8 мин.

Шедевральный прорыв Ферстаппена в Австрии: провалился на старте, но обогнал всех топов и победил

«Формула-1» снова восхитительна.

Австрийский «Ред Булл Ринг» смело можно назвать территорией одноименной команды: с 2017 года ни один подиум в Шпильберге не обходился без гонщиков с быком на комбинезоне. Более того, в 2018-м Макс Ферстаппен победил здесь в борьбе с «Феррари» – и в 2019-м у него выпал шанс на повторение истории: в квалификации голландец занял третью позицию, но оказался на первом ряду благодаря штрафу Льюиса Хэмилтона.

Наверное, каждый посетитель Гран-при в оранжевом страстно желал, чтобы Макс закончил стартовую прямую лидером, но судьба распорядилась иначе: Ферстаппен выдал худшие первые метры «Формулы-1» последних лет.

Судя по объяснениям босса команды Кристиана Хорнера, против пилота взбунтовалась техника: на RB15 включилась антипробуксовочная система — обороты мотора оказались слишком низкими, и Макс свалился на седьмую позицию. Разочарованию болельщиков не было предела: фавориты из «Феррари» и «Мерседеса» уехали вперед, и вряд ли кто-то в тот момент всерьез надеялся на позицию выше пятой.

Но Ферстаппен не зря в данный момент считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» – он показал, на что способен.

Шикарный прорыв колесо в колесо

Следующие 60 кругов Гран-при голландец потратил на планомерный прошив пелотона — и если Кими Райкконен на «Альфа Ромео» и Ландо Норрис на «Макларене» сдались довольно просто, то с топами пришлось помучиться.

На 51-м круге пало сопротивление Себастьяна Феттеля — даже несмотря на умопомрачительную скорость «Феррари» на прямых.

Пять кругов спустя от Макса пострадал Валттери Боттас.

Льюис Хэмилтон устранился сам: проехал по высокому поребрику, сломал переднее антикрыло и отправился на долгий пит-стоп.

Главный и самый драматичный обгон

Ферстаппен догнал Шарля Леклера к 66 кругу и после серии атак выдал главный по накалу и противоречивости момент дня — воспользовался открытой калиткой монегаска, ворвался на внутреннюю траекторию и оттеснил соперника за внешнюю сторону трека.

Маневр вызвал бурю обсуждений и негодования среди фанатов: половина считала, что Макс действовал слишком жестко, выдавливал Леклера специально и заслужил штраф, вторая половина сочла контакт гоночным инцидентом.

«Это жесткие гонки, – прокомментировал после финиша Макс. – Ты либо участвуешь в них, либо сидишь дома. Если запрещать такие маневры в Гран-при, то какой вообще тогда смысл в «Формуле-1»? Лучше так, чем просто следовать друг за другом и получить скучный заезд, не правда ли?».

«Я был на внешней траектории, сначала все было хорошо, он оставил мне пространство, но на следующем круге все было по-другому: мы столкнулись, и я вылетел за пределы трассы, – описал свое видение Леклер. – После этого у меня уже не была шанса вернуть позицию. Я зол. Мне нужно посмотреть на ситуацию со стороны. Посмотреть повтор. Не знаю, может быть нарушение и было».

Давайте же последуем желанию Шарля и взглянем на онборды.

Макс увидел свободное пространство на внутренней траектории и нырнул в нее, действуя абсолютно по правилам. Его траектория закономерно вышла уже, чем у Леклера, который повернул руль раньше, но здесь нет никакого нарушения.

После преодоления апекса у Леклера все еще было достаточно пространства.

Только затем случился контакт. Но выталкивал ли Макс соперника за пределы трека? Если еще раз изучить онборд, можно увидеть, что он не делал резких движений рулем в сторону «Феррари» – просто ехал по узкой траектории. Почти полный заворот и на апексе.

И на выходе из поворота.

Он даже не смотрел в сторону Леклера – нельзя обвинить его в желании отправить того в гравий.

Что же сделал Макс? Фактически выбрал очень хитрую и дальновидную траекторию, закрывавшую собой весь трек — и он имел право так поступить, поскольку у него было место и возможность для атаки, и он первым въехал на апекс. У Шарля в тот момент оставались три пути: попытаться перекрестить траектории (очень рискованно), продолжать движение по внешней и вылететь за пределы трека или притормозить.

Конечно, с другой стороны при атаке на предыдущем круге Ферстаппен завернул руль еще сильнее.

Но тогда Макс затормозил чуть раньше, а потому успел сбросить скорость перед апексом, получив возможность резче сменить направление без блокировки колес. На 69-м круге Ферстаппен не мог завернуть в том же месте с той же резкостью — тогда бы он столкнулся с недостаточной поворачиваемостью, и дело вообще могло бы закончиться аварией. Голландец подождал, пока машина достаточно замедлится, и выполнил маневр в максимально безопасной манере. Да, он вышел жестким, но в нем не было ни грубости, ни грязи, ни намеренного злого умысла — просто в одном конкретном моменте Ферстаппен лучше Леклера просчитал ситуацию. Шарль же стратегически упустил ситуацию и отчаянно старался удержаться рядом – оттого он и полез в заведомо проигрышную контратаку по внешней.

Тем не менее, стюарды взялись за расследование, но решили никого не наказывать, ведь такой исход мог повредить гонкам в будущем. Если Макса оштрафуют, в пелотоне появится новая оборонительная тактика: освобождать внутреннюю траекторию, рулить в бок атаковавшей машине и потом жаловаться по радио в ожидании наказания. Вряд ли хоть кто-то на планете хочет видеть «Формулу-1» именно такой.

Откуда у «Ред Булл» вообще взялся такой темп?

Казалось бы, проваленный старт и проплешина на шине после блокировки колеса в первом повороте должны были прикончить гонку Ферстаппена — как же ему удалось так полететь и даже обгонять «Феррари» на прямых?

Прежде всего сыграли свойства расположения «Ред Булл Ринга»: Гран-при Австрии проводят на необычной высоте в 640 метров над уровнем моря, из-за чего двигатели внутреннего сгорания теряют в районе 10 процентов эффективности из-за ухудшения эффективности турбонагнетателей — в результате отставание «Хонды» по «бензиновым лошадиным силам» от остальных перестало быть решающим. К тому же на машину Макса установили несколько обновлений, заточенных под работу на торможениях и в медленных поворотах — в результате «Ред Булл» улучшил взаимодействие с шинами. Способность замедляться еще позже тоже сильно помогла Ферстаппену, пилотажный стиль которого завязан на преодоление как можно большей дистанции прямыми отрезками.

Вторым важным аспектом стала работа с шинами: команда не побоялась продержать Макса на поврежденном комплекте «софта» аж 31 круг — на 10 кругов больше, чем всех главных конкурентов (кроме Хэмилтона). Отдельные аплодисменты голландцу за приемлемый темп на старом комплекте — именно довольно быстрый отрезок с 20-го по 30-й помог Ферстаппену сохранить отрывы от лидеров и остаться в гонке. Конечно, большую положительную роль сыграли новые детали, но и Макс снова доказал истинный уровень.

Когда же лидер «Ред Булл» получил свежий «хард», то внезапно оказался быстрее всех конкурентов на 1-1,5 секунды с круга и удержал этот темп до самого финиша. Хоть RB15 и работал на белых ободках лучше «Феррари» весь уик-энд, но Максу нужно было отыграть около 15 секунд (и это без обгонов!) – вряд ли все заслуги можно приписать стратегам.

А безмерная крутость Ферстаппена легко описывается одним небольшим фактом: за гонку он обогнал напарника Пьера Гасли на целый круг (68 секунд), хотя в первый поворот они вошли бок о бок. Просто мегазаезд голландца — он полностью заслужил победу.

10 000 голландских фанатов ревут от обгонов и победы Макса Ферстаппена. Это нечто!

Хэмилтон заблокировал Райкконена. Кими ответил средним пальцем, судьи – штрафом

«Феррари» просто убивает конкурентов на прямых Гран-при Австрии. Везет всем минимум полсекунды с круга

Топовое фото: Gettyimages.ru/Charles Coates