6 мин.

«Помнишь, как отец заставлял тебя учить по странице словаря каждый вечер?». Дэвид Робинсон – о смысле жизни

1

Мой юный Дэвид,

Позволь, пожалуйста, честно предупредить тебя кое о чем из будущего.

Завтра утром тебе предстоит пройти первое испытание по плаванию в Военно-морской академии США. Верь или нет, академия действительно требует от своих первокурсников умение плавать.

Конечно же, ты умеешь. Ты в хорошей форме, так ведь? Все это – не более чем утренняя разминка.

Но ты, кажется, не представляешь, что это значит – плыть без остановки 20 минут.

Да-да, 20 минут.

Поначалу ты будешь чувствовать себя вполне неплохо. Однако уже через 10 минут руки и ноги будет жечь так, что захочешь выпрыгнуть и убежать. Что будет через 15? Поверь, лучше тебе не знать.

Но ты моментально задумаешься о своем отце, о том, что он скажет в случае неудачи, так что как-нибудь, но ты отыщешь способ держаться в воде на протяжении 20 минут.

Проблема лишь в том, что этого не совсем достаточно. Твой инструктор с каменным лицом завопит: «Так, следующие 100 метров – кролем».

1

Без пауз. Без «Сэр, позвольте перевести дыхание».

Ты в открытой воде безо всяких средств личной безопасности. Во всяком случае, такое представление навязывает инструктор. Либо тонешь, либо плывешь.

Естественно, ты выбираешь второе.

Во время первого толчка ради первого гребка, первого движения, в которое ты вложил все оставшиеся внутри силы, подумаешь:

Господи, за что? 

Перед вторым кругом в голове пронесется другая мысль:

О нет, я тону.

Все, готов. Следующие твои слова инструктору: «Я не смог».

Ты, Дэвид Робинсон, провалил тест по плаванию.

По плаванию. В военно-морском флоте.

Тем же вечером, после тяжелейшего разочарования ты уляжешься в кровать и будешь часами смотреть в потолок. Тут-то и проскользнет новая мысль. На сей раз особенно важная:

Куда я себя загнал? Ради чего я это делаю?

Хочу, чтобы ты долго и внимательно подумал над этим вопросом.

Впрочем, оба мы прекрасно знаем ответ: ты выбрал Военно-морскую академию из-за отца и дедушки, так как оба они служили.

1

Твой дед навсегда останется героем, источником вдохновения для тебя же самого. Он воевал во Вторую Мировую, вернулся домой, в Литтл Рок, Арканзас, и проработал 50 лет почтальоном. Безо всяких повышений в должности, но с постоянным усердием. Так он смог отложить достаточно денег, чтобы купить в дом пианино и научить играть четырех своих детей.

Вспоминая о том пианино, ты не подумаешь о музыке. Ты подумаешь о людях, что сидели вокруг этого пианино. Подумаешь, сколько радости оно им дарило. Это пианино было чем-то большим, чем музыкальный инструмент. Оно было символом чего-то.

Вперед.

Символом продвижения своей семьи вперед.

Символом упорной работы на благо своих детей, детей своих детей и так далее, пусть даже благо последних ты можешь не застать.

В дождь, в град, в снег – твой дед всегда занимался этим.

Хочу, чтобы ты подумал об упорстве и мужестве своего деда, глядя вечером в потолок. Но задумайся и кое о чем более глубоком. Вынеси для себя один важный урок – одно лишь мужество не спасет тебя от того, чтобы не утонуть.

Помнишь, как отец заставлял тебя учить по странице словаря каждый вечер после учебы? На следующий день он проводил опрос по ним.

«Итак, Дэвид, следующее слово – двуличный».

«Пап, это сумасшествие какое-то, никто из моих ровесников этим не занимается!»

«Двуличный...»

Отец у тебя, конечно, очень требовательный (например, как один из твоих будущих тренеров – Ларри Браун, но это уже другая история). Но причина его требовательности кроется в желании подготовить тебя к дальнейшей жизни. Не только к школе и колледжу. Он покажет, как оставаться успешным и после профессиональной карьеры.

1

Он делает для тебя то, что для него в свое время сделал дед.

Вперед. Только вперед.

Как ты накопил столь внушительный словарный запас?

Так же, как люди обычно строят себе дом.

Кирпичик за кирпичиком. Слово за словом. Вечер за вечером.

Примерно так же все устроено и в плавании, и в тренировке игры в посте, и в бизнесе.

Подготовка крайне важна. Такая вот простая прописная истина, которая обычно теряется в головах 18-летней молодежи.

Причина, по которой я тебе пишу, совсем не в испытании по плаванию. Это испытание – вообще ничто. Ведь ты юный афроамериканец из Вирджинии, и ты определенно не плавал где-нибудь в море или океане каждое лето. Расслабься и тренируйся, так ты и пройдешь это испытание.

Так вот, причина в другом. Причина в твоем восприятии такой короткой штуки, как жизнь.

Дальше будет потрясающая новость.

Спустя четыре года ты станешь прапорщиком с месячным окладом в 1,260 долларов.

Да-да, звучит как сумасшедшая сумма, на которую можно купить столько пиццы... Но это не главное.

Главное – ты будешь задрафтован первым в «Сан-Антонио».

Контракт на 3 миллиона с миллионом в виде бонуса.

Представь, ты на базе подводных лодок в Кингс Бэй, Джорджии, отбываешь свою двухлетнюю службу, и тут тебе приходит чек на миллион долларов.

1

Вот он – самый сюрреалистичный момент твоей жизни. Сидишь у пульта управления Баффало в роли инженера, думаешь: Ничего себе, у меня теперь миллион долларов на банковском счету.

Здесь и кроется поворотный момент твоей жизни. 

Вот почему я хотел попросить тебя настолько тщательно подумать над вопросом, который засядет в голове тем вечером, после проваленного испытания.

Ради чего я это делаю?

Пишу тебе я, уже несколько более взрослый и чуть-чуть седой. Ты еще столько потрясающих вещей испытаешь, тебя ждет столько веселья.

Дважды станешь обладателем золотых олимпийских медалей. Дважды выиграешь НБА. Подпишешь огромное число контрактов. А после завершения карьеры начнешь вторую жизнь в качестве бизнесмена.

Впрочем, вопрос с повестки дня так и не ушел. Для всего – проваленного испытания, банковского счета, жизни после НБА – остается один вопрос.

Ради чего я это делаю?

Ты заработаешь сильно больше, чем даже в мечтах деда. Мой тебе совет – сохрани первые миллионы нетронутыми. На армейский оклад вполне себе можно жить. Этого более чем достаточно.

Честность и характер – вот за что тебя станут уважать коллеги, а не за заработанные деньги. Да даже если ты и захочешь показать себя, разве поездка вокруг военно-морской базы на Ferrari что-нибудь или кого-нибудь изменит? Разве поможет?

1

Используй свои финансы грамотно, инвестируй в афроамериканское сообщество. Знакомься с влиятельными людьми на своем карьерном пути, действуй так, чтобы создать фонд мотивации молодых парней. Таких, как ты. Тех, кого нужно подтолкнуть на пути к мечте.

Ненавижу об этом говорить, но в будущем время станет попросту неумолимым. Мир станет сложным для таких детей, каким был ты. И не у каждого из них будет перед глазами такой пример, как твой дед.

Так что прежде чем я удалюсь, запомни две вещи:

Не расстраивайся сильно из-за того норматива по плаванию. Помни, как твой отец учил с тобой слова. Тренируйся, парень.

И еще – когда получишь свой первый крупный денежный бонус, не думай о том, куда его потратить. Вернее, не задумывайся, куда бы ты потратил миллион долларов. Подумай лучше, как твой дед потратил сотню.

Когда все вокруг рушится, доверься Богу.

С уважением,

Дэвид Робинсон