9 мин.

Слишком много Арума

Алексей Сукачев – о том, почему после боя Пакьяо – Брэдли он отказывается понимать современный профессиональный бокс.

О неминуемой смерти бокса говорят так часто и настолько навязчиво, что подобные слова стали моветоном в приличном обществе. Рассуждать о фатуме кулачного спорта может Дэйна Уайт, но его положение обязывает. Ну, конечно, фанаты, взвыв после очередного несправедливого исхода – это также часть традиции, неотъемлемая часть и, конечно, простительная. И все это уже приелось, стало просто модным трендом, как Twitter или цветочные татуировки на женских плечах. И вот тогда-то, кто-то возьмет и переперчит.

А ведь можно было догадаться, думал Румата. Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные. («Трудно быть Богом»)

«Привет. Ты это видел?... Ничего подобного я в жизни не видел… Это просто…» У коллеги Потапова есть замечательное свойство сразу же писать итоговый результат, даже если его просят этого не делать. Не со зла, конечно – просто так получается. Поэтому я моментально ткнул на исполнителя (это был Karunesh) и свернул окошко «Вконтакта». Во избежание, как говорится. И, да, я ничего не видел – я просто лег спать после футбола с твердым намерением посмотреть все на свежую голову… Наивно. Следующие пару-тройку часов я перебирал варианты и остановился на двух возможностях, которые, как мне казалось, перекрывали все: или Пакиао вынес крепкоголового Брэдли каким-то особо изощренным образом (как когда-то Хэттона), или он ему проиграл.

СТАКАНЧИКИ ГРАНЕНЫЕ…

Начало, впрочем, не предвещало ничего особенного. Возможно только Пакиао выглядел в этом поединке лучше, чем он выглядел в бою с Маркесом, но иного от бойца, претендующего на звание лучшего на планете, и не ожидалось. Брэдли тоже был предсказуем: работал активно и неточно, много отхватывал слева и при этом прекрасно держал удар.

Перед боем я написал, что у Брэдли нет инструментария, чтобы создать филиппинцу проблемы. Его и не могло быть: Брэдли бьет неплохо, но только на уровне штата Калифорния, что – каламбур – тоже неплохо. Но 12 нокаутов в 28-ми боях? И лишь один (против вконец сдавшего Касамайора) за последние 5 лет? Это не та сила, с которой можно рассчитывать на нокаут в значимом поединке. Скорость у Брэдли есть, но это опять-таки на фоне Эднера Черри или 37-летнего Нейта Кемпбелла, а так Пакиао американцу тут не уступит – ни в скорости ног или рук, ни в скорости мысли. Техника – и здесь паритет: Брэдли вышколен, но Пакиао выучил свои уроки в кровавых университетах островного бокса, был протестирован на прочность покойным Агапито Санчесом и получил степень в университете Тихуаны (причем на двух кряду переэкзаменовках). А еще он визуально не уступал Брэдли в габаритах.

То есть Брэдли не должен был побеждать ни при каком раскладе. Единственный его шанс заключался в расхлябанности Пака или его преждевременном старении. Опасения имели под собой определенную почву: из лагеря филиппинского идола приходили весьма тревожные сообщения – о них мы тоже еще поговорим – но не реализовались: Мэнни был отменно готов физически, немного (но в меру) грустен и боксировал с неким подобием огонька, что для его текущего положения просто похвально.

А Брэдли тем временем продолжал выхватывать слева. В четвертом раунде он еще и ногу подвернул, но неудобство тут, скорее всего было, номинальным, а не реальным: боли Тимоти не испытывал, скорее, дискомфорт. Во всяком случае, в своих перемещениях он ограничен не был. Зато ограничение было тактическим: чемпион WBO (на вес ниже) никак не мог определиться, чего ему хотелось больше: избегать атак Пакиао за счет работы корпусом или по привычке зарубаться на ближней. Первое получалось удачнее, второе было более привычным, и Тимоти никак не мог расставить приоритеты, полагаясь больше на случай.

Середина поединка также осталась в основном за Пакиао (может быть, кроме 7-го раунда), но Брэдли привык к силовым боксера №2 в мире и на равных дрался с ним в первые две минуты каждого раунда. Пакиао чуть поджимал в концовке, и на моей карте раунды потихонечку, но почти безальтернативно уходили островитянину. Брэдли, конечно, выложился (он всегда выкладывается на 150% – это его фишка, если хотите) и взял концовку, но, как верно отметил Макс Келлерман: «too little, too late».

… УПАЛИ СО СТОЛА …

Поединок не оставил сомнений: Пакиао выглядел против Брэдли не хуже, чем Мэйуэзер против Котто, и полностью заслужил победу. Моя карта показывала 117-111 – в пользу Мэнни:

Пакиао – Брэдли

1. 10-9

2. 10-9

3. 10-9

4. 10-9

5. 10-9

6. 10-9

7. 9-10

8. 10-9

9. 10-9

10. 9-10

11. 10-9

12. 9-10

Это почти столько, сколько я предсказал в опросе для BoxingScene, за вычетом пары несостоявшихся нокдаунов (вниманию Хабиба Аллахвердиева – самым сильный панчером в карьере Брэдли был Кендалл Холт). Посмотрите в Интернете: самое малое, что ставили – 115-113 – опять же филиппинцу. Харольд Ледерман перегнул и поставил все 119-109, но ему можно: он уже старенький. Тем не менее, результат сомнений не вызывал, да и судьи совещались совсем недолго.

УПАЛИ И РАЗБИЛИСЬ…

Отмечу особо: бой проходил не в Польше, не под эгидой Sauerland Event, и даже не в Техасе, а в Мекке бокса. Поэтому решение, решение совершенно позорное по своей сути, и, я бы даже сказал, оскорбительное оказалось сильнейшим шоком, в первую очередь, для зрителей. Вы, кстати, заметили, что в Брэдли не полетели пивные банки и стулья. Где-нибудь в Колумбии его уже линчевали бы (вспоминая бой все того же Холта с Рикардо Торресом), а проходи бой на Филиппинах, распяли бы его на кресте (там так любят делать местные религиозные фанатики). Ну, уж ноту протеста посол Филиппин точно должен был подать.

… Очень не хочется копаться в грязном белье, но его так усиленно завешивали нам на протяжении всего это времени, что без марания в дерьме не обойтись.

Я не знаю, что было неладного с этим поединком, но что-то было действительно странным. Этот нездоровый ажиотаж (на этот раз с резко отрицательным фоном) вокруг лагеря Пака. Какие-то ссоры с женой, приезд/уезд пустоголового Аризы, командировки Конца и Арума на острова – все шло как-то наперекосяк. Это называется, «закладывать фундамент». Ситуация накалилась ближе к самому поединку. Однозначный, казалось бы, поединок неожиданно стал раскручиваться как схватка равных соперников, букмекеры усиленно выравнивали коэффициенты, журналисты находили все новые сильные стороны Брэдли.

За всем этим безобразием четко проглядывала знакомая краснощекая фигура орла нашего дона Рэ… Боба Арума, простите. Виднелась отчетливо. Ведь еще Стругацкие писали, что приходит к власти там, где торжествует серость.

Черный (уже даже не серый) кардинал мирового бокса и на 8-м десятке сохраняет в руках все нитки и все ключики от потайных сейфов мировой боксерской закулисы. В этот раз он явно перегнул палку, но наказания не последует. Бокс давно превратился в бизнес, и для Боба Арума это бизнес на все еще растущем рынке, как ни странно. Просто надо менять акценты.

34-летний Пакиао стареет. 17 лет в профессионалах, десятки изнуряющих рубок с более крупными и ненамного менее мастеровитыми противниками точат его тело и ранят его душу. Пакиао на сходе, но он слишком велик, чтобы уйти в тень сразу или влачить жалкое существование в духе Шейна Мосли последних лет. Его нужно было уйти, а заодно сменить лошадок на переправе к светлому будущему. Ведь это только в пословицах коней не меняют на полпути. В боксе размен должен быть. И Арум начинает просматривать кандидатов. А чем плох Брэдли? Ему 28, у него нет поражений, он – настоящий чернорабочий (как когда-то Хэттон), и он не заартачится и не уйдет в загул. Уж в ближайшее время-то точно. Я не исключаю при этом, что реванш будет проведен на «нейтральной территории» (Техас, ау!). Если Пакиао и там будет лучше, Брэдли будет отправлен на «свалку». Если проиграет, то завершит свою карьеру в миноре, а впереди Тимоти замаячит старина Флойд. В любом случае, старый проходимец снимет сливки и с этого проекта.

… РАЗБИЛАСЬ ЖИЗНЬ МОЯ

Мне не жалко Пакиао, господа. Он – сильный мужик с хорошим резервом, и он не нуждается в нашей жалости. А поражение… Ну, так он и у Маркеса все три раза не очень-то и выиграл. Подсудили ему там, как подсудили и с Санчесом. Отлились мышке…

Мне жалко нас. Мне жалко себя. Мне жалко, что я не могу понять любимый вид спорта на логическом уровне. Не в отдельных боях, а в совокупности. Справедливость ускользает, превращается в дымок и испаряется. Риос – Абриль, Клауд – Кампильо, Киркленд – Молина – только в первой половине этого года и только в топовых боях. И это еще не все, и дальше лучше точно не будет.

Когда-то несправедливые судейские решения были частью спорта, делали его более живым и интересным. Теперь уже справедливое решение становится глоточком свежего воздуха. В большой куче навоза бриллианты постепенно сходят на нет, но старатели все равно будут просеивать все пока не умрут.

А Арум, тем временем, уже видит впереди реванш Брэдли с Пакиао. Старый негодяй давно уже перегнул палку, но ему все сходит с рук. Журнал «Ринг» уже куплен Оскаром Де Ла Хоей, тяжелый вес находится в кармане братьев Кличко, а Бранко Миленкович сделал пояс IBF прибежищем южноафриканских боксеров. Следующими купят вас – слишком уж много сегодня всякого арума.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

В бочке дегтя не обошлось без солидного ковша меда в форме отменного андеркарда. Понятное дело, что сейчас о нем будут вспоминать совсем нечасто, но не отдать должное Крестному Бобу нельзя: он стал задабривать публику с самого начала вечера, превратив каждый из основных поединков андеркарта в свою историю.

Бой Арсе с пуэрториканским Рохасом напомнил мне первую коллизию Чэда Доусона и Бернарда Хопкинса. Отоварив малоизвестного островитянина слева и отправив того в нокдаун, Арсе получил и ответный «гостинец» от Рохаса, который явно оминировал в концовке первого раунда. Мне показалось, что Арсе, который вроде не ищет легких путей, нащупал таковые во втором раунде. Ни удар по спине, ни удар ниже пояса не выглядели страшными, да и удар по уху был сколь неприятным, столь и терпимым все-таки. Но Арсе – выдающийся чемпион, и это сомнение мы толкуем в его пользу.

Лучшим бойцом андеркард оказался Гилльером Ригондо, за пять раундов столько же раз отправлявший на настил безнадежного, но духовитого Теона Кеннеди. Ригондо поражает своей точностью и экономичностью. Кроме того, он совершенно не истрачен как боксер. Макс Келлерман что-то ляпнул про Гэри Расселла-младшего, но сравнивать этих двоих просто кощунственно. Расселл очень даже неплох, но сейчас кубинец (проведший всего-то 9 боев в профессионалах) победит и его, и Мареса, и даже Нишиоку. А вот бой с Донейром обещает быть очень интересным. Главное, чтобы он действительно был.

Наконец, самый выверенный и геометрически и идейно четкий бой вчера утром показали Майк Джонс и Рэндэлл Бэйли. Этот бой же был и самым скучным, но именно вследствие своей выверенности и классичности канона. Бэйли – самый явный и типичный, самый рафинированный представитель касты «нокаутеров». Человек, помимо весьма крепкого подбородка, обладающий всего одним достоинством – динамитом в правой руке. Он будет выкидывать по 10-11 силовых за раунд, но каждый из этих ударов будет нести в себе смертельную угрозу. Все остальное время он будет банально выгребать. И Рэндэлл делал этого против небесталанного, но в сущности своей заурядного Майка Джонса все первые 9 раундов. А Джонс, осторожно перебегая из угла в угол и выкидывая неопасные серии, набирал очки на судейских карточках. Вопрос был в том, у кого выдержат нервы и кому больше повезет. Повезло 37-летнему двукратному экс-чемпиону мира: в 10-м раунде он отправил Джонса на настил кроссом, а в следующем раунде заставил того умолкнуть одним страшным апперкотом, свернувшим Майку нос и сделавшим Бэйли чемпионом мира. Буквально, одной рукой.