4 мин.

Бокс страдает, это процесс

«Я страдаю. Это процесс». Примерно так охарактеризовал свое состояние психиатр в фильме Analize That с Билли Кристаллом и Робертом Де Ниро. И примерно так же поклонник бокса со стажем охарактеризует свое собственное состояние.

Бокс всегда переживает смену поколений – и звезды прошлых лет, вешающие перчатки на гвоздь, вызывают щемящие и сентиментальные чувства у всех тех, кто рос на их боях. Впрочем, у этой монеты есть и другая сторона: затянувшиеся уходы из бокса не меньше раздражают, а многие бойцы смело могут пользоваться как девизом этой фразой – «я ухожу/возвращаюсь из бокса, это процесс». Следующие пять человек уже ушли или грозятся сделать это в текущем году. Будем ли мы об этом жалеть – вот в чем вопрос.

1. Бернард Хопкинс

Уйти он обещал года три назад. Сейчас ему 43. Что у нас там первая буква алфавита? Правильно, «А» – Алчность. Пакета акций компании Golden Boy ему мало, пост вице-президента по восточному побережью – тоже несерьезно. Да и куда девать накопившуюся агрессию, отличную физическую форму и свободное время? Хопкинс к «мирной жизни» не слишком приспособлен. Любил ли его народ на протяжение всей карьеры? Да не особо. Да, он являл собой пример правильного отношения к делу, показывал умный бокс и всегда отличную готовность к поединку, но немногие назовут бои «пост-тринидадовского» Хопкинса своими любимыми. Но при этом рейтинги его боев не слишком падали – а все потому, что бился Хопкинс с будущими членами Зала Славы, это были бои, которые «нельзя пропустить», а вдобавок можно было и хорошо посмеяться с его заявлений. Говорить о собственном величии лучше Бернарда мог только Антонио Тарвер, им побежденный.

2. Крис Берд

Заметим ли мы его уход? Берд был хорошим боксером, грамотно использовавшим свои данные в супертяжелом весе. Но последние года 3-4 он ощутимо сдавал – в скорости, в движении, его стало проще поймать на удар, и после вымученных судейских решений против Окендо, Голоты и Маклайна, в этом нас окончательно убедил второй бой с Владимиром Кличко. И стойка левши и увертливость, сработавшая против Туа и Холифилда, уже не сработала против Поветкина. В общем, Крис шел к закату долго, и если супруга и менеджер Трейси Берд больше не выпустит его на ринг, то будет права.

3. Оскар Де Ла Хойя

Оскар... Да, у Золотого Мальчика много поклонников на всех континентах. Блестящая карьера, которую не испортят ни бои с выбранными на убой оппонентами, ни подаренные судейские решения, ни «сумасшедший темп» в 5 боев за 5 лет. Бизнес-проект «Золотой Мальчик», созданный и гениально раскрученный Бобом Арумом в 90-х, до сих пор крутит колеса денежной машины. Теперь собственной, оскаровской. Будем ли мы скучать? По ажиотажу вокруг каждого нового боя, по словам ринг-анонсера El Niñoooooo de Oooorooo – да. По боям, как против Форбса – вряд ли. И, вы знаете, Оскар как промоутер успеет еще нам всем надоесть. Так что мы не будем торопиться с ним прощаться. Оскар в боксе – это тоже процесс.

4. Дэнни Грин

В своем последнем бою Грин неожиданно легко победил Стипе Древса, отобрал у него пояс WBA в полутяжелом весе, и когда разговоры шли о реванше с Мандайном (многомиллионный гонорар) или дебюте в США – австралиец объявил, что вешает перчатки на гвоздь. И по нему придется скучать сильнее, чем кажется теперь. Кто еще, к примеру, так остроумно передразнивает Джеймса Тони? На спаррингах с американцем Дэнни получал по голове хорошо, но подкупил телевизионщиков своим упорством и настроем, а затем и искусно изображенным хрюканьем соперника, таскавшего на себе около десятка лишних килограммов. А как он вспоминает бой с Лебзяком на Олимпиаде: «Лебзяк был чемпионом мира, у меня это был всего 42 бой, и я вышел на него, зная, что терять нечего. В первую же минуту боя я сломал две кости на правой руке, на второй он сломал мне нос, но я продолжал бороться до конца. Против него для победы мне бы понадобилось восемь рук вместо двух». Малыш Дэнни был в чем-то забавен, жаль, что ушел.

5. Джо Кальзаге Джо не так популярен в Британии как Хаттон. Он не так харизматичен и интересен для ТВ как Хопкинс. Он не славится чугунной головой и убийственным ударом. Но этот человек не проигрывает. У него все под контролем: папа-тренер, с которым Джо не ругается, красавица-жена и дети, промоутер Фрэнк Уоррен, собирающий для Джо стадионы и готовый взять его в партнеры по завершении боксерской карьеры.

«Бокс у меня в крови, я занимаюсь этим 25 лет, – говорит Кальзаге. – Тренировать, быть менеджером или промоутером – я все это могу. Я думал, что неплохо бы начать организовывать бои. Calzaghe Promotions звучит хорошо». Впрочем, Джо еще не ушел. И в полутяжелом весе для него найдется много дел, также как и в любом другом. А в боксе не так много людей, попадающих в голову, скажем, Хопкинса больше 700 раз за 12 раундов. И тех, у кого все под контролем.

А если они не уйдут… В бокс возвращаются сейчас все кому не лень. Джефф Фенек и Азума Нельсон. Марко-Антонио Баррера. Джонни Тапиа. Даже Рокки Бальбоа в прошлом году. И этим пятерым тоже простительно. А там, глядишь, и еще кое-кто уходить соберется. И начнет процесс.