15 мин.

Тивайн МакКи: «Триумфу» не нужен Кобе»

Официальный блог «Триумфа» решил поближе познакомить читателей с защитником Тивайном МакКи, который играет в команде с конца прошлого года. О поражениях, суеверии, легионерах, травмах и мечтах об НБА разыгрывающий рассказал в большом интервью.

 - Ти, ты уже второй сезон в команде. В прошлом сезоне в своих первых комментариях по приезде, говорил, что явными лидерами в «Триумфе» являются Вяльцев и Лиходей. Сейчас эти игроки выступают в других клубах, как считаешь, в межсезонье наша команда ослабла или, наоборот, стала сильнее?

– Мы усилились. Тем более что с первых дней мы работали все вместе, очень многое нам дали предсезонные сборы, мы сплотились, стали лучше понимать друг друга.

Конечно, потеря Вяльцева и Лиходея – большая, но не существенная. Сейчас у нас есть игроки, которые могут вести команду, могут быть лидерами, и что самое замечательное, в каждом новом матче любой игрок может проявить себя как лидер команды.

Кайл и ДиДжей однозначно усилили команду, Сергей Карасев отлично играет, наш капитан – очень командный игрок. Жаль, что мы надолго потеряли Пашу Спиридонова из-за травмы, он только начал набирать ход, и нашим «большим» сейчас очень сложно в отсутствие замены на четвертом номере.

Безусловно, нам еще не хватает мастерства. Леша Курцевич все делает верно, но ему просто не хватает уверенности, и если он будет играть больше и больше, то у него все получится. Big D (Даниил Соловьев) играет очень агрессивно, но иногда начинает излишне суетиться, ему надо быть более хладнокровным.

Впрочем, здорово, когда команда играет сердцем, вкладывает в игру эмоции, когда игрокам не все равно, что происходит на площадке.

- В чемпионате у «Триумфа» из трех матчей три поражения – от ЦСКА, «Химок» и «Спартака». Насколько эти результаты были ожидаемы?

– Для нас все три поражения – трагедия.

Мы очень неплохо сыграли с ЦСКА, но у нас не получилось также успешно действовать в матчах с «Химками» и «Спартаком».

Нам нужно стараться в любой ситуации играть командно, не теряться при любом счете, как это произошло в Санкт-Петербурге…

- Говоришь про командную игру, но в матче со «Спартаком» ты чересчур тянул одеяло на себя…

– Да, я согласен с вами. В матче со «Спартаком» во второй половине, когда нам нужно было отыгрывать более 10 очков, команда словно находилась в ступоре. Ничего не получалось, а атаки соперника шли одна за другой.

И вот в этой ситуации, чтобы расшевелить команду, чтобы как-то перебить кураж «Спартака», я принял решение действовать более решительно, более быстро, да, и в чем–то более самонадеянно. Я признаю, что не все мои действия были эффективны, но надо было что-то делать.

- В прошлом сезоне главный тренер «Триумфа» подчеркивал, что ты настолько сосредоточен на командной  игре, что даже в ситуации, когда выходил на свободную для броска позицию, предпочитал отдавать пас. В этом сезоне ты пересмотрел свои статистические данные и решил изменить стиль игры?

– Я всегда стараюсь быть командным игроком. В прошлом сезоне мне пришлось вливаться в команду в конце сезона, это было очень сложно – узнать за короткий период всех своих партнеров, их возможности.

В этом сезоне, повторюсь, нам всем гораздо легче – ведь мы работаем все вместе с первого дня. Я не хочу, чтобы меня считали эгоистичным игроком, я никогда не смотрю на свою собственную статистику во время матча, не стараюсь бросить только чтобы набрать свои очки. У нас в команде есть снайперы гораздо лучше меня. Поэтому я не могу сказать, что мой стиль игры как-то кардинально поменялся.

К тому же я не любитель набирать очки, я считаю, это не самое интересное. Забить мяч – это просто. Гораздо интереснее и сложнее – отдать результативную передачу, перехватить мяч. И очень обидно, что в Европе передача не считается, когда получивший мяч игрок дриблингует перед броском.

- Какая цель стоит перед «Триумфом» в чемпионате России?

– Главное, выйти в плей-офф. И я чувствую, что нам это по силам. Нам просто нужно быть единой командой, действовать очень организованно – и в защите, и в нападении. Если бросок не идет – закрыть соперников, чтобы и у них ничего не залетало.

Вспомните, на сборах в Литве мы играли с сильными командами и не сдавались ни при каких условиях! Мы отыгрывали 20 очков, вытаскивали концовки, боролись сокращенным составом, – и нас ничто не могло остановить. Мы просто верили в себя, в свои силы.

- Что же изменилось сейчас?

– Думаю, ответственность наложила свой отпечаток. Одно дело – играть товарняки, совсем другое – выступать в официальных турнирах, где каждое очко может быть решающим. Это всего лишь психологическая проблема молодой команды – но она решаема. Сейчас мы играем в четырех турнирах, и этот опыт идет нам на пользу.

- Кстати, тебе интересна Балтийская лига? Что скажешь об этом турнире?

– Там ужасные мячи! Я не знаю, как ими играть – они жесткие, словно пластиковые, так непривычно держать такой мяч в руке, и отскок у него другой. Это единственное, что мне не нравится в ББЛ.

Считаю, что Балтийская лига – отличная возможность для наших молодых парней потолкаться, побороться, почувствовать свои силы. А для тренерского штаба это отличный шанс потасовать состав, попробовать новые связки и комбинации.

А еще я с большим нетерпением жду наших противостояний с «Жальгирисом» и «Летувос Ритасом», но для этого нужно выйти в плей-офф. Думаю, мы выполним эту задачу.

- Ты суеверный?

– Не слишком. Но, кстати, после этих трех поражений в ПБЛ я зарекся бриться. Я не брился перед матчем с ЦСКА, и мы сыграли очень неплохо. Но перед «Спартаком» я побрился, и мы потерпели очень болезненное поражение.

Так что теперь буду выходить бородатым на матчи чемпионата России.

- Сложно ли находить мотивацию на матчи не с ЦСКА и «Химками»?

– Нет, не сложно. По бюджетам в России все команды нас превосходят – так что это отличный мотиватор для всех нас.

Лично для меня проблемы мотивации не стоит. Каждый разыгрывающий, который выходит против меня, – мой личный и самый непримиримый соперник. Я просто обязан сделать его. Терпеть не могу, когда кто-то пытается меня обставить.

- С Беверли у тебя тоже противостояние? Ты в курсе о его желании выступать за российскую сборную?

– На площадке у меня нет друзей среди соперников. С Беверли мы знакомы, могу сказать, это умный и быстрый игрок.

Если честно, я впервые слышу о том, что он хочет выступать за Россию, но это желание похвально. Мне кажется, любой спортсмен мечтает выступить на Олимпийских играх. А у сборной России есть отличные шансы на высокие места в Лондоне, команда собралась очень сильная.

- Беверли даже заявил, что готов жениться, чтобы получить скорее российский паспорт.

– Ничего себе! Ну, молодец, я же говорю, он парень не промах, хорошо соображает.

- Как относишься к проблеме легионеров в сборных?

– Нормально. Вспомните Маккалеба в сборной Македонии. Именно благодаря его игре македонцы вошли в четверку сильнейших команд континента. Так что натурализация Маккалеба оправдала себя.

Правда, если вообразить, что за сборную США будет играть, предположим, китаец, даже такой же сильный, как Яо Мин… но это же будет абсурд, американцы этого не поймут. Будут постоянно такие вопросы: «Эй, чувак, ты не потерялся? Что ты здесь делаешь? Езжай к себе в Китай, у нас есть свои игроки не хуже!».

- А что скажешь о том, что регулярный чемпионат России будет ужат по срокам, а плей-офф также будет сокращен в связи с отбором сборной России на Олимпийские игры?

– Конечно, результаты сборной – это результаты всей страны. Но нельзя забывать и о национальном чемпионате, о клубах, которые их выращивают. Уверен, что чемпионат НБА никогда, ни под каким предлогом не стали бы ужимать и сокращать, ведь это тоже национальное достояние.

- Рад, что локаут закончился?

– Да, очень! Я был уверен, что под Рождество все баскетбольные болельщики получат незабываемый подарок, и локаут будет завершен.

- Насколько полезны игроки НБА в Европе и России, или приезд звезд НБА в команды Старого света несет лишь проблемы?

– Уверен, это очень хорошо. Игроки сильнейшей лиги могут лишь усилить европейские команды, это гарантирует внимание спонсоров, болельщиков.

- А как избежать того, что вся игра команды строится, предположим, через Дерона Уильямса, а с его отъездом вся игра посыпется…

– Команда, подписывающая игрока НБА, должна иметь в своем составе еще несколько сильных игроков, которые в случае его травмы или отъезда, должны занять его место. Если же клуб считает, что в команде достаточно лишь одной «звезды», то это огромная ошибка. Один человек не может выигрывать в баскетболе, это командная игра.

- Будь у «Триумфа» такие же возможности, как у ЦСКА или «Бешикташа», то какого игрока НБА ты бы посоветовал купить? Твоего кумира – Коби Брайанта?

– Мне очень нравятся Леброн, Роуз, Коби, но тот же Коби очень жаден до передач, а нам нужен более командный игрок. Думаю, что Кевин Дюрант нам пригодился бы больше.

- А кого бы ты назвал лучшим разыгрывающим всех времен и народов?

– Джейсона Кидда.

- Разыгрывающего называют «тренером на площадке». Насколько ваши взгляды с тренером сходятся, или есть по каким-то моментам разногласия?

– Странно, когда разногласий не бывает. Возникают и вопросы, бывает и недопонимание. Тем более что я не русскоговорящий, так что иногда приходится прикладывать больше усилий, чтобы разобрать какой-то эпизод, тем более что мне, как разыгрывающему, нужно лучше понимать все, что касается команды.

Я просматриваю каждый день видео, стараюсь совершенствовать свои знания о баскетболе, но мне еще очень многому нужно учиться.

Что касается тренеров, то у нас в штабе их четверо. Это отличная, очень сильная команда.

Главный тренер Вальдемарас Хомичус очень эмоциональный, для него каждый матч – как персональный вызов, он не умеет проигрывать. Он мне очень напоминает моего тренера в колледже. Помнится, что на тот момент мне казалось, что тренер говорит ерунду и я слушал его вполуха, и только спустя несколько лет понял, насколько он был прав. Сейчас я стараюсь прислушиваться к каждому слову тренера, потому что уверен, что это принесет успех.

Василий (я называю его Sergey′s Dad, так проще) более спокоен, хладнокровен. Но я уверен, что все свои эмоции он переживает внутри, такой он человек.

Алексей – молодой тренер, он учился в США и знает много таких нюансов, которые можно узнать, только поработав в американском спорте. Он очень принципиальный и неисправимый перфекционист.

Евгений Коваленко занимается скаутингом и разбором соперников, делает большую работу, у него всегда можно взять нарезку и отчет по командам.

 *  *  *

- Ты как-то говорил, что твоя мама была твоим первым тренером, и она до сих пор дает тебе профессиональные советы?

– Да, все верно. Она сама играла в баскетбол, но не на профессиональном уровне. Мы с ней иногда играли во дворе. И до сих пор она старается следить за моей карьерой, моими результатами, критикует и советует постоянно.

- Какой был ее последний совет?

– Я попросил ее помочь мне наработать трехочковый бросок. Она подсказала мне немного про технику броска, про настрой, и у меня начало получаться. Но я стараюсь не очень часто обращаться к маме за советами, потому что она сразу начинает меня распекать, и я должен сначала все это выслушать, и только потом она говорит по делу.

- А что твоя мама говорит про твои результаты в «Триумфе»?

– Я благодарю Бога за то, что она до сих пор не нашла эти результаты в интернете, к тому же я все время «забываю» дать ей ссылку на наш сайт и сайты турниров, в которых мы играем. Иначе после каждой игры придется несколько часов выслушивать…

- А она собирается приехать в Россию, чтобы поддержать тебя?

– Да, обещала приехать в апреле. Уф!

- Очень многие легионеры, вспоминая свое детство, обязательно рассказывают про то, что выросли в самом криминальном районе, прошли через огонь и воду, то есть, оружие и наркотики, и только баскетбол помог им уйти из нехороших компаний и начать новую жизнь…

– Я не буду оригинален, но скажу лишь, что Бог уберег меня от наркотиков и оружия, хотя не скрою, вся моя тусовка занималась именно этим. Но получилось так, что когда я начал играть в баскетбол, и у меня стало получаться, мои друзья сказали мне: «Давай больше тренируйся, лучше играй, и когда станешь богатым, не забудь про нас!». Вот так и вышло, что я оставался в стороне от разборок благодаря баскетболу.

- Ты вырос в неполной семье, были ли сложности с тем, чтобы достать хорошую экипировку?

– Мой отец умер, когда мне было несколько месяцев. Мама растила меня с братом одна, но мои крестные мне помогали, они поддерживали мое стремление заниматься спортом, покупали мне и кроссовки, и форму, и мячи.

- Твои любимые кроссовки?

– Черные или темно-синие Adizero.

- А как же традиционные белые кроссовки?

– Это стереотип, что темнокожие любят белые кроссовки. Я вот не ношу белые кроссовки вообще. В первую очередь, это непрактично, они очень быстро пачкаются…

-  Стереотипная внешность афроамериканца – белые кроссовки «найк», длиннющие толстые цепи с кулонами в виде доллара, татуировки. Скажи еще, что у тебя нет татуировок и толстой цепи?

– Неа, ни татуировок, ни цепочки! Правда, на это Рождество я сказал маме, что хочу получить в подарок толстенную цепь, но не со знаком доллара, а с крестом. Надеюсь, она передаст мое пожелание Санте.

- Ты религиозен?

– Не так, как моя мама. Она ходит в церковь дважды в неделю и постоянно меня спрашивает по телефону: «А ты молился сегодня?».

Я верю в Бога, благодарю его за здоровье, за успехи в карьере, и перед каждой игрой прошу помочь.

К тому же два года назад у меня очень сильно болела спина, врачи сказали, что прогноз не очень хороший, скорее всего, придется заканчивать карьеру, но, по крайней мере, как минимум на год надо было сделать перерыв, но Бог меня исцелил.

 *  *  *

- Какая твоя самая главная цель, чего ты хочешь добиться в своей карьере?

- Моей самой большой мечтой остается НБА.

- Попробуешь этим летом свои силы в Летней лиге?

– Да, обязательно. У меня очень хороший агент, так что вопрос с приглашением в летний лагерь почти решен, теперь дело только за мной.

- Назови свое самое большое личное достижение в жизни?

– В шестом классе школы я выиграл Олимпиаду штата по математике. До сих пор люблю точные науки, мне нравятся цифры, я с удовольствием играю в шахматы.

- Есть ли тренер, у которого хотел бы поиграть, научиться чему-то?

– Да, это Хьюби Браун. Сейчас он уже не тренирует, работает комментатором на телевидении.

- Для иностранцев найти комфортные места в Москве очень непросто. Как ты проводишь свое свободное время, был ли в каких-то интересных местах или где-то хочешь побывать?

– Почти все время у меня занимают тренировки и игры, есть совсем немного времени в обед, но я предпочитаю отдыхать, дремать дома.

Что касается вечеров, то друзья посоветовали в темное время суток не выходить гулять, и я стараюсь придерживаться этого совета. В Филадельфии, где я рос, тоже довольно опасно прогуливаться по некоторым районам в темное время суток. У нас нет драк, просто спустя две минуты после начала конфликта можно запросто получить пулю.

Что касается Москвы, то я хочу как-нибудь сходить в зоопарк, но, наверно, уже весной. А еще думаем с Кайлом насчет похода в музей, было бы интересно.

- Был ли за этот год в московском метро? Его часто сравнивают с музеем…

– Нет, в метро не был, даже не было и мысли там прокатиться, посмотреть станции. Но спасибо за совет, буду иметь ввиду, посмотрю в интернете и как-нибудь решусь.

- Практически после каждой тренировки ты остаешься побросать, а затем начинаешь спорить с Витей Зварыкиным на какие-то сумасшедшие броски. Ты большой спорщик?

– Я люблю поспорить, я довольно азартный человек, в этом мы с Витей похожи. Соревнуемся в бросках с середины, с разных углов, из-за щита.

- А на что спорите? На сникерсы-жвачки-обеды?

– Не всегда, мы же дурачимся. И выигрыши у нас разные, например, Витя как-то проиграл и завязывал мне шнурки, приносил полотенце, воду, подносил мяч, которым я хотел играть. Но это все по-дружески.

- А что ты проигрывал?

– Пробежать круг по площадке со спущенными штанами. Было очень неудобно, но весело.

- Так кто из вас чаще выигрывает?

– Витя. Он большой везунчик вот в таких странных спорах. Не понимаю, как у него получается.

- Какой ты представляешь свою жизнь, скажем, лет через 10?

– Я играю в Европе, у меня много денег, есть большой дом, в два этажа и с шестью спальнями, как минимум. А в гараже две машины, больше мне не надо.

И скутер, кубиков 80-100, чтобы можно было доехать до ближайшего магазинчика расслабленно, никуда не торопясь….

 

Автор: Елена Кулагина, БК "Триумф"