4 мин.

История дизайна и технологии теннисной ракетки

 

История теннисной ракетки, как и сама игра, насчитывает несколько сот лет.

С технической и технологической точки зрения ее хронологию можно разделить на 4 эпохи.

1. Древняя история. С 14 века до 1874 года, когда окончательно сформировалась каноническая конструкция деревянной теннисной ракетки.

2. Эпоха деревянной ракетки: 1874 – 1967. Расцвет и закат деревяной ракетки.

3. Эпоха развития новых технологий и дизайна ракеток 1967 -2000.

4. Эпоха бюрократического пандитизма. 1978 – настоящее время. Введение Правила 4 ITF, в значительной степени ограничившей дальнейшее развитие дизайна ракеток ради сохранения характера игры в теннис.

Древняя история

Ничего особо интересного с точки зрения технологии и конструкции ракеток в этот период не происходило, ракетки того времени имеют ценность скорее как антураж истории тенниса как игры.

Рис.1. Ракетки 18 века.

 

Эпоха деревянной ракетки

Она началась в 1874 году, когда майор Уолтер Уингфил зарегистрировал в Лондоне патент на инвентарь и правила для игры в лаун-теннис и начал активно продавать наборы по всему миру.

В течение одного года ракетка приобрела свой классический дизайн, просуществовавший без значительных изменений около 100 лет.

Длина ракетки (27 дюймов), размер головки (65 кв. дюймов) и вес (13-14 унций) – все эти параметры стали стандартом.

Конечно изменения были. Форма головки ракетки менялась от каплеобразной овальной, изменялась геометрия шейки, рукоятку ракетки стали обматывать кожей.

После второй мировой войны стали вводить новые технологии: наряду с натуральными струнами стали использовать нейлоновые, а в технологии изготовления стали использоваться композиционные материалы (ламинированные композиты из разных сортов дерева, проще говоря, фанера).

Однако и обычные деревянные ракетки 20-х годов по современной терминологии тоже можно считать композиционными. Например, головка делалась из твердого ясеня, рукоятка из кизила, разного рода вставки в шейку из ореха. В-общем, мебельная технология.

Это вовсе не значит, что подобные ракетки были низкого качества. Наоборот, секретов было много, и лучшие по качеству ракетки выпускались брендами. Что верно и для мебели. Основные вехи развития технологии и дизайна деревянных ракеток показаны на рис.2.

Рис. 2. Хронология дизайна деревянных ракеток.

 

Не следует считать, что изобретение ракетки с большой головкой и системы натяжки двойными струнами в середине 70-х годов прошлого века было чем-то совершенно неизвестным до этого. В эпоху деревянных ракеток было много экспериментов и в этой области, правда они не были особенно успешными.

На фото можно увидеть Франка Донистропа (Frank Donisthorpe), который пользовался своей, как сказали бы сейчас, оверсайз ракеткой на Уимблдоне в 1921 и 1922 годах. Обод его ракетки был на 3 дюйма шире и длиннее стандартной ракетки и натянута она была двойными струнами. Тоже самое можно сказать и о металлических ракетках той эпохи. Первые ракетки с металлической головкой появились еще в 1889 году.

Рис. 3. Франк Донистроп

 

Вершиной дизайна деревянной ракетки наверно можно считать знаменитую Maxply Fort.

Рис.4. Dunlop Maxply Fort

 

 Эпоха развития новых технологий и дизайна ракеток

Дерево было главным материалом рамы ракетки до 1967 года, пока Вильсон не стал выпускать первую полностью металлическую ракетку, рама которой была сделана из нержавеющей стали, знаменитую T2000 Джимми Коннорса.

Надо сказать, что первые ракетки подобной конструкции пытались выпускать еще в 50-х годах, но не удавалось решить проблему быстрой потери натяжения струн. В T2000 эту проблему решили с помощью упругих металлических креплений для струн, обвитых вокруг обода.

Рис.5. Ракетка T2000

 

В 1976 году Говард Хед, работавшийтогда в компании Принс, изобрел первую ракетку с большим размером головки, получившую широкую известность,

Prince Classic, которая наряду с более дорогой Prince Pro стали бестселлерами.

Обе были изготовлены из алюминия и имели площадь струнной поверхности на 50% больше, чем для стандартной ракетки.

С получением патента на этот дизайн возникли сложности, поэтому Хед попросил помощи у Говарда Броди, опубликовавшего к тому времени несколько научных статей по физике теннисной ракетки и ставшего автотитетным ученым в этой области.

Броди доказал, что главное отличие дизайна Хеда заключается не в самом по себе размере головки ракетки, а в увеличении полярного момента инерции ракетки, что приводило к увеличению площади «ударного пятна» (sweet spot) и тем самым расширяло коридор ошибок при выполнении ударов. Научное обоснование конструкции ракетки дало дальнейший толчок не только революционным изменениям дизана и технологии, то и послужило основой для дальнейшего развития физических основ ракеткостроения.

Рис.6. Рrince Classic 1977 года.

 

Продолжение следует...

Большое спасибо, cermatle!

Ждем вторую часть Вашей статьи ...