9 мин.

Большой спуск. Как «Роза Хутор» готовится к Олимпиаде

За 6 дней до открытия Олимпиады в Сочи на горнолыжных склонах «Розы Хутор» в Красной Поляне полным ходом идет подготовка – вернее, она не останавливается ни днем, ни ночью.

Немного истории. Еще 10 лет назад в соседнем поселке Красная Поляна местные жители выращивали овощи и тюльпаны, разводили пчел с рекордными сборами меда, по пыльным улочкам бродили коровы и свиньи. Сегодня – это суперсовременный горнолыжный курорт с многочисленными подъемниками, а вдоль горной речки в Розе-Долине выстроились красивые современные гостиницы в стиле европейской классики. Весь этот комплекс вырос буквально за несколько лет. В международной команде курорта работает 500 специалистов из десяти стран. А система искусственного оснежения – лучшая в Европе.

Созданием будущих олимпийских трасс занимался легендарный швейцарский горнолыжник, олимпийский чемпион 1972 года в скоростном спуске Бернард Русси. В его послужном списке – трассы для Олимпиад в Калгари, Альбервиле и Нагано.

В Санкт-Моритце он создал самый крутой участок на трассе скоростного спуска (почти вертикальный уклон), где спортсмены разгоняются до 130 км/ч всего лишь за 7 секунд.

Работа над этим проектом началась более восьми лет назад. Знаменитому архитектору горнолыжных спусков предстояла нелегкая задача – создать трассы мирового уровня для будущей Олимпиады в непроходимом лесу на склонах хребта Аигба. Вооружившись картой и компасом, он двадцать раз поднимался в гору, прежде чем определился, где пройдут участки трассы скоростного спуска как в мужской, так и в женской дисциплинах.

В своем недавнем интервью Бернард рассказал: «Общий концепт планировки трассы был готов осенью 2006 года. Нужно было внимательно осмотреть все склоны и увидеть, что мы имеем и с чем можно работать. Далее – определиться с наиболее важными участками трассы и уж затем соединить их между собой».

Сегодня горнолыжный комплекс «Роза Хутор» представляет собой единый объект для соревнований по всем горнолыжным дисциплинам: скоростной спуск, комбинации (скоростной спуск и слалом), слалом-супергигант, слалом-гигант. На нем будет разыграно 10 комплектов олимпийских медалей.

Общая протяженность олимпийских горнолыжных трасс – 20 км. Дистанция скоростного спуска для мужчин – 3495 м, среднее время прохождения – 2 мин 15 сек. На последней Олимпиаде в Ванкувере спортсмены преодолевали трассу за 2 минуты.

По мнению легендарного Жан-Клода Килли, это лучшая в мире трасса скоростного спуска.

Через год после открытия курорта, в феврале 2011 года, в «Розе Хутор» состоялись первые международные соревнования – этап Кубка Европы по скоростным дисциплинам: скоростной спуск и супергигант.

А в прошлом году впервые в России и на всем постсоветском пространстве прошли соревнования этапа Кубка мира по горнолыжному спорту.

Свое мнение журналу Powder Magazine о новой трассе высказали лучшие гонщики.

Аксель Свиндал: «Это то, каким и должен быть скоростной спуск. Гора сразу же задает темп и скорость». Многократный победитель этапов Кубка мира Дидье Кюш назвал ее «просто великолепной».

Американцы Линдси Вон и Боде Миллер пожаловались, что там «много крутых виражей. Да и на ровных участках особо не расслабишься».

Многочисленные виражи, особенно в верхней части скоростного спуска, совершенно не дают возможности просто скользить по трассе. Первые 40 секунд спортсмены сравнивают со сверхскоростями супергиганта. Затем следуют несколько затяжных прыжков, включая один из самых продолжительных в олимпийской истории, на котором можно пролететь в воздухе от 60 до 80 метров, и последний трамплин у самого финиша. Короче, там есть все, о чем только может мечтать любой гонщик.

Вот мнение о трассе главного тренера американской сборной Саши Риарика: «Эта трасса бросает вызов спортсменам во всех компонентах: скорость, прохождение виражей, затяжные прыжки. Большое количество неожиданных поворотов требуют огромных физических затрат у спортсменов.

Со старта резкий наклон разгоняет лыжника до 120 км/ч. На подходе к самому затяжному Озерному прыжку создается впечатление, что ты можешь улететь в озеро для забора воды. Вообще-то, этот участок создал известный швейцарский гонщик Пол Аккола (на фото выше). Многие команды жалуются, что он слишком опасный. А вот американским спортсменам этот трамплин очень нравится. Участок приземления достаточно плоский и удобный. Перед самым финишем остается типичный для Кубка мира трамплин с пролетом в 45-50 метров».

По количеству и качеству выпадаемого снега в феврале «Роза Хутор» превосходит лучшие курорты Швейцарии и Франции. За одну ночь может намести до метра свежего снега. По технологии подготовки горнолыжных трасс, свежевыпавший снег нельзя разгребать ратраками. Делается это все «вручную», вернее утаптывается ногами и лыжами многочисленных волонтеров. Их называют side-slippers. Боковое скольжение вниз на лыжах или подъем вверх «лесенкой». И только ночью на такую уплотненную трассу выпускают ратраки. К тому же природный снег не пригоден для соревнования, и его необходимо постоянно смешивать с искусственным.

Для подобных работ на склонах нужны от 300 до 500 (как в Ванкувере) помощников – side-slippers (группы заглаживания).

По словам специалистов, горнолыжный спорт, в плане подготовки и поддержания трассы, самый человекозатратный. Никак не обойтись без армии волонтеров, умеющих к тому же прилично кататься на лыжах.

Но их обязанности не ограничиваются утаптыванием свежего снега. Нужно откапывать и гидранты и сетки заграждения. Часто под дождем.

Сама трасса изначально заливается водой из шлангов, затем этот слой уплотняется ратраками и так несколько раз, чтобы в итоге создать ледяную подушку толщиной до 60 см. Чтобы вода не растекалась, ратраки роют глубокие борозды, похожие на грядки с картошкой. Поверхность, по которой скользит гонщик, должна находится почти в консистенции льда, но чуть помягче.

Мой старый друг уже второй год подряд готовит трассы на этих склонах. На Кубке мира в прошлом году и сейчас на Олимпиаде.

Волонтеры приезжают не только из России, но из Канады, Америки, Болгарии и других стран. Живут в трехкомнатных номерах по десять человек. Удобства минимальные. Подъем в шесть утра, завтрак и – на гору. А там смена по десять часов с перерывами на чай и обогрев в шатрах на разных высотах.

По его словам, всю эту неделю идет снег, но внизу он переходит в дождь. Вся армия помощников промокает насквозь, дождевые накидки почему-то выдают не каждый день. Да и лопат иногда не всем хватает. В среду, 29 января, готовили трассу почти на вершине 2300 м, у старта скоростного спуска.

В четверг, 30-го, опять внизу лил дождь, чуть повыше снег. Но это нормальные условия в эпоху глобального потепления. С раннего утра на вершине горного хребта отстреливали снежные лавины. Поднялись на утаптывание и раскатку свежего снега после девяти утра. В этот день в одном из шатров для разогрева на высоте 1600 м впервые за неделю увидели телевизор. Подобные «электроприборы» не предусмотрены ни у спортсменов в олимпийской деревне ни у кого из 25 тыс. волонтеров.

В пятницу, 31-го, валит снег и стоит жуткий туман. Работа идет круглые сутки в три смены. С самого утра – 12-часовая. Вторая смена волонтеров – с пяти вечера и до двух ночи. Под утро выходят ратраки.

Ребята подключают к каждому гидранту по четыре шланга и поливают водой свежевыпавший снег. Они работают под неусыпным руководством представителей FIS.

На трассе мужского спуска три таких представителя: француз Ив Демье из Шамони (его супруга работает на равных с ребятами на склоне), болгарин Валентин Стефанов из Банско и австриец Фольфганг Миттер. Руководит работой Сергей Кизилов, зампредседателя горнолыжного спорта Алтая.

Уже готовы два запасных варианта для скоростного спуска – на все случаи жизни или, вернее, на все прихоти погоды. Возможно, придется даже менять сам маршрут.

Трасса скоростного спуска разбита на разные участки и каждый имеет свое имя. Начинается с «Бернаровой трубы» (в честь дизайнера), за ним идет участок «Санки» (или «Санная»), далее «Долина Аккола» (в честь легендарного швейцарского гонщика, ставшего оператором шагающих экскаваторов, он тоже работал на этих склонах), «Баба Яма», «Эстонская труба», «Маленькая сковорода», «Русский трамплин», «Большая сковорода», «Медвежья бровь», «Озерный прыжок» и финишный – «Прыжок оленя».

Все эти участки отличается по сложности, скорости, наклону и тренеры готовят описание каждого из них для своих подопечных.

До стартов почти 10 дней, и трассу необходимо поддерживать в порядке все это время. Сомнений нет: она будет готова в наилучшем виде. Но все специалисты и волонтеры отмечают абсолютно бездарную и некомпетентную работу чиновников из оргкомитета горного кластера, проблемы с питанием, нехватка оборудования. В пятницу, вернувшись промокшими до нитки, ребята обнаружили, что у них отобрали сушильные комнаты и передали понаехавшему начальству.

Продолжение репортажа с олимпийских склонов следует.

Материал подготовил VladiB885