5 мин.

Когда секс был безопасным, а гонки нет

 

 formula1.com

 

Вряд ли современному  болельщику Ф1 нужно объяснять,что такое доминировать в гонках Гран При.Перед глазами живой пример Хэмилтон и Mercedes,блестящий образец плодотворного сотрудничества гонщика и команды.Но история автоспорта знает не менее (а в чем-то,возможно, и более) яркий пример взаимоотношений такого рода: Джим Кларк и Lotus.Точнее,Джим Кларк и Колин Чемпмен."Летучий шотландец" провел в Формуле 1 восемь лет,72 гонки,увенчанные 25-ю победами и двумя чемпионскими титулами-и все это исключительно в составе команды Чемпена.

 formula1.com

 

Их первое знакомство произошло довольно необычно,на второй рождественский день 1958 года,на гоночной трассе,где молодой шотландец за рулем частного Lotus Elite,славно "погонял" в одной из гонок создателя этой машины,Колина Чемпмена.Их дуэль закончилась победой основателя Lotus,но Кларк произвел настолько сильное впечатление на Чепмена,что он тут же предложил своему сопернику место в команде.

 

Это была судьбоносная встреча.Но к такому "повороту", в семье Джима отнеслись крайне скептически...Джим Кларк родился 4 марта 1936 года в небольшом городке Килмани,что в Шотландии.Джимми  стал пятым ребенком и первым мальчиком в семье не шибко зажиточного фермера.Естественно,отец рассчитывал,что сын в будущем станет наследником его небольшого хозяйства,тем более,что других перспектив в шотландской глуши образца первой половины ХХ века практически не было.Но душа Джимми смотрела в другую сторону.В приватной школе Эдинбурга,куда Джим поступил в 13 лет,стал неплохо играть в крикет и грызть гранит науки.А со своим будущим увлечением и судьбой,знакомится в книжках и журналах-в глаза попадаются заметки про автоспорт,который тогда был,казалось,за тридевять земель.Однако влияние в чем-то даже деспотичного отца на протяжении долгих лет не давало ему полностью сконцетрироваться на гонках.Так, например,даже после завоевания своего первого чемпионского титула Джим продолжал помогать родныи на семейной ферме.А отец крайне категорически относился к увлечению сына.   Но несмотря на все трудности к моменту встречи с Чепменом в 1958 году за плечами Кларка была неплохая гоночная карьера в ралли,горных и кольцевых гонках,которая началась когда ему еще и не было 18 лет: в тайне от родителей,Джим начал гоняться вдвоем с приятелем на его машине.Он оказался бесстрашным и быстрым гонщиком,которого отличал невероятный мягкий стиль вождения машины.Позже,Джон Купер,один из основателей формульной команды Cooper,весьма метко отметит его стиль пилотирования:"Кларк лежит в своей машине и едет так,что скорость почти не ощушается.Это все равно,что управлять самолетом.Он входит в поворот на определенных оборотах и на определенных оборотах из него выходит. Научный подход к вождению.Все превосходно,но совершенно не впечатляет"Именно умение все просчитать все до мелочей,чувствовать каждой клеткой организма возможности автомобиля и оценивать трассу до миллиметров отличали шотланда от современников,которые могли быть быстрее в отдельно взятом повороте,но в итоге проигрывали ему по результатам круга.К моменту встречи с Чепменом он успел одержать 18 побед  и получить приглашение в заводскую команду Aston Martin в Формуле 1.Проект Aston Martin не был реализован (компания была настолько увлечена гонками на спортивных машинах,принесшим ей немало успехов,что безнадежно отстала от соперников в разработке шасси Ф1-и в итоге без сожаления похоронила этот проект) И Кларк,оказавшсь не удел,принял приглашение Чепмена.В 1959 году он выступал в составе Lotus в гонках Формулы Junior и Формулы 2,в 1960-м дебютировал в Формуле 1.Путь к славе был очень тернист и жесток.Трагедия в 1960-м году  в Спа,когда по ходу уикенда погибли два пилота и в Монце в 1961-м когда в результате столкновения болидов Кларка и претендента на чемпионский титул Вольфгана фон Трипса, погиб сам немецкий пилот и тринадцать зрителей,все эти трагические события основательно выбыли Джима из колеи и он серьезно раздумывал о завершение карьеры,переубедить его смог Чепмен.И уже в 1962 году Кларк вел борьбу за чемпионский титул,который ускользнул от него лишь в последней гонке.Но это разочарование,только придаст Джими Кларку сил для достойного ответа в следующем сезоне.И не только в следующем.Он вошел в историю Формулы1 как двукратный чемпион мира,победив в 1963-м и 1965-м,а вполне мог завоевать корону  в 1964 и 1967 году-будь надежнее его машина.Современники безоговорочно признавали его лучшим гонщиком своего поколения.Джим одержал победу в Инди-500 (в 1964-м,а еще дважды финишировал в этой гонке вторым)был трехкратным чемпионом зимней серии Tasman,третьим призером Ле-Мана(который, впрочем, особо никогда не жаловал)Он выступал в ралли и едва не выиграл RAC Rally в 1966 году (за рулем естественно Lotus Cortina),с удовольствием гонялся  в Формуле 2,в туринге,на спортпротатипах.Ему во  многом обязана своей славой команда Lotus,инженерный гений создателя которой,Колина Чепмена,блестяще сочетался с гоночными талантами Джима Кларка.Его считали самым надежным и осмотрительным гонщиком тех лет.И когда в апреле 1968 года Джим Кларк погиб в гонке Формулы 2 в Хоккенхайме,причиной аварии на одной из скоростных прямых стала лопнувшая задняя покрышка,потрясенный Крис Эймон не удержался от высказывания:"Уж если это произошло с Джимми,какие шансы уцелеть имеют все остальные?..."P.S. Спустя несколько дней диджей на радиостанции в далеком Лос-Анджелесе сказал в прямом эфире:"Если вы оплакиваете смерть великого гонщика Джима Кларка,включите фары" Все шоссе было залито отнюдь не солнечным светом в тот полдень...                                (Момериал на месте гибели Джима Кларка)

 formula1.com
 formula1.com
 formula1.com
 formula1.com
 formula1.com
 formula1.com