9 мин.

Поветкин – Хук: там, где сходятся все дороги

Алексей Сукачев в блоге Hardcore на Sports.ru – о предстоящем поединке между Александром Поветкиным и Марко Хуком, его ключевом значении для карьеры обоих боксеров и стратегическом – для нелегкой судьбы тяжелого веса.

Рассматриваю свой отрывной боксерский календарь на любимом и одиозном BoxRece и неожиданно открываю для себя прелюбопытный факт: оказывается, в первой половине года все (не почти, а просто все) важные события в тяжелом весе ужаты в горячие две недельки. Кулачная Масленица началась неделю назад и продлится еще столько же, а после этого фанатов и любителей гламурного веса (the sport’s glamour division, как говорят в Америке) ждет великий пост – на радость нормальным почитателям всех остальных, 16-ти категорий. И эта Масленица обязательно закончится сожжением чучела, и в субботу мы, наконец, поймем, чьего оно производства – отечественного или немецкого (на основе сербских полуфабрикатов).

Марко Хук против Александра Поветкина – поединок двух парней, которых определенно не любят в ряде мест – это, конечно, самая мякотка двухнедельного благолепия. Бои Дерека Чисоры с Дэв…, простите, с Виталием Кличко и Кличко Владимира с Жаном-Марком Мормеком – это рядовые противостояния, которые происходят в любом весе и по любой версии. Чемпионы выбирают оппонентов для добровольной защиты из числа более-менее любопытных, но не значимых персонажей. Чисора оказался не робкого десятка и вообще внес живительную струю в затхлое болото тяжелого веса, но это все же случайность, хотя хочется верить в обратное. Мормек вообще безнадежен – достаточно стар и устал, чтобы как-то заводить публику и, по тем же причинам, слишком слаб, чтобы что-то противопоставить выдающемуся чемпиону. Пожалуй, Жан-Марк в настоящее время – это аналог Кевина Джонсона или Альберта Сосновски, но те хоть были природными тяжами, хотя из всех последних соперников Братьев и оказались слабейшими.

На этом фоне схватка в Штутгарте выделяется, и ее (относительный) блеск виден невооруженным глазом. Формально в ринге будут два действующих чемпиона мира. Плюс великое множество интриг и хитросплетений, добавляющих перцу и без того жаркому поединку: молодой (в меру) возраст участников, нерастраченная жизненная энергия, увеличивающиеся со временем силы и собственная в них уверенность, соизмеримый уровень противников. И прочая, прочая, прочая… Я бы сравнил Порше-арену, где сойдутся витязи российский и немецкий, с перекрестком двух дорог-судеб. Перекресток, от которого отходит множество тропинок, но на той, которая ведет к славе кратчайшим путем, есть место только для одного.

ДОРОГА ХУКА

Марко двинулся путем своих более опытных товарищей по несчастью – Хэя, Адамека и Мормека – добившихся признания в первом тяжелом весе и перешедших в элитный дивизион не только за деньгами, но и за подтверждением собственных амбиций.

Все трое вышеперечисленных сколотили в крузерах очень солидный капитал, и у каждого же была как минимум одна ключевая победа. Мормек победил Брэйтуэйта, а потом, взяв реванш у О’Нилла Белла, объединил три пояса из четырех (окей, два – но пояс имени Влодарчика/Каннингхэма существенно теряет в фактической легитимности на тот момент). Хэй не просто отобрал у Жана-Марка его побрякушки, но и добавил к ним бордовый пояс Энцо Маккаринелли, не забыв при этом и зрителей. Ну, а Адамек, конечно, не был столь эффектным, но и у него есть две ключевые победы в весе до 91 кг – над все тем же Беллом и над Стивом Каннингхэмом; последняя, возможно, станет определяющей в карьере поляка.

В отличие от этой троицы, Марко, прочемпионив дольше, чем Адамек с Хэем вместе взятые, так и не одержал хотя бы одной значимой победы. Таковой могла бы стать перемога над Каннингхэмом, но Стив взял и остановил неопытного «Капитана» в 12-м раунде. После того поединка Хук выдал четырехлетнюю серию из множества побед, но среди его жертв почти что не было элитных бойцов его веса. Понятное дело, выиграв у Рамиреса, Афолаби и даже (тьфу-тьфу, прости Господи) у Лебедева, Хук не просто заработал определенный авторитет, но и даже стал лучшим боксером своего веса – спасибо деградации USS Каннингхэма и помощи своего одноклубника Эрнандеса. Но посмотрите внимательнее. Жан-Марк Монроз, Брайан Минто, Рэн Нэкаш и – мамочки родные! – даже Омар Росси. Кто эти ребята, задам я риторический вопрос.

Вот и выходит, что Хук стал номинально лучшим, но превосходства своего так и не доказал. Не было у него классных побед. Если одолеет Поветкина, то такая появится здесь и сейчас (here&now). Слишком большое искушение, и – в отличие от Адамека, Хэя и Мормека – Марко решил сыграть ва-банк, перейдя к чемпионам-тяжеловесам и минуя разминочные бои.

ДОРОГА ПОВЕТКИНА

Как ни странно, но и второй герой этой коллизии (по-английски, коллизия означает «столкновение») находится в той же ситуации, что и его противник. Нет, у Саши были классные победы – тут и Эдди Чемберс, с Крисом Бердом в турнире претендентов IBF, и Руслан Чагаев, с которым Александр завоевал пускай и «ублюдочную», но все же легитимную версию чемпионского титула WBA. Эти победы лучше таковых у Хука, и все же…

Все же есть ощущение недосказанности. Первые две победы праздничным звоном отдавались в наших ушах, но к концу 2008-го года звон поутих, а еще через год и вовсе исчез – вместе с ощущением причастности Александра к чему-то большому. Орух, Нолан, Фирта с Сайксом – все это «прокатывало» на провинциальном, чеховском уровне, но истинные любители бокса ждали большего. И Большее пришло в лице Руслана Чагаева, и было побеждено. Однако Чагаев не был чемпионом мира, а победа Поветкина окончательно подтвердила то, о чем все уже догадывались: Руслан перевалил через пик своей карьеры и стал клониться к закату.

Неожиданно сгустился туман, а яркое, залитое солнцем шоссе превратилась в ухабистый двухполосный путь где-то в глуши. И неясно, куда ведет этот путь – то ли к забвению, то ли окольными путями к мировому величию. Куда ты мчишься, Русь, а? Ответ на самом деле есть – часть его мы получим опять-таки в субботу.

ДОРОГА ПРЕТЕНДЕНТА

Пути выбирают не только боксеры, но и их совокупности. Пути выбирают целые дивизионы. Тяжелый вес последние годы двигался по немецко-украинскому автобану, соединяющему Киев с Гамбургом, а, может, с Берлином. Это была длинная, но широкая дорога, однако, как и любая другая дорога, эта имеет впереди конец, а позади – начало. Начала уже скрылось вдали, и о нем позабыто – столь легким была наша поездка. Но конец отчетливо виден, а вот, что будет за ним неясно.

Владея определенной легитимностью (все же титул – какой-никакой), Повектин все же находится сейчас в гуще претендентов на пояс. Крис Арреола, Томаш Адамек, Тони Томпсон, неразменный Хэй, вот-вот прибавятся Дерек Чисора с Тайсоном Фьюри и залечит свои болячки Роберт Хелениус. Словно за трон Янтарного Королевства, наследники поведут борьбу за наследство Кличко. Чтобы выделиться из группы претендентов на пояс Александру, нужна значимая, по-настоящему громкая победа. Таковая из претендентов пока есть только у Хэя (над Валуевым) – Дэвид и является пока главным заочным противником Саши. Аналогичные победе над Чагаевым виктория имеется и у Томаша Адамека, но поляк – это поколение Кличко, и уйдет он все же вместе с ним.

При этом Хук, непроверенный и зеленый (для тяжа), является намного более привлекательной фигурой для немецкого телевидения, и для самого Вильфреда Зауэрланда. Ему сейчас 27 лет, Саше – почти 33. Через три года Владимиру будет 39, Поветкину – 36, а Хуку – всего 30-ть. Можно было бы подождать наступающего будущего, оставаясь первым парнем на деревне, но Хук хочет будущее уже сейчас, и он еще хочет зацепить кого-нибудь из Братьев, урвав свой кусок финансового пирога. И у него будем чем козырнуть – Германии нужен Хук, а не Поветкин. Однако в ринге с Сашей будет драться именно Марко, а не вся его новая родина.

ГАДАНИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

Итак, Хук – более выгодный и интересный кандидат (не для нас, разумеется) на титул. Но он же одновременно является и претендентом на пояс Поветкина. Данное обстоятельство нивелируется домашним характером поединка, а потому мы приходим к изначальному паритету.

«Капитана» Хука часто представляют боксером-носорогом, с колхозной удалью старающегося разгромить своего противника грязной толкотней и размашистыми. Но Хук выступает в такой манере только против тех ребят, которые не могут дать им отпор. С теми же, кто может, Марко становится сложнее драться. Тут можно вспомнить и равный до остановки бой с отчаянным и безбашенным эксгибиционистом Гараем, и мучения с более мелким, но очень духовитым инструктором ЦАХАЛа Нэкашем. Ну, а самые тяжелые бои Хук провел с менее крупными версиями Поветкина – нашими Вадимом Токаревым и Денисом Лебедевым. Лебедев – левша, не стоит об этом забывать, но ключевой деталью в противостоянии было как раз то, что Лебедев давил, перехватив у Хука инициативу. А с Токаревым, бой с которым сам Хук называет самым сложным в своей карьере, Марко на равных бодался все 12-ть раундов, и проходи бой не в России даже, а в США победу могли бы отдать и другому бойцу.

Поветкин мощнее и крупнее Хука и также будет давить. Давить он будет сильно и жестко, а Хук, который, казалось бы, самый мачо из всех мачо (даром что полусерб/полубосниец), будет работать вторым номером – как это было в бою с Лебедевым и отчасти с Нэкашем, сосредотачиваясь на спуртах. Удар у Марко есть, но не очень сильный – если здесь и возможна остановка, то только благодаря совокупной огневой мощи Поветкина, когда Хук, вконец измочаленный и деморализованный, не сможет встать после случайного падения, а может, просто сдастся в углу. Но это не единственный возможный расклад поединка. Хуже будет, если Хук выдержит натиск Саши, а тот не сможет сработать активнее Дениса. Тогда бой пойдет по дорожке Хука, который будет клинчевать и грязнить вблизи, а на выходе пытаться провести пару-тройку размашистых ударов. В этом случае его шансы на конечный успех сильно возрастут, а Поветкин… ему придется искать для себя что-то новое. Тедди Атлас уже не сможет ему что-то подсказать, однако опыта Александра Зимина должно хватить для ценных советов и во время поединка.

В сухом остатке: мы увидим зрелищный бой, который будет идти по пути Александра Поветкина, но закончится в его пользу только в том случае, если он либо отправит Хука в нокдаун-другой (что проблематично), либо выиграет не меньше двух третей поединка. Шансы: 40-60 – в пользу Александра, и мы можем предположить его победу по очкам – большинством голосов или даже разделенным решением с последующим реваншем.