Блог Футболисты будущего

Пора задуматься о завтрашнем дне

Чемпион СССР 1984 года, экс-полузащитник ленинградского «Зенита» Дмитрий Баранник имеет опыт клубной работы как в европейском футболе, так и в российском ("Зенит", "Локомотив"). О том, каковы различия в подходе к проблемам и организации работы в детско-юношеском футболе Дмитрий Петрович поделился с пресс-службой ДФЛ. Ниже выдержки из интервью.

1. В последнее время стало модой приглашать иностранных специалистов в отечественные спортивные школы, академии. Порой подобные действия носят имиджевый характер: некоторым клубам легче создать видимость того, что они развивают школу, пригласив дорогого специалиста, и при этом купить бразильца для основы, вместо привлечения в состав своих воспитанников. Ладно, приглашают иностранных специалистов в основную команду, где нужен результат, но перед школой ведь стоят другие задачи. Важно не под копирку брать иностранный опыт, а думать, как наиболее продуктивно его можно адаптировать в российской действительности. Если в школу вкладываются большие средства, а квалифицированные тренеры не появляются – деньги были выброшены на ветер! В период обучения игрок должен понимать человека, который вкладывает в него знания, говорить с ним на одном языке. На мой взгляд, нужно работать со своими кадрами. Футболисты, и тренеры должны быть обучаемы, а главное – сами хотели учиться!

2. Тренер - это человек, который не должен мешать. Детский возраст - как компьютер: чем больше ты туда информации заложишь, тем больше функций ребенок будет исполнять в дальнейшем. Большую роль играет не только физическая и техническая подготовка футболистов, но понимание игры. Порой на играх наших команд слышны возгласы болельщиков: «Как бестолково они играют!». Но чтобы футболисты играли толково, их необходимо этому обучить. Здесь и всплывает одна из главных, на мой взгляд, проблем в детско-юношеском российском футболе – тренерская. В российской истории были такие классные специалисты, как Бесков, Лобановский – люди, которые не только обладали большим объемом знаний, они постоянно развивались. Сейчас же складывается ощущение, что узнавшие что-то когда-то детские тренеры развиваться перестали. А если человек не развивается вместе с тем делом, которым он занимается – происходит деградация.

3. В возрастной категории до 14-15 лет мы не только не уступаем, но и превосходим иностранные команды. И в плане физической готовности, и с точки зрения техники наши ребята сильнее своих европейских сверстников, что и подтверждают международные турниры. Это вполне объяснимо: российские дети начинают заниматься футболом раньше, да и подход к подготовке игроков на ранней стадии у нас, так сказать, более профессиональный. Не во многих европейских странах есть возможность содержать по два тренера на команду десятилетних ребят, проводить двухразовые тренировки. В большинстве стран это начинается с 12-13-летнего возраста. Например, в скандинавских странах законодательно запрещает детям до 12 лет конкурировать по очковой системе. В этом возрасте команды участвуют в турнирах и фестивалях. Чемпионаты проводятся только среди юношей (16-19 лет). Причем там не существует градации по возрастам: в одной команде играют как 16-летние, так и 19-летние футболисты. Считаю, что это неплохо, ведь у игроков шестнадцати лет есть хороший стимул проявить себя. В Скандинавии вообще нет такого понятия, как интернат. До 16 лет обучение ребенка футболу происходит исключительно по месту жительства. Если профессиональный клуб считает, что игрок будет ему полезен, он может оплатить молодому футболисту обучение в спортивной гимназии, или часть этой суммы. Поработав в России, я заметил, что в возрастной категории 15-19 лет, когда происходит становление молодых игроков, Россия начинает позиции сдавать. В этом возрасте футболисты начинают осознанно делать то, что до этого выполняли на подсознательном уровне.

4. Новому руководству Российского футбольного союза необходимо работать на перспективу, поднимать детский футбол – основание всей пирамиды. Необходимо заняться обучением детских тренеров, разработкой и распространением методического материала по спортивным школам, внедрением современных технологий и программ. У нас, к сожалению, пока о детском футболе много говорится, но достаточно мало делается. Большую работу в этом отношении ведет ДФЛ, однако в масштабах многомиллионной страны нужны значительные ресурсы – как материальные, так и трудовые. Важно понимать, что финансовые вливания должны уходить не только вверх, в профессиональный футбол, они должны распределяться на детский и массовый футбол. Мы в России уже не можем работать на сиюминутный результат. Надо думать о завтрашнем дне.

Автор
  • DFL

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.