Блог Подсобка тренера

Структура процесса обучения в футболе

В процессе обучения двигательному действию выделяют 3 этапа

  • Первоначальное обучения
  • Углубленное разучивание
  • Закрепление и совершенствование

Первоначальное обучение двигательному действию:

Цель - освоение основ изучаемого приёма или действия

Начинаем с ознакомления (сочетаем методы показа ,рассказа и подводящих упражнений) и не забываем,что показ должен быть ОБРАЗЦОВЫМ.После демонстрации,рассказа - даём точное терминологическое наименование действия,рассказываем где,как и зачем применяем 

Повторный показ не более 2-3 раза с пояснением - усиливает и углубляет восприятие.Для создания двигательных ощущений и представлений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют вотносительно постоянных и упрощенных условиях.

При обучении технике и тактике футбола преимущественно используют метод целостного упражнения, так как расчленение действий часто приводит к резкому искажению их структуры и содержания.А при обучении сложным действиям ,используют подводящие упражнения,которые помогают сформировать предварительные двигательные представления,необходимые для освоения изучаемого сложного действия. Как правило, подводящиеупражнения индивидуализированы. Меры повторения - 2-3 серии по 8-12 повторений .Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха.Почему? Да потому-что при разучивании новых сложно-координационных упражнений у начинающих футболистов нервные центры быстро утомляются.

Углубленное разучиваниеЦель - детализированное закрепление основ изучаемого материала в соответствии с индивидуальнымиособенностями занимающихся.В процессе углубленного освоения приема или действияформируется двигательное умение, частично переходящее в навык. Происходитнеобходимая перестройка регуляторных процессов в ЦНС (концентрация возбуждения,развитие внутреннего торможения и др.), что способствует правильному, четкому исвободному выполнению изучаемых движений. Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанноепонимание закономерностей выполняемых действий. Этому способствует применениетаких словесных методов, как развернутый рассказ и беседа, разъяснение и болееглубокий анализ, самоанализ, отчет и т.д . Возрастает роль идеомоторной тренировки. На данном этапе используют в основном метод целостного упражнения. Всеупражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений (водинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами движения)уменьшается. Однако значительно увеличивается число вариативных повторений. Предпринимаются попытки выполнить изучаемое действие со скоростью и усилиями, близкими к максимальным.  

Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30 и 70%.  Одним из эффективных методов, направленных на формирование способностирегулировать величину, направление и длительность усилий в соответствии сменяющимися условиями, является метод контрастных заданий.На данном этапе число повторений в одной тренировке увеличивается. Изучаемоедействие повторяют 10-12 мин, после чего вводят 3,5 – 5 - минутные переключения.  Наиболее эффективны переключения на игровые упражнения. Затем снова многократныеповторения в таком же временном отрезке.  Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что позволяет изучать новый материал.  В занятиях широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый,эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения  

Закрепление и совершенствование

Цель - дальнейшее закрепление освоенных действий ,доведение их до автоматизированного уровня.Формирование навыка надёжного применения в игре.

Здесь используют весь комплекс методов физического воспитания. Из практических преимущественное применение находит метод вариативного упражнения с широким изменением условий действий.  изменение функционального и психического состояния самого спортсмена(выполнение упражнений в состоянии повышенной эмоциональности, волнения или нафоне утомления, но непременно в соответствии с объективными даннымипедагогического и врачебного контроля);изменение задачи в ходе выполнения упражнения: облегчение (уменьшатьрасстояние, скорость и усилия; выполнять упражнения без помех и др.) или усложнение(увеличивать расстояние, скорость и усилия; выполнять задание на оценку, применятьсложные соединения действий; использовать различные помехи и противодействия;внезапно переключать внимание и т.д.).  Этап закрепления и совершенствования двигательных действий характеризуетсяорганическим сочетанием процессов совершенствования технико-тактическогомастерства и развития физических качеств, обеспечивающих эффективность и надежностьигровых действий.  

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья