8 мин.

Евгения Медведева, как противовес бликовому миру

На сегодняшний день, благодаря СМИ, Олимпийские игры, стали  глобальным явлением, какими мы их знаем сейчас. Этому способствует несколько факторов. 

Во-первых, именно СМИ, сразу оговоримся, что в основном это характерно для западного мироощущения, во многом создают определенную «реальность», то есть некое пространство людей, которых нам преподносят в качестве носителей определенных ценностей, которых должен придерживаться весь цивилизованный мир, причем вне зависимости от того насколько реальны их спортивные заслуги и действительно ли они являются носителями этих ценностей. Подобная реальность создает наше восприятие и интерпретацию мира, в котором мы живем. Отсюда, нет ничего удивительного, что именно СМИ, главные спонсоры Олимпийских игр и иных крупных спортивных мероприятий, например, Чемпионата мира по футболу.

Правда, иногда, эта система дает сбои и персонажи, настоящие лица которых были скрыты, за почти идеальным макияжем, демонстрируют свое истинное «Я», как было с велогонщиком Лесном Армстронгом, которого рисовали и как «совесть мира» и как самого великого спортсмена и прочее. После же всем известного допингового скандала 2001 года, выяснилось, что всё что сообщалось об Армстронге самый обыкновенный фейк, фактически один из главных разоблаченных фейков о спорте.

Система ломается и когда появляются люди, подобные Евгении Медведевой, которая, не являясь продуктом информационной пропаганды, своей искренностью просто делает миллионы людей на Планете счастливыми, не прибегая при этом ни к какому допингу, будь то легальному или нелегальному и своим мастерством эту «систему» подчиняет себе, возвращает истинную магию спорта, действительно становясь примером для подражания. 

   

Евгения Медведева

Что же такого необычного в Евгении Медведевой?

При изучении данного вопроса следует обратиться к работам французского писателя Ги Дебора, в частности к его книге «Общество спектакля»

Общество спектакля или Общество зрелища (фр. La Société du spectacle) — политическо-философский трактат, написанный Ги Дебором в 1967 году, в то время, когда телевидение стало очень важным для Олимпийских игр. Книга посвящена анализу и критике общества, как в его западной (капиталистической) вариации, которая определяется как «общество распылённого зрелища», так и советской системы («общество централизованного зрелища» по Дебору) с леворадикальных (анархо-марксистских) позиций.

Суть современного состояния Ги Дебор определяет, как утрату непосредственности: «всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Термин «спектакль» означает «самостоятельное движение неживого» или «общественные отношения, опосредованные образами». Важную роль в становлении общества спектакля сыграли средства массовой информации: «это новшество обернулось настоящим Троянским конём», — пишет Ги Дебор. В книге проводится также детальный анализ марксизма и развития революционной теории, которая оказалась перед лицом двух новых факторов: революционной иллюзии и классовой бюрократии. В этом смысле Дебор предрек крах Советского Союза именно, как жертвы этой классовой бюрократии.

Ги де Бор

По словам Дебора, зрелище - это не группа или совокупность образов, но общественные отношения между людьми медиатизированными различными образами.

Это замечание достигло особой актуальности в современном обществе, где оно соединяется не только в реальном мире, но и в виртуальном. Сегодня социальные сети определяют наше положение в обществе, что мы думаем и какие у нас особенности и видение мира. Тезисы Дебора в наше время обретает новый смысл путем непрерывного обмена символами, образами, продуктами и смыслами, размещенными на веб-сайтах и в социальных сетях.

То есть сегодня исчезает старая концепция классической культуры гуманистки, основанной на традициях Греции, Рима, возрождения и барокко. Заменяется эта концепция «бликовым миром» образов и эмоций.

Как мы увидим впоследствии, это объясняет некоторые из причин успешного привлечения телевизионной аудитории во время проведения Олимпийских игр и других спортивных событий. Проведение Олимпийских игр - гарантия эмоций, с помощью изображения соревнований. Причем зачастую вне зависимости от того насколько реальны соревнования и лица в них участвующие. Кроме того, неопределенность спортивных соревнований идеально подходит с аудиовизуальной культуры. Неопределенность о том, кто станет победителем, является идеальным ингредиентом для успеха в прямом эфире в аудиовизуальном мире.

То есть Олимпиада  исчезает, как явление социокультурное – основанное де Кубертеном, как раз на принципах гуманистки и самосовершенствования и превращается в инструмент удовлетворения человеческих эмоций.

Этот мир есть не что иное, как гнетущее псевдо-наслаждение. С блаженным приятием действительности может хорошо сочетаться показной бунт — и этим выражается то, что даже неудовольствие превратилось в некий товар – отмечает Дебор.

Общество спектакля

Сегодня, приходится отмечать, что мы живем в мире, где внешность более важна, чем реальность. И это, как никогда заметно на примере сферы спорта. Ведь реальность (настоящую реальность) сконструировать нельзя, а внешность можно.

Субъектом истории же может стать лишь человек самосозидающий, являющийся господином и обладателем собственного мира – отмечает Дебор - Чтобы действительно разрушить общество зрелища, необходимы люди, которые бы задействовали какую-то практическую силу.

Чтобы проиллюстрировать подобный пример на практике,  как раз обратимся к феномену Евгении Медведевой.

Евгения Медведева

Чем действительно он так примечателен? Ведь многие не понимают всего масштаба её личности. На само деле, тем, что в сегодняшнем противоречивом мире – мире построенным на презрении к духовности, простейшем искусстве, которое подгоняется под примитивные потребности обывательской аудитории, индифферентности к собственному будущему, имморализме в оценке своих и чужих поступков и культе бешеных денег появился человек, который своей работой говорит: «Я могу по-другому!», показывает, что чтобы чего-то в жизни добиться, нужно любить свою профессию, своих близких, работать и через труд развивать себя. И дело не в рекордах и медалях, а в том, как Медведева позиционирует себя. Это как раз и есть та практическая сила, через которую она создает собственный мир, который не желает подчинятся утилитаризму. Этот мир не «бликовый», не основан на скоротечном удовлетворении потребностей, а выращен ежедневной кропотливой работой с искренним желанием доставить людям радость, всё просто.

Евгения Медведева в образе Сейлор Мун

Безусловно такие уникумы, как Медведева рождаются крайне редко. Она своим трудом раздвигает грани возможного в спорте выводя его с уровня соревнования, на уровень чистого и не замутненного скандалами искусства. Она создает царство образов из неприкрытых, искренних эмоций и каждым прокатом демонстрирует, что в мир, в котором мы живем ещё можно и нужно верить, и бороться за то прекрасное, что в нем осталось, но то что мы теряем в суете современного бликового мира. Медведева – это спортсменка для которой нет границ, она полностью свободна в выборе идей, не связанна цепями стандартизации и системности. Её идеи, её творчество вытекает из самой жизни, сложной, многообразная и противоречивая. 

Бунт? Да это бунт. Бунт против унификации, против стандартизации, брошенная перчатка представителям системы, если хотите. Медведева не хочет довольствоваться тем, что уже имеет, она хочет большего. Этот вызов она бросает с улыбкой на губах, с той самой улыбкой которой она покоряет миллионы людей по всему миру. И дело тут не в прыжках и не в стабильности и не в рекордах. Просто Женя изобрела свой собственный чемпионский путь: быть самой собой и не предавать собственные идеалы и мечты ради сиюминутных слабостей и прихотей.

Бунт? Да это бунт. Бунт против унификации, против стандартизации, брошенная перчатка представителям системы, если хотите. Медведева не хочет довольствоваться тем, что уже имеет, она хочет большего. Этот вызов она бросает с улыбкой на губах, с той самой улыбкой которой она покоряет миллионы людей по всему миру. И дело тут не в прыжках и не в стабильности и не в рекордах. Просто Женя изобрела свой собственный чемпионский путь: Быть самой собой и не предавать собственные идеалы и мечты ради сиюминутных слабостей и прихотей.

В этом смысле Евгения — это тот идеал, к которому мы хотим стремиться, а не «король на час», который удовлетворяет подсознание человека и страсть к зрелищам и которого затем сменяет другой король.

Евгения Медведева

Сегодня, когда допинг стал непременным спутником спорта, просто потому, что уровень спортивной стандартизации находятся на грани человеческих возможностей, потому что чем больше у тебя результаты, тем больше ты заработаешь денег, когда фактически движение Олимпизма приходит на место движению Постолимпизму. Миру, в котором спорт – это способ взбития политической пены, мир в котором все покупается и продается, мир конкуренции не спортсменов а юристов, фармацевтических концернов и PR-агентств.

Это как постправда. Когда возникает ситуация, при которой объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям.

Можно ли разрушить эту постправду? Можно! Когда люди подобные Евгении Медведевой рушат все стереотипы и стандартизацию своим простым, искренним желанием доставить людям радость. Ведь в сущности никто же не будет читать пресловутый «доклад Макларена», но, когда весь мир смотрит на эту румяную, радостную девочку, от её чистой улыбки действительно греются сердца по всему миру. В независимости от страны, народа или культуры.  

Евгения Медведева

Пример Медведевой – пример, когда человек через спорт утверждает те самые культурно-гуманистические ценности о которых говорил де Кубертен.  И эти ценности не могут быть остановлены ни правилами, ни стандартами. В конце концов, это тот самый бунт, о котором говорил де Кубертен. Но этот бунт не направлен на разрушение, а на построение нового, справедливого. «Мы наш, мы новый мир построим», ежили угодно. 

Именно для объединения таких людей де Кубертен и возрождал Олимпиаду, как соревнование свободное и открытое для всех, как культуру улучшения себя с перенесением ценностей олимпизма в повседневную жизнь. 

Вот о чем говорил де Кубертен, закладывая в Олимпизм ту модель эффективности в решении целого ряда важных социально-культурных задач. Именно поэтому и стремятся очернить Олимпиаду и Олимпизм, потому что другой модели для общественного развития через спорт попросту нет.