5 мин.

Золотая коллекция. Эдвин Валеро – Висенте Москера

Соль бокса – это не выдающиеся послужные списки бойцов, драки на пресс-конференциях или красивые обложки журналов. Это, в первую очередь, поединки – поединки равных по силам, агрессивных молодых парней с «пламенным мотором» (Ferrari – не меньше!) вместо сердца и «жаждой крови», дикой и необузданной, вместо легкого похмелья.

Таких боев становится все меньше: мы чаще видим избиения слабых сильными или унылую имитацию не самой бурной деятельности. Иные говорят, что бокс – вымирающий вид спорта; что по нему давно плачет «Красная книга». Пускай так. Мы все равно будем помнить лучшее из него. А самое лучшее – его золотой фонд – это бои, которые заставят нас вновь ощутить запах пота и соли, постирать забрызганную кровью рубашку и, вскочив на задние лапы, кидать стулья в продажных судей либо рукоплескать победителям и… проигравшим. Сегодня мы начинаем новый сериал, в котором вспомним некоторые из таких схваток: и недавних, и тех, которые уже давно заняли свое место в истории.

Но долой пафос! Вы когда-нибудь видели менее пафосный, менее гламурный тет-а-тет, чем рандеву Эдвина Валеро и Висенте Москеры? Судите сами. О каком гламуре может вообще идти речь при одном только взгляде на такое порождение Дьявола, как Эдвин Валеро?! Присмотритесь – даже в невинной бейсболочке с метросексуальной бородочкой и фирменных очочках это все тот же зверь. «Животное в прелестном обличии», как когда-то писал The Ring про Оскара Де Ла Хойю. А тут не прелестное обличие, а, скорее, овечья шкура.

О каком гламуре может вообще идти речь при одном только взгляде на такое порождение Дьявола, как Эдвин Валеро?!

У безбашенного панамского коротышки (173 сантиметра – но это сейчас, а 5 лет назад и на глазок больше 160 ему было тяжело дать) Висенте Москеры не было и такой накидки. Начав карьеру в конце 90-х и дважды проиграв будущему гейткиперу Армандо Кордобе, Москера на добрых три года исчез с ринга. То ли просто расслаблялся, то ли отсиживал срок за какое-то очередное прегрешение – сейчас уже и неясно. Однако где бы он ни сидел и что бы он ни делал, панамский слаггер вернулся в куда лучшей форме, чем был до вынужденного (?) перерыва. Серия ярких побед – и вот уже «Эль Локо» рубится с любимцем Его Величества Импертора Таиланда Йодсонаном Нантачаем в легендарном «Мэдисон Сквер». Еще двенадцать раундов выдающегося побоища, и Москера возвращает боксерскую гордость (и чемпионский пояс WBA в весе до 59 кг вместе с ним) на родину самого мачо из всех мачо – Роберто Дюрана. К середине 2006-го года 26-летний панамец находился на пике формы, успев защитить свой титул против неуступчивого аргентинца Эстреллы и дважды «оформить» более слабых ребят в нетитульных боях.

Из всех возможных противников 24-летнего венесуэльца Валеро (а мы здесь говорим о чемпионских поединках), чья карьера была подробно рассмотрена моим коллегой Христианом Юлой, Москера (24-1-1, 12 КО – на момент встречи) не был самым простым. Был еще, например, и Гэри Сент-Клер, австралийский гайанец, владевший тогда поясом IBF, да и бой с не менее придурковатым, чем Москера и он сам, Хорхе Родриго Барриосом, мог бы оказаться проще. Схватка с Марко Антонио Баррерой, наоборот, была бы тяжелее, но выступления в США рекордсмену-инвалиду тогда были запрещены. С влиятельным японским промоутером Акихико Хондой за плечами и сильным венесуэльским лобби в WBA Валеро был нацелен на Панаму и ее единственного действовавшего на тот момент чемпиона мира.

В этом бою было все

Сейчас это уже как-то позабыто, но в том поединке Валеро даже не был заведомым фаворитом. Восемнадцать кряду побед нокаутами в первом же раунде и фантастические 1.05 раунда в среднем за бой был набиты против третьесортной оппозиции. Таких соперников, как Нантачай, у Эдвина и близко не было, а полусказочный спарринг с Эриком Моралесом остался в далеком и светлом прошлом. Ко всему прочему, поединок проходил на родине панамца в переполненном и крайне недружелюбном (обратите внимание на дождь из пустых банок и мусора в 3-м раунде) «Фигали Центр». Рефери был Луис Пабон, лучший пуэрториканский специалист в этом нелегком деле.

В этом бою было все. Он едва не завершился в первом же раунде, после двух нокдаунов в исполнении венесуэльца. В 3-м уже сам Валеро – впервые в карьере – поднялся с настила. Эдвин проводил мощнейшие комбинации, но этот безумный («El Loco»!) танк Москера все пер и пер вперед. Удивительное дело и редчайшее зрелище: Эдвин Валеро, работающий 2-м номером. Где-то к середине поединка стало складываться впечатление, что у «Динамита» вот-вот кончится… бензин. Но проводя в ринге больше раундов, чем за половину своей предыдущей карьеры, Эдвин ухитрялся оставаться свежим вплоть до 10-го раунда, когда Пабон остановил поединок: чугунноголовый Москера шел вперед уже в полувменяемом состоянии, получая все больше и больше чистых попаданий в ответ. Эдвин Валеро стал чемпионом мира.

Вскоре после боя Москера отправился за решетку по обвинению в убийстве

… Судьба была жестока по отношению к обоим участникам этого великолепного, по-настоящему мужского побоища. Эдвин Валеро завершил свой жизненный путь, оставив позади два трупа, порушенную семью и руины на месте прежних запредельных ожиданий специалистов и болельщиков. Он спустился в ад, оставив после себя бесплотный дух – то ли легенду, то ли ночной кошмар. Для Висенте Москеры тот бой также едва не оказался последним. Вскоре он отправился за решетку по обвинению в убийстве. Лишь полтора года назад он вернулся из зоны, а пару месяцев назад продолжил свою карьеру. В 31 год у него еще есть мизерный шанс выиграть что-то значительное. У Валеро такого шанса уже нет.