9 мин.

Топ-25. Бокс в фотографиях

Есть ли что-то более бессмысленное, чем рейтинг лучших боксеров pound-4-pound? Есть, решил я, и, покопавшись в старых архивах, извлек из недр компьютера измятую и пыльную папку с любимыми фотографиями. В какой-то момент я перестал их сохранять. Вовсе не от чувства пресыщенности, а от бессмысленности этого накопления. Бокс не стал хуже и менее интересным, не стали менее сочными кадры или персонажи. Но камеры технически находятся на таком уровне, что фотографы уж больно увлеклись штампованием почти безупречных снимков по десять штук за секунду. Но нет, я не собираюсь тут брюзжать – отличные кадры встречаются и теперь, просто их сложнее выделить из огромной массы. Пока я морально не готов поставить себе такую задачу – но момент придет. А пока – делюсь тем, что поразило меня в свое время и поражает до сих пор.

Начнем с Али. Мало на кого фотографы израсходовали столько же пленки и проявителя. Многие считают вершиной и потолком – потому что, наверное, не снято еще фотографии с такой же высокой точки над рингом – этот знаменитый кадр Нила Лейфера. В 1966 году Лейфер впервые снял поединок сверху, не используя «фиш-ай» объектив. Это было возможно во многом потому, что осветительная рамка висела на арене Houston Astrodome на высоте около 24 метров над рингом. Так что Лейфер подвесил камеру под потолком, взял в руки спусковой тросик и ждал, пока Али отправит Кливленда Уильямса на настил.

Neil Leifer, 1966

Если говорить об Али, то мне, в сущности, мало добавить к подборке в Vanity. Ну, Али и «Битлз», Али и Элвис, Али истошно воет под дверью в зал Фрейзера. Были и другие сентиментальные моменты. Величайший и тот, кто уклонился от его удара и пробил комбинацию в ответ.

М.Али и В.Агеев, 1979

В Али было все – пафос, игра, страсть, агрессия, юмор, сила… но пришло и его время сбросить свою защитную оболочку, сникнуть и замолчать. Иронично, что на фотографии Уолтера Йосса-мл., воссоздававшего нынешнее лицо великих противостояний, Али молчит и смотрит в камеру вместе со стариной Джо. Рядом, немигающим взглядом смотрит в объектив само время.

М.Али и Д.Фрейзер, Walter Ioss jr. Наше время.

Я люблю старые фото, начала прошлого века, которые дают нам атмосферу, в которой проходили бои того времени. Переполненные стадионы, шум и непредсказуемые погодные условия.

Баттлинг Нельсон – Джо Ганс.

Сам процесс боев тогда снимали не слишком много. Удачный кадр, запечатлевший удар – стечение сразу многих обстоятельств. Снимки чаще всего делали постановочные, боксеры в их «среде обитания». Прекрасно можно видеть, как и где они жили и тренировались. Какая она была тогда – Америка.

Джек Демпси и Гарри Грэб,

Джон Л.Салливан.

Ранний отпечаток… в расцвете сил.

Поздний.

Макс Баэр и его первый менеджер Джон Хэмилтон Лоример, Лос Анджелес, около 1930 г

Примерно в 50-х гг. править миром спортивной фотографии начал мой любимый журнал из всех когда либо издававшихся – Sports Illustrated. Или это им так в тот момент казалось. Но, скорее всего, именно эти ребята ввели моду на крупные планы, перемещая зрителя-читателя внутрь схватки, добавляя процессу просмотра фотографий еще большую интимность, чувство момента.

Уилли Пеп и Сэнди Сэддлер, 1948.

Эмиль Гриффит и «Эль Фео» («Урод») Родригес

Рэй Робинсон и Кармэн Базилио, 1957.

Я не знаю, насчет светочувствительности пленки, что использовалась тогда… Но и теперь даже обладатели просветленных стекол и высокочувствительных матриц норовят иногда пальнуть вспышкой. Это, мягко скажем, не приветствуется во время боя. Почему-то, глядя на это фото Рэя с Базилио, я особенно живо представляю себе, как сначала кулак в жесткой перчатке рассекает твою бровь, затем тебя ослепляет вспышка магния с деревянной полки в руках фотографа, а затем голова соперника врезается тебе в челюсть. Или все то же самое, но в любой другой последовательности.

Но если говорить о Робинсоне, мой любимый кадр с его участием, пожалуй, вот этот.

Есть кадры Робинсона с Джо Луисом, Джеком Джонсоном, он вообще вел довольно активную светскую жизнь.

Джек Джонсон и Шугар Рэй. Год съемки и фотограф – черт его знает…

Я не оригинален, Рэй для меня действительно боксер номер один за все времена. Но если вы скажете, что Арчи Мур – я не буду сильно спорить.

Рэй Робинсон, урожденный Уокер Смит. Человек, который не любил бокс

Почему-то именно то время – 50-60е кажется теперь наиболее продуктивным для фотографов. Много неплохих фотографий Рокки Марчиано. Преимущественно снимки Марка Кауффмана.

Рокки Марчиано, Джек Демпси. Без комментариев.

Мексиканец Родольфо Гонсалес начал карьеру профессионала, когда ему было 14. Левша из Гвадалахары наводил страх в легком весе, входит в рейтинг 100 панчеров журнала «Ринг», но чуть-чуть не попал в Зал Славы – не хватило одного голоса. Был одним из скальпов, которые собрал «Убийца мексиканцев» Роджер Мэйвезер.

На фото с актрисой Эди Уильямс, по слухам большой фанаткой бокса.

Иногда хочется отступить от обаяния конкретной личности и оценить со стороны просто качественный снимок, его композицию, резкость, акценты… но кое-что бессмысленно без истории.

Примо и Чарли Чаплин

Карнера бреется. Ничего не напоминает? Другой такой же здоровяк с топором, а?

А вот и этот снимок, он достоин занять первое место. По крайней мере, я больше не знаю, куда его деть. Хай Пескин умел обращаться со светом. Его фигуры то полупрозрачны, то исчезают во мраке. Застывший момент, фильм в жанре «нуар», как написал один из редакторов «Sports Illustrated» – «Если бы он снял вас на водительские права, то и эту фотокарточку можно было бы вешать в музей». Итак,

Кармэн Базилио только что нокаутировал Тони ДеМарко. Hy Peskin, 1955

По-хорошему агрессивный, злой кадр. Как сам Базилио. Смотреть на хороших парней мне что-то совсем наскучило. В этом блоге любят негодяев. Итак, большая тройка. Авторов этих фотографий я, к сожалению, найти не смог.

Карлос Монсон. Ломал челюсти журналистам, убил жену, покончил жизнь самоубийством.

Сонни Листон, который запечатлен сразу на куче великолепных снимков, но везде – почему-то лежа на полу. Чертов Кассиус.

Ну и, наконец, главный злодей. Уже сколько лет прошло с его смерти, а простить прошлые прегрешения ему все не могут. Он любил белых женщин, быстрые машины и ненависть. «Большая черная задница с золотыми зубами и чемпионским титулом!»