8 мин.

Антитеза эпохи (продолжение 2)

Сегодня мы поговорим о противостоянии православной и католической веры. А также, постараемся оценить роль этого противостояния в глубине ментального неприятия друг друга цивилизаций Запада и России.

Не в моих силах раскрыть феномен христианства, ставшей ведущей религией на всех континентах (за исключением Азии), поэтому просто коротко пройдём по основным историческим вехам.

Возникшая в Палестине, среди простолюдинов иудейского и арамейского народов, христианство начало распространяться далее усилиями апостолов, а затем, апологетов веры. Первые сотни лет своего существования христиане подвергались гонениям, порой весьма жестоким. Но количество сторонников новой религии росло. Наконец, римский император Константин Великий, своим «Миланским эдиктом» (313 г.н.э.) уравнял в правах все религии Римской империи, а уже император Феодосий Великий (346-395) сделал христианство государственной религией. После смерти Феодосия (395 г.н.э.) Римская империя распалась, а вернее, была разделена между двумя сыновьями умершего императора. К тому времени уже исторически сложилось, что в Западной части империи была распространена арианская форма христианства, а в Восточной - никейская (ортодоксальная форма, основанная на догматах веры первого вселенского собора христианских церквей 325 г.н.э.). Долгое время они мирно уживались, разногласия хоть и копились, но имели непринципиальный характер. Многое изменилось после появления филиокве (лат. Filioque «и от Сына» - добавление сделанное Римской церковью к Никео-Константинопольскому символу веры в догмате о Троице). Обострение противоречий, а также первые проявления прозелитизма (стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели) выразившиеся в стремлении римского папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, привели к первому расколу, названному «Фотиева схизма» (863-867 г.н.э.). К середине XI века конфликт церквей достиг своего апогея. Он закончился «Великой Схизмой» (1054 г.н.э.) и взаимным преданием анафеме Западной и Восточной христианских церквей.

Здесь пожалуй следует сделать несколько пояснений, чтобы читатель ясно представлял собой суть этих церковных разногласий. Православие считает католиков не только схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви, но и еретиками, исказившими своим филиокве «Символ веры», принятый первыми вселенскими Соборами христианской церкви. Католики считают православных просто схизматиками, отошедшими от Единой Вселенской и Апостольской церкви, но не считают их еретиками.

Есть ещё один важный момент, который много объясняет, причём не только в расколе христианских церквей, но и в дальнейшей истории католицизма. Католики считают апостола Петра примасом (главой) церкви и первым «римским папой», а себя его последователями. Для них, папа является «викарием» Иисуса Христа на земле. Из это следует и довольно спорный догмат о «непогрешимости папы». У православных подобного догмата нет, и они считают самого Иисуса - главой церкви (без земных заместителей).

Ну и чтобы закончить тему, расскажу о ещё несколько принципиальных различиях между католиками и православными. В православной религии церковь делится на две: церковь Небесную (торжествующую) и церковь Земную (воинствующую). У католиков есть ещё церковь Чистилища (как «временное» наказание за не смертные и не отпущенные при жизни грехи). Они вообще мастера придумывать лазейки для оправдания своего грехопадения. Например целых пять столетий ( с XI по XVI век) существовала возможность «отпущения грехов» путём покупки индульгенций. Странная практика для последователей Христа, выгнавшего торговцев из храма.

Различаются подходы двух церквей и при взаимоотношениях со светской властью. Если православие всегда предпочитало духовный диалог с властью и брало на себя решение государственных вопросов только в исключительных, форсмажорных обстоятельствах, то католики использовали совсем другой подход. Булла «Unam Sanctam» объявляет верховенство церковной власти над светской.

Пожалуй, пора уже вернуться к исторической хронологии взаимоотношений католической и православной церквей. Уже в конце XI века, по призыву папы Урбана II западное воинство отправилось в Первый крестовый поход (1095 г.н.э.). В захваченных городах Антиохии (1098) и Иерусалиме (1099) крестоносцы изгоняли греческих патриархов и ставили латинских. Предводитель крестоносцев Боэмунд, в 1107 году совершил поход на Византию, с целью заставить «раскольников», в лице Константинопольского патриарха, признать примат Папы над «всеми церквями Божьими по всему миру». Другим событием, усилившим раскол, стал погром латинского квартала в Константинополе при императоре Андронике I (1182 г.н.э.). Доказательств того, что погром латинян был санкционирован Патриархом, нет, однако репутации Византии на христианском Западе был нанесён серьёзный урон. В ответ, во время 4-го крестового похода, были захвачены и разграблены христианские города Зара (1202) и Константинополь (1204).

Чтобы избежать новых войн с крестоносцами, византийский император Михаил VIII, основатель династии Палеологов, согласился объединить церкви на условиях Папы. Соглашение было закреплено Лионской унией 1274 года. Но уже в 1282 году Андроник II (сын Михаила) отменил унию.

Окончательный раскол христианских церквей произошёл после Ферраро-Флорентийского собора (1438-1445 г.г.), закончившийся «Флорентийской унией». Послы православного патриарха признали филиокве и первенство Папы, при условии не вводить у себя католические церковные и литургические обычаи. Признавших решения флорентийского собора православных назвали униатами и объявили еретиками. После захвата Константинополя османами в 1453 году, центр православия окончательно перемещается в Москву. В крушении Византии видели следствие предательства Веры и священной миссии Катехона. «Москва - третий Рим, а четвёртому не бывать» (старец Филофей великому князю Василию II).

С тех пор пути католической и православной церкви почти не пересекались. Лишь относительно недавно, в 1965 году папа Римский и патриарх Константинопольский сняли взаимные анафемы. А в 2016 году в Гаване состоялась встреча патриарха РПЦ Кирилла и папы Франциска. Но это уже совсем другая история.

Прежде чем делать какие-то выводы считаю целесообразным пробежаться по истории католической церкви в части её влияния на Западную цивилизацию. Это влияние трудно переоценить, потому как именно Ватикан во многом определял политику европейских монархов в средние века.

Укрепление власти католической церкви, поначалу благотворно действовало на Западную Европу, приведя к так называемому «Каролингскому возрождению», но нападения норманнов, сарацинов и венгров, вновь ввергли всё в хаос. Сплочению монархов вокруг Рима способствовал призыв папы Урбана II к освобождению «Святой земли» от мусульман. Мощное церковно-светское движение порождало многочисленные духовно-рыцарские ордена, некоторые из которых сыграли важную роль в истории Европы. Достаточно вспомнить легендарных «тамплиеров», или «тевтонский орден» близко знакомый Александру Невскому. Морские походы «Ордена Сантьяго» способствовали завоеванию и колонизации Центральной и Южной Америки.

Постепенно католическая церковь становилась крупнейшим в Европе феодальным землевладельцем. Умножению богатств способствовала также симония (торговля церковными должностями). Она хоть и была объявлена папой Николаем II «тройной ересью», но продолжала широко практиковаться на Западе. Разжиревшее католическое монашество, вопреки древним уставам, не практиковало бедность и строгость в повседневной жизни. Наблюдая это простой народ разочаровывается в традиционной католической церкви, возникают движения исповедующие раннехристианские идеалы (ликвидацию частной собственности, бедность, взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии). В Пьемонте это были вальденсы, в Лангедоке катары. Для борьбы с ними папа Иннокентий III создал особый церковный суд - инквизицию, и объявил «первый крестовый поход в христианские земли» (1209-1229). В результате эти движения были жестоко подавлены.

Работы философа Фомы Аквинского, жившего в XIII веке, дают толчок развитию схоластики и богословия. Открываются первые в западной Европе университеты. Парижский университет дал начало многим другим университетам севера, а Болонский - юга Европы. Следует отметить, что в Константинополе университет был открыт ещё в 855 г.н.э. (Мангаврская высшая школа). Арабские медресе тоже появились намного ранее.

Проповедью богослова Мартина Лютера (1517) начинается Реформация. Католической церкви пришлось реагировать на это мощное религиозное движение, организовывая Контрреформацию. Были основаны новые монашеские ордены, ставшие образцами религиозности нового типа (в том числе орден Иезуитов), запрещены индульгенции, введены духовные семинарии, консолидированы все силы под главенством Папы. В 1622 году, папой Григорием XV, создаётся Конгрегация пропаганды веры, для координации миссионерства в Новом Свете. Обращение индейцев в христианскую веру проводилось насильственными, зачастую жестокими методами.

В результате расширения протестантизма, от католической церкви отпадают Англия, Нидерланды, Скандинавия, северная Германия. Религиозные войны XVI - XVII веков сильно ослабили позиции Ватикана в Европе. Усиление королевской власти до абсолютной в крупных странах Европы, привело к секуляризации (снижении роли церкви в государственных делах). Окончательно отобрали возможность у католической церкви влиять на политику, буржуазные революции в Европе и последующие за ними реформы госуправления. Особенно кровавой была секуляризация во Франции, в сентябре 1792 года в Париже было казнено более 300 представителей духовенства, многим пришлось уехать из страны. Практически все церкви и монастыри были разграблены, революционное правительство провозгласило культ «Верховного Существа». Лишь пришедший к власти Наполеон вернул свободу вероисповедания. Но былого величия Ватикан уже был не в силах достигнуть, полностью сосредоточившись на делах церковных.

Теперь осталось лишь подвести итоги.

Не видно серьёзных прямых причин для ненависти у Католической церкви (да и у протестантской) к Православной. Это скорее у православных много претензий к католикам из-за многочисленных проявлений прозелитизма, значительно сокративших количество епархий православной церкви в Восточной Европе. Но, опосредованное влияние католичества на этот процесс весьма велико. Именно католическая церковь много веков внушала европейцам веру в собственное, не только духовное, но и расовое превосходство над другими народами. Комплекс превосходства неизбежно приводит к ксенофобии, а значит и к появлению обессивно-компульсивных расстройств, вспышкам страха и ненависти к чему-то неизвестному, непонятному (например России). Ну а современные СМИ имеют все возможности эти вспышки провоцировать, причём в нужное для их хозяев (олигархической верхушки Западной цивилизации) время. Что мы собственно и наблюдаем в данный момент мировой истории.

P.S. Нам осталось лишь суммировать логические выводы по трём предыдущим постам. Что и будет сделано в заключительном материале серии «Антитеза эпохи».