лучше нас. Мы разочарованы, у нас был шанс обыграть очень хорошую команду

Мы совершили семь потерь в третьей четверти. ЦСКА вышел после перерыва с уверенностью, что ему надо добавить в агрессивности. Семь потерь в четверти – это просто ужасно!

То, что мы диктовали темп в этом матче, а победил все равно ЦСКА, это говорит об уровне нашего соперника. Серхио Родригес забросил шесть трехочковых из десяти, он сыграл сегодня очень важную роль в победе ЦСКА.

Я не ищу позитивные моменты в поражении. Но если посмотреть реалистично, то ЦСКА просто лучше нас в этом аспекте: у них отличные игроки, очень хороший опыт как на личном уровне, так и командном.

Поэтому важно, что Найджел-Госс выглядел неплохо. А ведь нужно понимать, что он в Евролиге играет первый год. Это не так просто.

Поэтому мы ждем, когда вырастет Зак Лидэй.

До того как я пришел сюда, в «Олимпиакос» пригласили одного талантливого паренька. Его звали Кайл Хайнс. Теперь он играет у вас. Я вижу, что Зак может стать кем-то подобным, когда вырастет, приобретет опыт, будет работать над своей игрой – он может стать важным игроком на уровне Евролиги, для этого мы его брали.

Есть такая фраза. «It’s not the size of the dog in the fight but the size of the fight in the dog» («В драке размер собаки – это не главное»). За счет усилий можно многое компенсировать. Лучшие парни обычно приходят с этой стороны».

У «Олимпиакоса» были 3-1 на старте и привычные цели.

Нырок в прошлое, который случился в «Мегаспорте» – скорее отклонение.

Блатт хотел вернуться в НБА этим летом и рассматривался на четыре вакансии. Но «Олимпиакос», естественно, не только временный вариант. Тупан, Лидэй, Тимма, Везенков и Уильямс-Госс – все те, кто должен помочь клубу избежать прошлогоднего провала, связанного с потерей лидеров. Первая проверка суперклубом оставила сложные впечатления, но в восприятии главного тренера это лишь начало процесса.

***

Самое интересное и самое болезненное у ЦСКА – это всегда вопросы ротации.

Итудис выпустил в старте Хэккетта и Антонова. Оба не выходили во второй половине и завершили игру с отрицательным рейтингом эффективности.

Итудис попробовал Де Коло, но понял, что сегодня на него нельзя рассчитывать.

Итудис нашел не самый предсказуемый импульс для триумфальной третьей четверти в Кулагине и Воронцевиче, причем не пытался прятать разыгрывающего против Спанулиса.

Итудис в концовке отдал мяч отбегавшему 35 минут Уиллу Клайберну, а на последнее владение выпустил сразу три «больших»: Хантера, Хайнса и Питерса.

Все это помогло ЦСКА победить. И одновременно спровоцировало те вопросы, которые сам Итудис ненавидит больше всего.

– Вы сказали, что Воронцевич сегодня был третьим мощным форвардом. Поэтому он не выходил в первой половине?

– У нас есть кому играть. Разве у нас на площадке было четыре человека?.. Это вам вопрос: разве у нас на площадке было три человека?

– Просто интересно, почему он не играл.

– Он в порядке, полностью здоров. Но он очень важный игрок для нас. Как и Семен Антонов в игре с «Маккаби» или Алек Питерс в игре с «Гран-Канарией». Так что пока я не играю в четыре человека, вы можете не беспокоиться.

В следующий раз я не выпущу Питерса, и вы меня спросите, почему не играет он. Поэтому я специально у вас уточняю – так мы можем общаться друг с другом и найти взаимопонимание. Он не играет, потому что я здесь тренер и принимаю решения.

– Миша Кулагин – один из самых интересных молодых игроков, и мы хотели бы видеть его по 30 минут в Евролиге. Как он выглядит на тренировках против лучших игроков?

– Он тренируется хорошо…

Послушайте, самое важное, что вам нужно подчеркнуть о сегодняшнем матче: хотя мы не играли на своем уровне, команда нашла пути для того, чтобы победить. Меня радует то, что это командный успех.

Мне не важно, кто не вышел в первой половине или кто сколько сыграл. Вы не можете поддерживать игроков так, как их поддерживаю я. Что бы вы там ни написали. Вы что думаете, что вам Миша нравится больше, чем мне?!

Вы не можете их так же поддерживать. И вы ошибаетесь, если думаете, что вы их так поддерживаете.  Они получат эту поддержку в режиме реального времени: если поработают хорошо на тренировке и получат игровое время.

И вообще почему вы не говорите о лиге ВТБ?! Он здорово сыграл там.

– В Евролиге другое качество баскетбола. Поэтому вопрос о том, как он выглядит против лучших игроков Европы.

– Послушайте, я вот не знаю, сыграет ли он в Евролиге 30 минут. Может, сыграет, может, не сыграет, может, вообще сыграет 40. Я не знаю. Если вы знаете, постучитесь к Ватутину и скажите ему: «Слушайте, я буду выпускать Мишу на 30 минут». Посмотрим, что он ответит. Почему нет? Это хорошая идея. По поводу результата не знаю.

Вы слишком углубляетесь в индивидуальные моменты. Это командная игра. Важно то, что он вышел и помог нам компенсировать отсутствие Де Коло – отлично защищался, помог нам создать задел, это замечательно. Вот Ваня вышел на 3 минуты против «Гран-Канарии», это были самые важные минуты матча.

Время – это вообще не важно. Клайберн и Родригес отыграли сегодня 35 и 32 минуты, возможно, это много, но я не смотрю на время, я смотрю на то, как они дышат, общаюсь с ними, смотрю, как они себя ведут, и они справляются.  

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович