23 мин.

16 команд-явлений НБА 2010-х. Выбираем ультимативный символ эпохи

Первый раунд.

«Голден Стэйт Сплэш Бразерс»

Статус: самая веселая команда десятилетия

Лучшая версия: 2015/16, 73-9 в регулярном чемпионате, 15-9 в плей-офф, net rating – 10,7 очка

Смертельная пятерка: Стеф Карри – Клэй Томпсон – Андре Игудала – Харрисон Барнс – Дрэймонд Грин

vs

Мориболл «Рокетс»

Статус: аналитическая модель, развернувшая баскетбол в сторону бесконечных трехочковых

Лучшая версия: 2017/18, 65-17 в регулярном чемпионате, 11-6 в плей-офф, net rating – 8,6 очка

Смертельная пятерка: Джеймс Харден – Крис Пол – Тревор Ариза – Пи Джей Такер – Клинт Капела

«Уорриорс» и «Рокетс» не только встречались пять раз в плей-офф, эти команды – главные антагонисты второй половины десятилетия. Антагонисты в том числе и с точки зрения баскетбольной философии.

«Рокетс» – это просчитанный на компьютере и оттого схематичный баскетбол. Он зациклен исключительно на результат и не особенно впечатляет зрителей: Джеймс Харден подолгу держит мяч и ищет любой способ встать на линию, команда выбрасывает больше 40 трехочковых, а фронт-офис придумывает все новые способы обойти правила лиги.

«Уорриорс» – это воплощение организованного хаоса, в котором звезды отвлекают на себя внимание и дают возможность сиять ролевым исполнителям. Стив Керр видел в своей команде продолжение абсолютного командного баскетбола «Чикаго» и «Сперс»: ради того, чтобы вовлечь в игру каждого на паркете, он даже уходил от более эффективных, но нарушающих «философию равных возможностей» элементов.

В плей-офф «Голден Стэйт» неизменно брал верх. И через это закрепил основное преимущество перед соперником – преимущество эстетическое.

«Уорриорс» – самая яркая команда десятилетия. «Рокетс» превратили баскетбол в смесь штрафных и трехочковых, между которыми их лидеры бесконечно стучат мячом.

Стеф Карри вырос в самого любимого игрока НБА. Джеймс Харден и сам прекрасно понимает, за что его ненавидят.

Старый добрый командный баскетбол в это десятилетие серьезно пострадал, но все же выстоял перед бездушной компьютерной моделью.

Чемпионский «Торонто»

Статус: команда-одногодка, которой удалось свалить династию «Уорриорс»

Лучшая версия: 2018/19, 58-24 в регулярном чемпионате, 16-8 в плей-офф, net rating – 6 очков

Смертельная пятерка: Кайл Лаури – Дэнни Грин – Кавай Ленард – Паскаль Сиакам – Марк Газоль

vs

Последние финалы Грегга Поповича

Статус: исторический идеал тренерской команды без ярко выраженных звезд

Лучшая версия: 2013/14, 62-20 в регулярном чемпионате, 16-7 в плей-офф, net rating – 8,1 очка

Смертельная пятерка: Тони Паркер – Дэнни Грин – Кавай Ленард – Борис Диао – Тим Данкан

Противостояние в этой паре пойдет по многим линиям:

– команда, трепетно выращивающая костяк, против шоу одного сезона;

– тренер-ветеран против дебютанта;

– грандиозная история возвращения после поражения в финале-2013 против отсутствия какого-либо сопутствующего нарратива…

Это не просто сюжеты. Это такой вариант пенетрометра, позволяющий легко увидеть эволюционный срез лиги за эти годы.

Но даже все это уступает центральной дуэли: Кавай Ленард, послушный падаван старших товарищей, против Кавая Ленарда, который силой собственной воли протаскивает команду не через одну серию плей-офф.

Под первого у «Сан-Антонио» не существует даже специальных комбинаций: он сосредотачивается на игре в защите и выполняет свободные броски. Он даже может позволить себе дрогнуть психологически – как в финале-2013, когда его промах с линии поможет «Майами» спастись. Этот Кавай загнан в жесткие рамки командного баскетбола: даже когда его признают MVP финальной серии, это становится лишь поводом для насмешек.

Второй ушел из «Сперс», чтобы по полной насладиться абсолютной властью суперзвезды. Он готов брать на себя столько, сколько вообще ему дает команда, а потому показывает статистику, которой не было ни у кого со времен Майкла Джордана. Он и сам все больше напоминает Джордана и по манере игры, и по неумолимому движению к цели. Этот Кавай даже не знает, что такое нервы: выводит «Рэпторс» дальше точным попаданием под сирену об окончании седьмого матча.

«Торонто» Кавая против «Сперс» Поповича – это противостояние баскетбольного эгоизма и баскетбольного альтруизма.

С одной стороны, очень талантливая бригада выстроена так, чтобы подчеркнуть достоинства лидера, чтобы доверить ему все броски, чтобы разгрузить его за счет глубины и общей работы в защите.

С другой, полноценная пятерка звезд, настолько подчиненных общей цели, что очень долго на приз MVP финальной серии претендует даже Дэнни Грин. Потому что главным лидером, звездой и источником разнообразных чудес остается направляющий их тренер.

Обе, кстати, отстояли право на существование, когда подняли над головами кубок Лэрри О’Брайена.

«Лоб-Сити Клипперс»

Статус: самая гламурная команда десятилетия

Лучшая версия: 2013/14, 57-25 в регулярном чемпионате, 6-7 в плей-офф, net rating – 7,3 очка

Смертельная пятерка: Крис Пол – Джей Джей Редик – Мэтт Барнс – Блэйк Гриффин – Деандре Джордан

vs

«Грит-энд-Грайнд Мемфиса»

Статус: самая брутальная команда десятилетия

Лучшая версия: 2012/13, 56-26 в регулярном чемпионате, 8-7 в плей-офф, net rating – 3,6 очка

Смертельная пятерка: Майк Конли – Тони Аллен – Тэйшоун Принс – Зак Рэндолф – Марк Газоль

Это противостояние так было нужно всем, что оно родилось практически из ниоткуда.

Дэвид Стерн заблокировал переход Криса Пола в «Лейкерс». И «Клипперс» приобрели собственное «Большое Трио».

«Мемфис» расстался с Руди Гэем, вроде бы своей главной звездой, и тут же обрел и слаженность, и новую философию, и новых лидеров.

Они сошлись как лед и пламень, вернее, как говновоз, заехавший на мегавечеринку.

«Клипперс» впервые стали первой командой Лос-Анджелеса, как минимум, исходя из турнирной таблицы. И приняли на себя все внешние атрибуты таковой – преувеличенность ожиданий, гипервнимание к конфликтным ситуациям, чрезмерное присутствие в медийной сфере. «Клипперс» собирались, прежде всего, под результат, под качественное взаимодействие, но мгновенно стали позиционироваться еще и как эстетическое явление: «Лоб-Сити», бесконечный аттракцион из парашютов Криса Пола и морально опустошающих данков Блэйка Гриффина. На фоне полнейшего упадка в «Лейкерс» эта команда заставляла о себе говорить постоянно: здесь и тренер-чемпион с мощными цитатами, и вздорный лидер-перфекционист, и не расстающиеся и за пределами площадки партнеры по передней линии. Обертка у этих «Клипперс» была гораздо занимательнее сущности. Неслучайно, самый яркий эпизод для нее приключился за пределами паркета – это драма с не состоявшимся переездом Деандре Джордана в Даллас (даже здесь Дональд Стерлинг пролетел мимо).

«Мемфис» естественным образом стал антиподом «Клипперс». Минимальное освещение со стороны национальной прессы. Весь околобаскетбольный антураж сведен к школьным фотографиям пузатого Газоля, зрелище так себе. Жизнь реальной команды с ранее собирающим скандальные истории Заком Рэндолфом, с умеющим увольнять тренеров Марком Газолем, с наказывающим партнеров кулаками Тони Алленом исчезла. Ее заменили вывеска «Грит-энд-Грайнд» и цитата Майка Конли, как важно для разыгрывающего считать, сколько владений получают его партнеры. «Гризлис» нисколько не заботились о том, как все выглядело: а выглядело так, будто медведи разных цветов, размеров и подвидов выползают из берлог, чтобы разрывать соперников на каждом квадратном сантиметре площадки. «Мемфис» – последняя команда в истории НБА, которая сумела нивелировать технико-тактические несовершенства при помощи старомодной защиты, подпитываемой источником неудержимой брутальности. Их могли превосходить в таланте, но никому они не уступали в усердии и дерзости. Мгновенно такой вот «Мемфис» превратился в символ всего рабочего города.

История довольно зло подшутила над этой парой.

«Клипперс» так и не вышли из второго раунда. «Мемфис» лишь однажды оказался в финале конференции, где выяснилось, что пропасть в таланте не всегда можно перекрыть исключительным напором.

По сути, с точки зрения исторической перспективы они были нужны именно для ежегодных междоусобных махачей в плей-офф. Именно в них характерные черты обеих команд проявлялись в полной мере: умный Газоль и атлетичный Джордан, злобный Зак и юморной Гриффин, отдающий все партнерам Конли и замыкающий все на себе Крис Пол...

Без друг друга они не имели никакого смысла.

Последний титул Кобе

 Статус: самый неэффективный чемпион десятилетия

Лучшая версия: 2009/10, 57-25 в регулярном чемпионате, 16-7 в плей-офф, net rating – 5,1 очка

Смертельная пятерка: Дерек Фишер – Кобе Брайант – Рон Артест – Ламар Одом – Пау Газоль

vs

Последние сезоны «Большой Троицы» «Бостона»

Статус: последняя команда суперзвезд, которую любили все

Лучшая версия: 2009/10, 50-32 в регулярном чемпионате, 15-9 в плей-офф, net rating – 3,9 очка

Смертельная пятерка: Рэджон Рондо – Рэй Аллен – Пол Пирс – Кевин Гарнетт – Кендрик Перкинс

Треугольное нападение. Разыгрывающий без броска. Рубка классических центровых в усах как один из ключевых моментов. Супергеройский баскетбол с множеством плохих бросков – дальних двухочковых. Кокаиновый угар после финальной серии. Лекция о психотерапии и вообще обо всем от Рона Артеста. Быстрые атаки, которые выглядят неторопливыми на фоне современного баскетбола. Тренер из 90-х в качестве главного героя. 6 из 24 у лидера побеждающей команды в седьмом матче финала. «Большое Трио», собранное за счет обменов заслуженных, исстрадавшихся ветеранов и оттого все еще любимое.

«Лейкерс» – «Бостон» – это не только центральное противостояние НБА, это еще и отголосок эпохи, которая ушла безвозвратно.

И те, и другие, впрочем, остались в качестве ориентиров в стремительно эволюционирующем баскетболе.

«Большое Трио» постепенно трансформировалось в драматичное реалити-шоу как последняя команда, которая исповедовала традиционные отношения между звездами и болельщиками. После «Решения» и последующих переходов эмоциональная связь становилась все тоньше и тоньше. Но в «Бостоне», как нигде, этот переход сопровождался болезненной ломкой. Рэя Аллена хотели обменять, но его уход в стан «Майами» навсегда сохранил за ним наименование Иуды. Дэнни Эйндж извлек максимум из обмена Пирса и Гарнетта, но с таким же успехом мог бы принести в жертву на центральной площади Бостона внуков Реда Ауэрбаха. Рэджон Рондо перестал выкладываться, но в сердцах оставался одним из символов победы-2008. Каждый новый шаг вскрывал особенную привязанность бостонцев к любимой команде, привязанность, которая плохо сочетается с нынешними волатильными временами. И эти чувства были доступны примерно всем, потому что в ту эпоху еще было принято хейтить только тех, кто этого действительно заслуживал.

«Лейкерс» же все больше мифологизировались адептами цифрового баскетбола и превратились в своеобразную точку отсчета, в самое дно эффективности. Они объединялись системой, которая исчезла из НБА вместе с уходом Фила Джексона. Получали существенную помощь от сомнительных сейчас персонажей вроде Эндрю Байнэма, закончившего с баскетболом на дорожке для боулинга, 12-часового суперснайпера Саши Вуячича и Ламара Одома, в книге которого из 300 страниц максимум семь посвящены завоеванию чемпионских титулов. Их дважды спас по ходу плей-офф-2010 Рон Артест, человек, не раз признававшийся в том, что треугольное нападение для него слишком сложно и он зачастую сам не понимает, куда надо бежать. Ну и в основе их существования лежал традиционный для прежних эпох, но не для нынешней разлад между тренером и лидером: Кобе завоевал всеобщее обожание в том числе и тем, что шел против системы, что стремился совершать более тяжелые броски, что продолжал атаковать вопреки всему.

«Бостон» «Большого Трио» и «Лейкерс» Кобе Брайанта сейчас выглядят глупыми и несовременными. Вот только в них было все, благодаря чему баскетбол невозможно было не любить.

Возвращение Леброна в «Кэвс»

Статус: лучшая команда главного игрока десятилетия

Лучшая версия: 2015/16, 57-25 в регулярном чемпионате, 16-5 в плей-офф, net rating – 6,4 очка

Смертельная пятерка: Кайри Ирвинг – Джей Ар Смит – Леброн Джеймс – Кевин Лав – Тристан Томпсон

vs

«Чикаго» сержанта Тибодо

Статус: команда, которая в прямом смысле слова пыталась умереть на площадке

Лучшая версия: 2010/11, 62-20 в регулярном чемпионате, 9-7 в плей-офф, net rating – 8 очков

Смертельная пятерка: Деррик Роуз – Кайл Корвер – Луол Денг – Карлос Бузер – Жоаким Ноа

Забавно, что «Кливленд» Леброна и «Чикаго» Тибодо встретились в критический для обеих команд момент. В плей-офф 2015-го «Буллс» выигрывали 2-1 и были в одном владении от того, чтобы взять и четвертый матч серии: судьи не заметили, как Дэвид Блатт пытался взять тайм-аут, которого у него не было, а Леброн Джеймс пошел против воли тренера и разыгрывал комбинацию «Взял мяч – #####», впоследствии известную как «Чикаго».

Тогда они еще играли примерно в одинаковый баскетбол.

После этого «Кливленд» отказался от тренера Блатта и превратился в одну из лучших атакующих команд в истории.

«Чикаго» же просто разложился: защита перестала быть равноценным атаке фактором баскетбола, сержантские методы Тибодо перестали действовать, те, из кого он выжимал последнее, в его системе старели примерно как собаки и после этого перестали быть значимыми игроками. 

И «Кливленд», и «Чикаго», по сути, сфокусировались на единственной, определяющей все их существование цели.

Для «Кэвз» это была победа в чемпионате. Совершенно нереальный опыт для любой команды из «Кливленда».

Для «Чикаго» – это победа над Леброном, которого они ненавидели всем сердцем, ненавидели так, как ненавидел никто больше.

Вряд ли кто-то будет спорить при этом с тем, что «Чикаго» был гораздо целостнее и мощнее, даже с учетом всей локальности явления. Где еще люди попадали в больницу из-за того, что слишком сильно выкладывались в матчах. Где еще неуловимый сгусток энергии пер под щит и ставил сверху так, что разрушал свои же колени. Где еще не боялись говорить Леброну в лицо, до чего омерзителен им он и его Кливленд. Где еще центровой с самым уродливым броском в баскетболе мог бороться за приз MVP. Где еще команда сплачивалась в защите так, что вытащить ее мог не какой-нибудь Майкл Джордан, а хотя бы и Нэйт Робинсон… А верховодил этим человек-пингвин, чей сиплый голос регулярно врывался в трансляции.

Они выкладывались каждый день. И потому в плей-офф не только не могли прибавить, а зачастую страдали из-за безумных нагрузок – не выдерживали гонку со временем.

«Кливленд» же выстрелил благодаря четкому пониманию новых трендов.

Здесь началась практика экономного режима и пришло понимание, что команда начинает строиться ближе к плей-офф.

Здесь удалось легко переформатировать состав под атаку и создать группу снайперов, облегчающих жизнь Леброну.

Здесь удалось раскрыть суперзвезд благодаря комбинации и аналитических данных, и все более придирчивого судейства.

Тот «Кливленд» – это защита Кевина Лава в концовке седьмого матча.

Тот «Кливленд» – это удивительная психологическая работа с Кайри Ирвингом, благодаря которой он превратился в человека, дающего по 40 очков за матч и хладнокровно кладущего решающий мяч.

Тот «Кливленд» – это Леброн-сверхчеловек, доминирующий во всех игровых аспектах и сметающий одного защитника за другим.

Тот «Кливленд» – это непонятная со стороны вера в себя. Тайрон Лю заложил конверт с деньгами в раздевалке «Голден Стэйт» с обещанием, что команда вернется туда ради седьмого матча.

«Майами Хитлз»

 Статус: первая в истории суперкоманда, созданная волевым решением игроков

Лучшая версия: 2012/13, 66-16 в регулярном чемпионате, 16-7 в плей-офф, net rating – 8,5 очка

Смертельная пятерка: Марио Чалмерс – Дуэйн Уэйд – Леброн Джеймс – Шейн Баттье – Крис Бош

vs

«Индиана» Пола Джорджа

Статус: команда, которая могла приостановить ход эволюции, но провалилась

Лучшая версия: 2013/14, 56-26 в регулярном чемпионате, 10-9 в плей-офф, net rating – 4,8 очка

Смертельная пятерка: Джордж Хилл – Лэнс Стивенсон – Пол Джордж – Дэвид Уэст – Рой Хибберт

За исключением аппарата искусственного продувания ушей, та «Индиана» ничем не примечательна.

Ее лидеру – Полу Джорджу – тогда было всего 22-23 года, и он вышел из тени исключительно благодаря травме Дэнни Грэйнджера.

Ее определяющий игрок – Рой Хибберт – через несколько лет исчез из баскетбола, так как перестал успевать за эволюционным процессом.

Ее вожак – Дэвид Уэст – после всех травм уже и воспринимал себя исключительно как вспомогательную опцию. Ну и специалиста по раздаче подзатыльников.

Ее тренер не показал больше в карьере ничего сколько-нибудь достойного со всеми другими коллективами (и чуточку исправил это лишь двумя месяцами с «Лейкерс» Энтони Дэвиса и суперлегкого расписания).

И все же так получилось, что именно эта «Индиана» – не звездная, но монолитная, супермощная – встала на пути у исторического прогресса.

Прогресс олицетворяли «Хит», одна из самых влиятельных команд десятилетия.

«Хит» были новыми во всем.

В форме образования. Впервые звезды на пике решили покинуть родные места, чтобы объединиться друг с другом.

В стиле. Никто не рефлексировал в столь открытой манере раньше: начиная с пресловутого шоу «Не один, не два, не три» и заканчивая историей Райли о том, как три богатыря ворвались к нему в кабинет, чтобы уволить Споэльстру.

В отношении к ним. Решение разорвать с базами клубных болельщиков в пользу личных фанов сразу настроило всех против «Майами» и привело к тому, что больше ненавидели разве что совсем хулиганские образования вроде «Бэд Бойз».

И, конечно, в тактике.

Эрик Споэльстра насмотрелся американского футбола и пришел к системе с баскетбольным квотербеком, под которого расчищается площадка. С «Хит» началась трехочковая артподготовка, повальный переход на маленькие пятерки, гиперважность растягивающих «больших» и даже болезненная помешанность на статистике: в какой-то момент Леброн перестал бросать трехочковые и поставил себе цель выдавать не меньше 60% с игры.

И вот под летящий в будущее бронепоезд всех этих новшеств и попала «Индиана», созданная Лэрри Бердом. Противопоставить она могла «Хит» мощь как таковую, габариты стартовой пятерки, вертикальную игру Роя Хибберта, руки Дэвида Уэста размером с ноги …

«Хит» – и исторический процесс в их лице – снесли и эту последнюю преграду. Если чего «Индиана» и добилась, так только того, что в этих очных сериях «Майами» еще более убеждали самих себя и последователей, что именно в этом направлении и нужно двигаться.

Чемпионский «Даллас»

Статус: самый любимый чемпион десятилетия

Лучшая версия: 2010/11, 57-25 в регулярном чемпионате, 16-5 в плей-офф, net rating – 4,7 очка

Смертельная пятерка: Джейсон Кидд – Джейсон Терри – Шон Мэрион – Дирк Новицки – Тайсон Чендлер

vs

«Оклахома» Уэстбрука-Дюрэнта

Статус: потенциальная команда-династия, не сложившаяся из-за подозрительного невезения и странных межличностных отношений

Лучшая версия: 2015/16, 55-27 в регулярном чемпионате, 11-7 в плей-офф, net rating – 7,5 очка

Смертельная пятерка: Расселл Уэстбрук – Андре Роберсон – Кевин Дюрэнт – Серж Ибака – Стивен Адамс

Задолго до того как на Sports.ru появился заголовок «Чоклахома», главным чокером НБА считался мягкотелый немец Дирк Новицки.

Как и Дюрэнт, он воспитывался в необычных, тепличных условиях. Как и Дюрэнт, обладал феноменальным сочетанием роста и броска с дистанции. Как и Дюрэнт, оставался на втором плане, чужаком даже в командах, где был безусловным лидером. Получил MVP, но проиграл в первом раунде – Дюрэнт проиграл во втором раунде, едва потерял Уэстбрука. Как и Дюрэнт, довел команду до финала, но уступил там, ведя в счете. Как и Дюрэнт, всегда чувствовал, что команда ему как будто не принадлежит – только в его случае ему приходилось терпеть не узурпирующего мяч разыгрывающего, а сумасбродного владельца. Как и Дюрэнт, он не всегда понимал, какого черта устраивают менеджеры, раздающие сотни миллионов деревянным центровым.

И что? Он дезертировал и объединился с Нэшем?

Нет, в один прекрасный день Новицки, сидя на скамейке запасных, повернулся к лопочущему Марку Кьюбану и сказал: «Завали!»

И все сложилось.

Новицки было 32 года, когда «Даллас» разломал все стереотипы.

В «Далласе» нет ничего от этого десятилетия. Их лидер отыграл больше, чем кто-либо еще, в одном клубе. Их баскетбол отталкивался от традиционных позиций и был построен вокруг супергеройств лидера на средней дистанции. За них добегали отпущенные им богом мили заметные люди из нулевых (Батлер, Стивенсон, Кидд, Мэрион, Чендлер, Стоякович).

Это просто история про терпение и внутреннюю гордость. «Даллас» слишком долго ждал своего и дождался уже в новом десятилетии.

Новицки прошел через все возможные унижения, чтобы вынырнуть из них всеобщим любимчиком, который схватился в одиночку против трех звезд нового времени и опрокинул империю зла.

Модернистской «Оклахоме» этого терпения как раз не хватило.

«Тандер» мощнее «Далласа» по игре, у их лидера гораздо более высокий потолок, такого подбора таланта вокруг Новицки невозможно было бы и представить…   

И вот каждый год реальность напоминала им, что нельзя быть на свете настолько талантливыми: колено Уэстбрука, нога Дюрэнта, несколько травм Ибаки…

Болельщики «Тандер» продолжали повторять, что в здоровом состоянии их команда почти никому не проигрывает. И не ошиблись: по большому счету «Оклахома» основательно влетела лишь дважды, оба раза лучшим командам десятилетия, в начале эры «Хит» Леброна Джеймса, в конце – «Голден Стэйт»-73-9.

Вот только именно последнее – с упущенными 3-1, с кошмарными ошибками в шестом и седьмом матчах, с продолжающимися до сих пор разбирательствами между лидерами – и поставило восклицательный знак под существованием «Тандер» Уэстбрука-Дюрэнта.

Новицки продолжал бы терпеть и взял бы свое хотя бы в другом десятилетии. Его последователь выбрал самый простой путь и один махом вычеркнул этот период как провальный.

«Голден Стэйт Хэмптонс Файв»

Статус: лучшая команда десятилетия

Лучшая версия: 2016/17, 67-15 в регулярном чемпионате, 16-1 в плей-офф, net rating – 11,6 очка

Смертельная пятерка: Стеф Карри – Клей Томпсон – Андре Игудала – Кевин Дюрэнт – Дрэймонд Грин

vs

«Оклахома» Дюрэнта-Уэстбрука-Хардена

Статус: команда, которая должна была стать лучшей в этом десятилетии

Лучшая версия: 2011/12, 47-19 в регулярном чемпионате, 13-7 в плей-офф, net rating – 6,2 очка

Смертельная пятерка: Расселл Уэстбрук – Джеймс Харден – Кевин Дюрэнт – Серж Ибака – Кендрик Перкинс

Всего лишь две истории о том, что жизнь – это сложная штука.

Мы ждали, что это десятилетие пройдет под знаком «Оклахомы». Клуб, украденный у Сиэтла, растил в полной гармонии трех MVP десятилетия, обладал практически неисчерпаемым запасом приятных активов и юным вундеркиндом из системы «Сперс» на должности генерального менеджера, создал такую атмосферу в зале, в которой нельзя было проигрывать.

Что могло пойти не так?

Все счастливые команды счастливы одинаково, все провальные – разрушаются уникальным образом.

«Тандер» развалились из-за жадности владельцев, из-за травм, из-за слабых тренеров, из-за психологических дефектов лидеров.

Финал-12 так и остался главным достижением той команды. Туда они вылезли на атлетизме, на потрясающем сочетании таланта, на взаимозаменяемости звезд.

И когда казалось, что наступает новая эпоха, все пошло наперекосяк. 

Тот финал в итоге стал предвестником всей эры: Расселл Уэстбрук брал на себя слишком много, но этого не хватало, а остальные застенчиво ушли в тень.

Потом «Тандер» не стал ждать и поспешил избавиться от Хардена раньше, чем кто-либо вообще понял, что это вообще было.

Тренеры практически ничего не добавили к их атлетизму и таланту играть один на один. 

И вот десятилетие еще не завершилось, а все три MVP уже выступают за совсем другие команды.

Никаких намеков на то, что «Голден Стэйт» разорвет десятилетие, не считывалось еще тогда, когда весь зал освистывал Джо Лэйкоба за обмен Монты Эллиса.

Зато новый владелец опередил лигу на световые годы в плане удачи.

В неоднозначной ситуации он поставил на тогда еще поломанного Стефа Карри в качестве лидера.

Его менеджеры выбрали под не самыми очевидными номерами костяк новой команды, в том числе второго снайпера в истории лиги и лучшего защитника десятилетия.

Он усилился человеком, который лучше всех подходил для опеки Леброна Джеймса.

Он уволил побеждающего и любимого командой тренера Марка Джексона и взял мужичка без опыта, но зато с неистощимым запасом самоиронии.

И он ждал, когда подскочит потолок зарплат, чтобы забрать себе еще и Дюрэнта и создать небывалый костяк из четырех игроков в топ-20 игроков десятилетия. 

«Хэмптонс Файв» воплотили весь долгий процесс баскетбольной и околобаскетбольной эволюции НБА. Но от прочих величайших команд их отличает главным образом непредсказуемость появления. «Лейкерс» Шакобе ждали, считая каждый сквозняк в серии с «Ютой», Пиппена и Хораса Гранта едва ли не поливали из лейки, чтобы они росли быстрее, Мэджик Джонсон пришел спасать Джаббара, а Берд всегда мог рассчитывать на опытный костяк из ветеранов вокруг. Уникальная фишка десятилетия в том, что супердинастия, которую ждали в Оклахоме, выросла в Окленде.