7 мин.

10 событий, которые изменили биатлон

Пока норвежец Берланд осваивается в России, Sports.ru вспоминает десятку наиболее интересных и неожиданных биатлонных историй. Баннеры против Тихонова, ночной разговор Бьорндалена и Чудова, приключения винтовок Устюгова и Круглова, тайные враги Нойнер, конфликт Грайса и Ульриха, антироссийские лозунги Пихлера – в блоге «Десять».

Lights

Норвегия vs. Россия

Новая российская власть активно заинтересовалась норвежской техникой лыжного хода. Так активно, что сами викинги сперва этой настойчивости не поняли и сделали все возможное, чтобы первый претендент, пятикратный олимпийский чемпион Томас Альсгорд остался без работы. Альсгорд вроде как дал согласие, потом – передумал, а на деле оказалось, что ему пригрозили пальцем в Союзе биатлонистов Норвегии. Мол, негоже разбрасываться такими кадрами и открывать секреты конкурентам.

Претендент номер два – экс-тренер женской сборной Норвегии Кнут Торе Берланд – человек более независимый, только что порвавший с госслужбой. Ему деньги не помешают, а ссылка в «конкурирующую фирму» даже почетна.

Норвегия и Россия впервые дружат в биатлоне. С чего-то надо начинать...

Шведы vs. экономический кризис

За несколько дней до того, как Хелена Юнссон вдоволь нацеловалась с первыми в карьере глобусами, шведский союз биатлонистов поставил ее и остальных сборников перед грустным фактом: денег совсем мало. Неожиданно обедневшее руководство посоветовало спортсменам самостоятельно озаботиться вопросом питания – вот уж точно предложение, от которого сложно отказаться.

Дальше последовали некоторые, хоть и не масштабные, сокращения, а в межсезонье шведский биатлон был близок к перемене власти. Спасли положение надвигающаяся Олимпиада и, как ни странно, сама Юнссон – своими победами привлекшая несколько крупных спонсоров, закрывших проблему с «питательными» расходами.

Устюгов и Круглов vs. винтовки

Техническая проблема, кому-то не знакомая на протяжении долгих лет, дважды за месяц чувствительно «укусила» российских биатлонистов. Первым пострадавшим оказался Евгений Устюгов: во время спринта в Антхольце крепеж его винтовки ослаб, и тогдашнему лидеру тотала долгое время пришлось везти оружие в руках. Размах катастрофы, понятно, не сумасшедший, однако без потерянных полутора минут красноярец гарантировано попадал в цветы.

Сразу после январского инцидента экс-тренер женской команды Александр Селифонов пообещал впредь лично обследовать каждый винтик. То, что случилось в Ванкувере с Кругловым при сходстве диагнозов – не вина Сан Саныча. Николай упал на спуске, и потом аж до стадиона знакомился с ощущениями Устюгова. Заминка стоила россиянину больше минуты и как минимум тех же самых цветов.

Medium

Нойнер vs. ?

Когда-нибудь Магдалена признается, почему олимпийская эстафета в Ванкувере прошла без нее. Нет смысла тщательно пережевывать «замятый» конфликт между Нойнер и непонятно кем (а правда, кто знает, с кем?), вспоминать неловкие оправдания немок, итоговый результат и то, как расползлась по швам Мартина Бек.

Есть смысл подключить логику. Она подскажет: ни один спортсмен амбиций и калибра Магдалены по личной инициативе не уступит место кому-то другому на главном старте жизни. И тем более не мотивирует этот поступок великодушным желанием подарить подругам по команде шанс на награду.

Грайс и Бирнбахер vs. Ульрих

Разлад в мужской сборной Германии вполне сошел бы за рабочий, если бы не приписываемая ему подоплека и последствия.

Пару лет назад сначала Грайс, а затем Бирнбахер (оба из Баварии) поведали о неких разногласиях и злобе внутри коллектива, после чего им позволили заниматься индивидуально. Тут же родилась не лишенная оснований гипотеза, что корни столкновения уходят гораздо глубже, чем простое неприятие методик тюрингийца Ульриха. Проблему приправили острым соусом западно-восточного антагонизма, давно впитавшегося в немецкий менталитет, и держали открытой до самой зимы.

В декабре трехкратный и четырехкратный олимпийские чемпионы все же нашли точки соприкосновения, причем бундестренер к тому моменту (под влиянием ситуации или нет) заверил, что сложит полномочия после Ванкувера. Занятная деталь: Бирнбахер напрочь завалил тот сезон, а Грайс – его ключевой отрезок – Пхенчхан.

Хронометраж vs. остальной мир

Минувшая Олимпиада по части праздника запрягала долго, а одним из атрибутов ее тяжелого разгона стала корявая система хронометража уистлерского стадиона. В ходе женского пасьюта судьи продержали Олофссон, Хаусвальд и Виту Семеренко на старте дольше заявленного, потому фактические результаты пришлось пересматривать в кабинетах.

Праведный гнев Пихлера, очевидно, никого не напугал, и через два часа в стартовом коридоре уже мужской гонки преследования многие опять существовали вне времени. Убоявшиеся очередного конфуза организаторы не прекратили гонку, решив «накинуть и отрезать» нужные секунды задним числом. Ко всеобщему облегчению, тройка призеров не изменила первоначального состояния, а остальные перемещения в протоколах не слишком разочаровали даже канадца Легелле, до последней стрельбы полагавшего, что именно за тройку он и борется.

Hard

Бьорндален vs. Чудов

ЧМ-09 – яркая зарисовка на тему целесообразности оголтелого насаждения биатлонной культуры в тех странах, которые не готовы ее принять. Капитально «напоров» в бытовом и болельщицком плане, корейские организаторы вдобавок не сумели внятно растолковать гонщикам, где можно бежать, а где не надо.

Драма разыгралась после пасьюта, когда выяснилось, что победивший Бьорндален, выбрал то самое «где не надо», прихватив с собой еще 14 человек. Финишировавшего вторым Чудова среди них не было, и после хитрых игрищ с секундомером норвежца оштрафовали, а россиянину присудили победу. Пока раздосадованные викинги строчили апелляцию, Король совершил паломничество в отель нашей сборной, где провел томный вечер, беседуя с Максимом о роли мостов в циклических видах.

Очевидно, что один напирал на законы, другой – на «понятия», и оба остались верны своей правде. Зато судьи, наконец, последовали «понятиям», вернув золото Бьорндалену. Нужно ли описывать реакции оппонентов?

Тихонов vs. сборная России

К хорошему быстро привыкаешь, и по нынешним временам даже потерянный где-нибудь в аэропорту баул с лыжами кажется чем-то нереально далеким, подзабытым. Года три назад потерять всего лишь баул с лыжами считалось за удачу.

Тогда запросто теряли людей. Тренерами жонглировали, как мячиками, а если «мячик» чем-то не нравился, его могли пнуть в сторонку – подтвердит Валерий Польховский. Спортсменами управляли, как куклами, выставляя визовые преграды, выдумывая билетные коллапсы, материальные контроли и прочие заковыки, наличие которые позволит легко отличить колхоз от нормальной организации – подтвердят Слепцова и Юрьева. Особо смелых и не в меру вольнодумных могли вышвырнуть за борт – подтвердит Рожков. На этап в Хохфильце его не взяли, но баннер (см. фото на топе) он точно видел.

Тихонов vs. сборная России (2)

Спонсорский конфликт, развивавшийся параллельно, заслуживает упоминания отдельной строкой. В тех иерархических и юридических хитросплетениях СБР черт ногу сломит – не удивительно, что сломили спортсмены. Новый командный спонсор всех вроде бы устраивал, только как к нему подступиться, никому не объяснили. Против оформления личных контрактов резко выступил Тихонов, а базовые отказались подписывать уже сборники.

В итоге весь декабрь им приходилось по-новогоднему обвешиваться скотчем (при тогдашних финансовых проблемах еще странно, что его хватило), заклеивая спонсорский логотип – хотя все вокруг прекрасно знали, что там написано. Одно время Александр Иванович всерьез намеревался отстранить от гонок всю основу и вывезти на кубковые этапы более сговорчивую молодежь. Постепенно стороны все-таки пришли к компромиссу, и хотя бы «скотчевая» проблема отпала.

Пихлер vs. Россия

Февраль-2009 – золотая пора для давнего русофоба Пихлера. Клещами вцепившись в тему допинга, тренер шведов несколько недель, как исландский вулкан, неутомимо извергал страшные проклятия в адрес чуть ли не целой России. Помимо троих провинившихся, на язык азартному Вольфгангу в разных контекстах попали Максим Чудов, Светлана Слепцова, Александр Тихонов, Жозе Моуринью, Дмитрий Медведев и многие другие.

Поняв, что начал повторяться, златоуст освежил речи темой собственной безопасности в Ханты-Мансийске – озаботиться ей действительно стоило, на что Пихлеру тонко намекнули. Поток нецензурных писем из России утвердил немца во мнении, что пара охранников и Дмитрий Алексашин впридачу ему не помешают. Однако обошлось. И без охранников, и без ЧП – отечественные болельщики за месяц ожидания успели остыть, да и сам Вольфганг торопливо сгладил углы. Любви к России, впрочем, у него не прибавилось.