Шедевральный прорыв Ферстаппена в Австрии: провалился на старте, но обогнал всех топов и победил
«Формула-1» снова восхитительна.
Австрийский «Ред Булл Ринг» смело можно назвать территорией одноименной команды: с 2017 года ни один подиум в Шпильберге не обходился без гонщиков с быком на комбинезоне. Более того, в 2018-м Макс Ферстаппен победил здесь в борьбе с «Феррари» – и в 2019-м у него выпал шанс на повторение истории: в квалификации голландец занял третью позицию, но оказался на первом ряду благодаря штрафу Льюиса Хэмилтона.
Наверное, каждый посетитель Гран-при в оранжевом страстно желал, чтобы Макс закончил стартовую прямую лидером, но судьба распорядилась иначе: Ферстаппен выдал худшие первые метры «Формулы-1» последних лет.
Судя по объяснениям босса команды Кристиана Хорнера, против пилота взбунтовалась техника: на RB15 включилась антипробуксовочная система — обороты мотора оказались слишком низкими, и Макс свалился на седьмую позицию. Разочарованию болельщиков не было предела: фавориты из «Феррари» и «Мерседеса» уехали вперед, и вряд ли кто-то в тот момент всерьез надеялся на позицию выше пятой.
Но Ферстаппен не зря в данный момент считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» – он показал, на что способен.
Шикарный прорыв колесо в колесо
Следующие 60 кругов Гран-при голландец потратил на планомерный прошив пелотона — и если Кими Райкконен на «Альфа Ромео» и Ландо Норрис на «Макларене» сдались довольно просто, то с топами пришлось помучиться.
На 51-м круге пало сопротивление Себастьяна Феттеля — даже несмотря на умопомрачительную скорость «Феррари» на прямых.
Пять кругов спустя от Макса пострадал Валттери Боттас.
Льюис Хэмилтон устранился сам: проехал по высокому поребрику, сломал переднее антикрыло и отправился на долгий пит-стоп.
Главный и самый драматичный обгон
Ферстаппен догнал Шарля Леклера к 66 кругу и после серии атак выдал главный по накалу и противоречивости момент дня — воспользовался открытой калиткой монегаска, ворвался на внутреннюю траекторию и оттеснил соперника за внешнюю сторону трека.
Маневр вызвал бурю обсуждений и негодования среди фанатов: половина считала, что Макс действовал слишком жестко, выдавливал Леклера специально и заслужил штраф, вторая половина сочла контакт гоночным инцидентом.
«Это жесткие гонки, – прокомментировал после финиша Макс. – Ты либо участвуешь в них, либо сидишь дома. Если запрещать такие маневры в Гран-при, то какой вообще тогда смысл в «Формуле-1»? Лучше так, чем просто следовать друг за другом и получить скучный заезд, не правда ли?».
«Я был на внешней траектории, сначала все было хорошо, он оставил мне пространство, но на следующем круге все было по-другому: мы столкнулись, и я вылетел за пределы трассы, – описал свое видение Леклер. – После этого у меня уже не была шанса вернуть позицию. Я зол. Мне нужно посмотреть на ситуацию со стороны. Посмотреть повтор. Не знаю, может быть нарушение и было».
Давайте же последуем желанию Шарля и взглянем на онборды.
Макс увидел свободное пространство на внутренней траектории и нырнул в нее, действуя абсолютно по правилам. Его траектория закономерно вышла уже, чем у Леклера, который повернул руль раньше, но здесь нет никакого нарушения.
После преодоления апекса у Леклера все еще было достаточно пространства.
Только затем случился контакт. Но выталкивал ли Макс соперника за пределы трека? Если еще раз изучить онборд, можно увидеть, что он не делал резких движений рулем в сторону «Феррари» – просто ехал по узкой траектории. Почти полный заворот и на апексе.
И на выходе из поворота.
Он даже не смотрел в сторону Леклера – нельзя обвинить его в желании отправить того в гравий.
Что же сделал Макс? Фактически выбрал очень хитрую и дальновидную траекторию, закрывавшую собой весь трек — и он имел право так поступить, поскольку у него было место и возможность для атаки, и он первым въехал на апекс. У Шарля в тот момент оставались три пути: попытаться перекрестить траектории (очень рискованно), продолжать движение по внешней и вылететь за пределы трека или притормозить.
Конечно, с другой стороны при атаке на предыдущем круге Ферстаппен завернул руль еще сильнее.
Но тогда Макс затормозил чуть раньше, а потому успел сбросить скорость перед апексом, получив возможность резче сменить направление без блокировки колес. На 69-м круге Ферстаппен не мог завернуть в том же месте с той же резкостью — тогда бы он столкнулся с недостаточной поворачиваемостью, и дело вообще могло бы закончиться аварией. Голландец подождал, пока машина достаточно замедлится, и выполнил маневр в максимально безопасной манере. Да, он вышел жестким, но в нем не было ни грубости, ни грязи, ни намеренного злого умысла — просто в одном конкретном моменте Ферстаппен лучше Леклера просчитал ситуацию. Шарль же стратегически упустил ситуацию и отчаянно старался удержаться рядом – оттого он и полез в заведомо проигрышную контратаку по внешней.
Тем не менее, стюарды взялись за расследование, но решили никого не наказывать, ведь такой исход мог повредить гонкам в будущем. Если Макса оштрафуют, в пелотоне появится новая оборонительная тактика: освобождать внутреннюю траекторию, рулить в бок атаковавшей машине и потом жаловаться по радио в ожидании наказания. Вряд ли хоть кто-то на планете хочет видеть «Формулу-1» именно такой.
Откуда у «Ред Булл» вообще взялся такой темп?
Казалось бы, проваленный старт и проплешина на шине после блокировки колеса в первом повороте должны были прикончить гонку Ферстаппена — как же ему удалось так полететь и даже обгонять «Феррари» на прямых?
Прежде всего сыграли свойства расположения «Ред Булл Ринга»: Гран-при Австрии проводят на необычной высоте в 640 метров над уровнем моря, из-за чего двигатели внутреннего сгорания теряют в районе 10 процентов эффективности из-за ухудшения эффективности турбонагнетателей — в результате отставание «Хонды» по «бензиновым лошадиным силам» от остальных перестало быть решающим. К тому же на машину Макса установили несколько обновлений, заточенных под работу на торможениях и в медленных поворотах — в результате «Ред Булл» улучшил взаимодействие с шинами. Способность замедляться еще позже тоже сильно помогла Ферстаппену, пилотажный стиль которого завязан на преодоление как можно большей дистанции прямыми отрезками.
Вторым важным аспектом стала работа с шинами: команда не побоялась продержать Макса на поврежденном комплекте «софта» аж 31 круг — на 10 кругов больше, чем всех главных конкурентов (кроме Хэмилтона). Отдельные аплодисменты голландцу за приемлемый темп на старом комплекте — именно довольно быстрый отрезок с 20-го по 30-й помог Ферстаппену сохранить отрывы от лидеров и остаться в гонке. Конечно, большую положительную роль сыграли новые детали, но и Макс снова доказал истинный уровень.
Когда же лидер «Ред Булл» получил свежий «хард», то внезапно оказался быстрее всех конкурентов на 1-1,5 секунды с круга и удержал этот темп до самого финиша. Хоть RB15 и работал на белых ободках лучше «Феррари» весь уик-энд, но Максу нужно было отыграть около 15 секунд (и это без обгонов!) – вряд ли все заслуги можно приписать стратегам.
А безмерная крутость Ферстаппена легко описывается одним небольшим фактом: за гонку он обогнал напарника Пьера Гасли на целый круг (68 секунд), хотя в первый поворот они вошли бок о бок. Просто мегазаезд голландца — он полностью заслужил победу.
10 000 голландских фанатов ревут от обгонов и победы Макса Ферстаппена. Это нечто!
Хэмилтон заблокировал Райкконена. Кими ответил средним пальцем, судьи – штрафом
Топовое фото: Gettyimages.ru/Charles Coates
К слову, Норрис и Сайнс провели просто потрясную гонку, еще раз макнув Абитебуля носом в ... Не знаю, до каких пор в Рено будут терпеть этого пустомелю.
Про "плачь Ярославны" от Ферстапена в тот момент и я напоминать не буду, это как само собой разумеющееся прилагается.
Фраза в эфире "Я теряю мощность!" - троллинг Мерса 99 уровня! Блеск!
Феррари для Феттеля - верное решение с красными шинами. Странно, что Квяту подобную тактику не предложили. У него после неудачной квалы оставалась 2 новеньких комплекта. По крайней мере можно было попробовать. Терять всё равно было нечего..
Макс сегодня был велик просто, давно такого не помню, за это и любишь ф1
Макс был бы достоин победы, если бы чисто прошёл Леклера. На предыдущем круге он попытался это сделать, но понял, что в чистой борьбе не выиграет.
Леклер использовал свой единственный шанс: влезть и надеяться, что у Макса что-то пойдёт не так. Но Макс в контактной борьбе, как бы, родился и вырос, поэтому мастерство Леклера помогло ему только один раз.
«можно увидеть, что он не делал резких движений рулем в сторону «Феррари» – просто ехал по узкой траектории» - ложь. на онборде видно, как Макс выпрямляет траекторию: и движение руля и угол поворота колёс, всё как на ладони. и какая же это «узкая траектория», когда на выходе из поворота, вытолкнув Леклера, Ферстаппен аж двумя колёсами своей машины находится за пределами трассы. узкая траектория была на предыдущем круге, когда Ферстаппен не стал закрывать калитку, хотя находился на полкорпуса впереди, имел на это право, никто бы слова не сказал. но он решил, что уже обогнал, но задние шины Феррари еще позволяли хорошо разгоняться, а движок у них мощнее, так что контратака Леклера прошла.
«он первым въехал на апекс» - ложь. причем настолько тупая, что аж смешно: мотаем статью на 3 фотографии выше и видим, что на апексе машины идут колесо в колесо, нос к носу.
«У Шарля в тот момент оставались три пути: попытаться перекрестить траектории (очень рискованно), продолжать движение по внешней и вылететь за пределы трека или притормозить.» - ложь, ложь и лажа. 1.когда машины идут колесо в колесо, траектории перекрестить нельзя, если бы Леклер оказался позади, то мог бы нырнуть внутрь поворота за спиной РБ, но в данной ситуации Макс был справа а не спереди, Шарлю физически было невозможно ничего перекрестить. 2.вылететь за пределы трека он мог бы и сам, если бы не справился с управлением, но он сам никуда не вылетал, его выбил с трассы Ферстаппен. 3.притормозить означало сдаться, просто выпустить Макса вперёд без сопротивления. интересно, почему автор предлагает притормозить именно Шарлю, а не Максу, например?
«Голландец подождал, пока машина достаточно замедлится, и выполнил маневр в максимально безопасной манере.» - ложь. то есть, всё было более-менее прекрасно до выхода из поворота: Макс слегка расширил перед апексом, чтобы вынудить Леклера оттормозиться, но Шарль ювелирно отработал рулём, чтобы не допустить столкновения и при этом остаться вровень с Ферстаппеном на своей внешней траектории. а затем Ферстаппен всё испортил. он выехал на внешнюю сторону трека, как будто там не было Феррари, только Феррари там была. мог ли он этого не делать? конечно, мог, на предыдущем круге сделал и получил контратаку. и тут возникла дилемма: останешься на своей траектории, есть риск на разгоне снова выпустить Шарля вперёд, толкнёшь его машину - он вылетит, но это будет нарушением правил. когда такие вопросы смущали Ферстаппена? конечно, правила для лузеров, победа любой ценой.
«Шарль же стратегически упустил ситуацию и отчаянно старался удержаться рядом – оттого он и полез в заведомо проигрышную контратаку по внешней.» - ложь. не было там еще контратаки, в тот момент это была оборона своей позиции. Леклер суперграмотно оборонялся, аккуратно и умно, его машина шла явно медленнее, но даже при такой разнице хорошего пилота сложно обогнать. Леклер - хороший пилот. Макс не смог обогнать его честно, он испортил всё впечатление о хорошей гонке, это была грязная победа.
«После преодоления апекса у Леклера все еще было достаточно пространства.Только затем случился контакт. Но выталкивал ли Макс соперника за пределы трека?» - автор, вот после апекса у Леклера было пространство (это правда), а потом (внезапно!) случился контакт. а он что, сам пришёл и сам случился? ехали себе прекрасные Шарль и Макс, а тут пришёл злой контакт и, представьте себе, случился! на вопрос «выталкивал ли Макс соперника за пределы трека?» можно ответить просто: «да, выталкивал», или «нет, не выталкивал». вместо этого автор начинает заниматься словоблудием: "не делал резких движений рулем в сторону «Феррари» (резкое-не резкое, какая разница, если движение рулем БЫЛО), «Почти полный заворот» (лолшто???), «Он даже не смотрел в сторону Леклера» (конечно, это полностью его оправдывает. откуда вы вообще знаете, куда именно Макс смотрел, вы через шлем видели его зрачки?), «выбрал очень хитрую и дальновидную траекторию» (дальновидная траектория, еще один эпистолярный шедевр).
одним словом - ЛАЖА. отмазать Ферстаппена не получилось, статья - просто кровь из глаз.
что касается решения стюардов. вот текст:
Car 33 [Verstappen] sought to overtake car 16 [Leclerc] at Turn 3 on lap 69 by out-braking car 16. When doing so, car 33 was alongside car 16 on the entry of the corner and was in full control of the car while attempting the overtaking move on the inside of car 16.
However, both car 33 and car 16 proceeded to negotiate the corner alongside each other but there was clearly insufficient space for both cars to do so. Shortly after the late apex, while exiting the corner, there was contact between the two cars.
In the totality of the circumstances, we did not consider that either driver was wholly or predominantly to blame for the incident. We consider that this is a racing incident.
лично я считаю данное решение трусливым и политическим. на этап приехало много тысяч болельщиков из Голландии, планируется возвращение в календарь голландского Гран При, впереди бельгийский этап. короче, всё решило бабло. это было не решение стюардов, это было реше
Уже на первой фото видно как Леклер начинает поворачивать, а Макс не впереди него. Просто выехал на траекторию Шарля и все.