7 мин.

До первых петухов

Алексей Петухов неудержимо мчался к финишу, стараясь не пропустить вперед нагоняющих шведов. Завоевали четыре призовых места на прошлом этапе, буквально несколько минут назад повторила свой подвиг Наталья Матвеева, даже биатлонисты на этой неделе подключились; но победа – первая. И долгожданная.

Неудивительно, что пришла она именно в спринте, и принес ее именно Алексей Петухов, но все-таки особняком давосского этапа стояли длинные разделки. Разделки? Там шумели норвежцы. Оставим их на потом и пошумим сами. Итак, спринт!

Женская квалификация прошла без сюрпризов: из семи наших девушек – пятеро, причем Матвеева – уже почти традиционно с первых мест; Рэндалл, Бьорген, Ковальчик и остальные лидеры. Мужчины заинтриговали. Сито квалификации не преодолел главный фаворит и экс-лидер спринтерского зачета – Ола Виген Хаттестад. На одно место ниже – младший Нортуг, на четыре выше – Маркус Хелльнер, днем раньше на тридцатке продемонстрировавший неплохую готовность. Не квалифицировались также Никита Крюков и Михаил Девятьяров-младший; но в десятке можно было наблюдать Алексея Петухова, наконец воспрявшего Николая Морилова и фактически дебютанта Глеба Ретивых, а последним в четвертьфиналы запрыгнул Станислав Богданов. Сдюжим и вчетвером.

А сдюжили ведь!

Наташа Матвеева выигрывала забег за забегом, уверенно прорубая себе дорогу к финалу. В четвертьфинале она поставила на место слишком уж навязчивую и неаккуратную норвежку Остберг; а в полуфинале заткнула за пояс Бьорген и Ковальчик, оставив обеих за бортом финала. Пусть за их плечами пятнашка – такие победы, хоть и локальные, бывают у нас нечасто.

Глеб Ретивых в четвертьфинале выиграл одну десятую секунды у Нортуга; разобрался со своими соперниками Леша Петухов; уступил только Йонссону Николай Морилов – запал товарищей по команде не подхватил только Станислав Богданов. Абсолютно убойно смотрелись уже полуфиналы – среди аксакалов не в своей тарелке себя чувствовал только представитель Казахстана, а так – вы только послушайте: Петухов, Морилов, Нортуг, Петерсон, Ретивых, Кершоу, Йонссон, Колонья, Голберг, Харви, Пеллегрино!

Как ни сокрушался комментатор «Евроспорта» по поводу распада дуэта Петухова и Морилова – в полуфинале наши ребята оставили Нортуга не у дел, и Петтер прошел дальше лишь лаки-лузером. Ретивых, оказавшийся в этом же забеге, борьбу продолжить не смог. Во втором полуфинале страсти тоже разгорелись нешуточные – Дарио Колонья уже поднял вверх руки, чтобы поприветствовать родные трибуны, встретившие ревом его попадание в финал; но фотофиниш отдал заветное место Эмилю Йонссону. 

Рэндалл. Венг. Матвеева. Бродин. Ван дер Граафф. Фалла. Наташа в своем стиле вырвалась вперед на старте и задала темп финальному забегу. Параллельно ей пытались работать шведка и американка, но Матвеева располагалась грамотно. Судьбу золотой награды решил тягун, на который Рэндалл влетела, как на крыльях, создав между собой и группой преследовательниц довольно заметный просвет. Убрать его так никто и не смог, а Матвеева вырвала серебро, отомстив Мяйкен Касперсен Фалле за поражение в финишном створе в командном спринте на прошлой неделе.

Петухов. Морилов. Кершоу. Йонссон. Нортуг. Петерсон. Тревожно, правда? Да не то слово! В принципе, кто-то применимо к этому финалу может говорить о командной тактике. Петухов сорвался со старта на всех парах, сразу же создавая дистанцию, а Морилов долгое время держался вторым, казалось бы, перекрывая дорогу остальным. Возможно, но верится все же слабовато – трасса широкая, а противники довольно опытные, чтобы не попасться на такой очевидный крючок. Леша уходил, Коля все же начал проваливался вглубь этого небольшого пелотона, Нортуг привычно шел пятым-шестым номером. На спусках Петухова стали догонять шведы, у которых лыжи катили явно лучше, но Леша дотерпел, выиграв у Петерсона три десятых, у Йонссона – четыре. 

 Смакуя спринтерские подвиги, мы, наконец, добрались до длинных разделок. Для резюмирования обеих гонок – и женской, и мужской – можно переделать расхожую фразу, что в футбол играют двадцать два человека, а побеждают всегда немцы. И в нашем случае можно сказать, что на лыжах бегают сотни, а побеждают всегда норвежцы. 

Марит Бьорген и Петтер Нортуг растоптали абсолютно всех, причем за Бьорген расположились еще три норвежки – Скофтеруд, Йохауг и Кристоферссен; только ставшая пятой Юстина Ковальчик не дала Штейре примкнуть к подругам по команде. Но не удивляют ведь такие результаты и такая плотность. Вот то, что оказалась на четырнадцатом месте Шарлотта Калла, проиграв почти три с половиной минуты – удивляет. Шведки вообще выступили не на своём уровне. Собственно, Бог им судья – зато накануне выбрали из представителей мужской сборной Люсию, а это ведь потруднее будет. Но это уже совсем другая история. Что же касается наших... Ну, попали в тридцатку. Впятером. Будем считать это удовлетворительным результатом. 

Фаворитами на мужскую тридцатку виделись многие: Максим Вылегжанин, для которого идеально подходит такая гонка; Лукаш Бауэр, Дарио Колонья, да и что там – Александр Легков, которому, как и Дарио, вполне могли помочь практически родные трибуны. После возвращения длинной дистанции в тень отошёл готовившийся на равнине Маркус Хелльнер – но в уме его, так или иначе, держали. Забыли только про Петтера Нортуга, который, вроде бы, не слишком любит бегать разделки, а уж тем более длинные, где надо уметь грамотно раскладываться; который, по логике, две предыдущие недели должен был сбивать форму для того, чтобы быть в наилучших кондициях на Тур де Ски. 

Забыли – получите. Нортуг выиграл у серебряного призера Мориса Монифика пятьдесят одну секунду. У ставшего третьим Бауэра – минуту. При этом он ощутимо проигрывал на подъемах, зато вниз летел быстрее всех.Колонья и вовсе не попал в двадцатку, кажется, сделав ставку на спринт, а вот Хелльнер маячил на горизонте довольно долго. На первых отсечках он выигрывал у всех и, в частности, у Нортуга, почти по полминуты, но к экватору гонки растерял своё преимущество и шёл вторым-третьим, а на концовку шведа, увы, не хватило. Было бы пятнадцать – стоял бы неподалёку от Нортуга.

Выступление российских мужчин ни на шутку встревожило. Легков – 12-й, Седов – 18-й, Вылегжанин – 19-й, Черноусов – 49-й, Турышев – 50-й, Шакирзянов – 52-й. Для начала хотелось бы обговорить нонсенс, случившийся с последним вовсе не по его вине. В конце ноября Рауль Шакирзянов выиграл на Кубке Хакасии классическую десятку. Его берут в сборную и... заявляют на коньковую тридцатку, в то время как через неделю в Рогле мужчины побегут пятнадцатикилометровый классический масстарт. Нет, Шакирзянов не может даже поехать в Словению. У него заканчивается виза! Очень по-нашему, правда?

А по остальным – становится немного тревожно. «Мы готовимся к чемпионату мира в Ханты-Мансийске», то есть, к Тур де Ски? Ситуация абсолютно противоположна прошлому сезону. Год назад мы брали подиумы почти в каждой гонке и лидировали в кубке наций, но зато вся сборная слегла на Туре. Понятно, что госпожа физиотерапевт сдувает пылинки с Саши и держит его в барокамере, чтобы, не дай Бог, не прицепилась никакая болячка – может быть, такой низкий старт и правда поможет подойти в лучших боевых кондициях к Тур де Ски. Но Максим, Илья... с ними-то что? Невыразительное выступление Черноусова в течение уже трёх этапов стало притчей во языцех. Вылегжанин тоже может и должен занимать более высокие места. По сути, на своём уровне гонку провёл только Петя Седов. Но и его организма уже бы должно хватать на тридцатки...

На следующий уик-энд мы переносимся в Роглу, где пройдут классические масстарты по десять и пятнадцать километров, ну и, конечно, спринты. 

А там не за горами и Тур де Ски, где все должно проясниться. 

Фотографии взяты с норвежских и шведских сайтов.