10 мин.

Не блин и не комом

Пробовать что-либо радикально новое всегда непросто. Это могут быть сапоги вместо привычных ботинок или перьевые ручки после гелевых, это может быть отдых на Таймыре (да-да, там тоже можно отдыхать) вместо опостылевшего Египта или работа грузчиком после лет, проведенных в офисе – выбирайте на свое усмотрение. Юрий Федоров, ранее известный по организации чемпионских боев в России – самых настоящих, всамделишных – решил рискнуть и попробовать на вкус Всемирную Серию Бокса, о которой ходило много слухов, а вопросов было в разы больше, чем ответов. Федоров решился на непростой шаг… и, пожалуй, не прогадал. Прогадала ли AIBA, будет ясно много позже.

ПОДНОГОТНАЯ

… А начиналось все далеко не так радужно. Hoilday Inn на Лесной, несколько зевающих журналистов, деловитые дамы из турецкой делегации, турецкий же координатор Укут Исик, по ошибке заскочивший на пресс-конференцию вместо баскетбольного зала, более инфернальный спортивный директор Бирол Топуз. С другой стороны – наши ребята в почему-то серых (медведи же вроде бурые, нет?) спортивных костюмах, как всегда «с иголочки» Юрий Федоров, переводчица («Кажется, переводчик не очень разбирается в боксе; давайте поговорим после официальной части» – покраснев, переводит слова супервайзера молодая девушка, в боксе вроде бы действительно не слишком понимающая).

Дело доходит до супервайзера – это Франко Фалчинелли из Италии – и я сразу чувствую печально известный, «фирменный» почерк AIBA, из-за которого любительский бокс сначала превратился из самодостаточного спорта (или, если угодно, самодостаточной «кузницы кадров») в сырьевой придаток бокса профессионального, а потом и в весьма унылое, мало кому интересное… хотел написать «зрелище», но тут это слово категорически не подходит.

«Скажите, будут ли участвовать в WSB (World Series of Boxing) профессионалы, и, если да, то имеются ли какие-либо ограничения?» – задаю я вполне конкретный вопрос супервайзеру. Господин Фалчинелли сначала берет тактическую паузу, потом проводит кинжальную обманку («Я предлагаю коллегам-журналистам спрашивать не только меня, но и Юрия»), затем высматривает меня в зале, некоторое время изучает и благосклонно заявляет: «Отличный вопрос!». Дальше можно не продолжать – я уже понимаю, что нормального ответа не будет – но итальянец бьет наверняка, проводя небольшую лекцию для всех присутствующих, благодарит меня еще раз и, ничего ровным счетом не прояснив, завершает свою речь. На самом деле вопрос был риторический (в правилах, опубликованных на сайте WSB ни о каких профессионалах нет и намека, несмотря на ходившие по миру слухи), но важный – в составе «Медведей» первоначально числились два бойца, только-только перешедших в профессионалы: «Русский Гатти» Олег Лисеев и Камрон Косимов.

А вот президент «Медведей» и, пожалуй, главный, наряду с тренером Сергеем Кудрявцевым, человек в команде – я о Юрии Федорове, конечно – за многословные конструкции не прятался, а старался говорить предельно ясно и честно, что делает ему честь. «Да, мы планировали Камрона, Олега и Романа Романчука на первый матч с турецкой командой, но Роман пока еще не готов в полную силу – все же двухлетний перерыв дает о себе знать, а вот за наших профи мы еще поборемся» – признает сложности Федоров. «Но не смотрите на имена – мы специально брали голодных, молодых ребят, у которых есть огонь в глазах – матч будет конкурентным. Я сам не могу спрогнозировать ни одного победителя, силы команд равны. В профессиональном боксе, которым я тоже занимаюсь, все совсем не так: есть фаворит, есть неудачник, и роли почти всегда расписаны до начала поединка. Сюрпризов почти нет, ставки на бокс не принимаются – все и так знают все результаты заранее».

Гладкая речь, приятные манеры – Федорову хочется верить. Но турецкая коллега возвращает меня к жизни: «Это ваши сильнейшие боксеры?» – «А ваши?», отвечаю я вопросом на вопрос – «Только первые-вторые номера!» (со скрытой гордостью) – «А у нас, дай Бог, чтобы 3-4-е». Это не обманный маневр: кроме тени (пока?) Романчука и Адлана Абдурашидова в составе «Медведей» на матч с турками нет ни одного известного бойца, о звездах речь, конечно, не идет. Настроение падает, и я начинаю готовиться к неизбежному вроде бы краху…

НА КРУТОМ ВИРАЖЕ

Не буду останавливаться на традиционных предматчевых накладках: дальше все будет лучше, да и так пришедшим в камерный и очень уютный, несмотря на вес пафос, зал ТРЦ Barvikha Luxury Village (не старайтесь переводить, а произнесите по-английски – выйдет лучше) были созданы все условия для просмотра бокса. На нем и сосредоточимся.

Вернее, на «бантаме» Евгении Гусеве, который с ходу начинает оправдывать самые худшие опасения. Он боксирует, будто находится в летаргическом сне: застаивается в атаке, боится раскрыться, а потому только финтит, вернее, замахивается и не наносит верного удара, когда возможность предоставляется. Гусев – вовсе не новичок, чемпион Москвы 2008-го года, но на фоне турка Сельчука Экера смотрится весьма убого. Экер же наращивает обороты, проводит многоударные комбинации и в итоге заслуженно выигрывает бой: 48-47 и 49-46 (дважды) – последний счет получился и у меня.

За Сельчуком стоит понаблюдать в дальнейшем. Кстати, он в Москве не впервые: летом этого года, на чемпионате Европы Экер прошел опытного Бато-Мунко Ванкеева, но был бит в ¼-й нашим Мишей Алояном, что само по себе не позорно. А Гусев? «Евгений не проходил с нами тренировочного лагеря, попал в заявку в последний момент, да к тому же некоторые социальные соблазны», не скрывает проблемы в легчайшем весе Федоров. Касимов бы смотрелся опаснее.

Ситуация становится критической – у меня в голове. Но за дело берется, пожалуй, лучший боксер нашей команды Адлан Абдурашидов, и настроение вдруг резко улучшается: впереди нас ожидает крутой вираж, но я об этом пока не догадываюсь. Хорошо не только мне: представители чеченской диаспоры, сидящие на балконе, также горячо радуются успехам земляка. А их, успехов этих, немало: Адлан с ходу начинает обрабатывать своего неудачливого противника Буньямина Айдына и проводит одну комбинацию за другой. Айдыну явно тягостно быть в одном ринге с Абдурашидовым, тот просто разносит его по частям. Абдурашидов пренебрегает защитой и правильно делает – турок просто не успевает начать атаку, потому что боксирующий на инстинктах Адлан уже давно бомбит его защиту. Во втором раунде, Буньямин уже болтается по рингу весьма хаотично. А в третьем раунде судья дважды открывает счет стоящему, но смутно понимающему происходящее гостю, и после второго отсчета угол турка останавливает бой. Народ, подогретый боксом намного больше, чем сексапильными красотками-танцовщицами, бурно аплодирует, а вот делегация из Стамбула сидит с мрачными лицами.

Дальше – больше. В ринг выходит Апти Устарханов, и феерия продолжается. Но этот бой выходит куда более упорным, чем предыдущий. Более крупный средневес Эврен Тибукоглу давит Апти, но тот отвечает резкими комбинациями в ответ. Устарханов – даром, что попал в заявку в последний момент – оказывается неплохим контровиком: он выманивает турка в атаку, а потом разряжается размашистыми, но, на удивление, точными боковыми.

Бой складывается все же непросто – успехи есть и Тибукоглу. И, кажется, я их переоцениваю: у меня на карточке 48-47 – после последнего раунда, а у судей почти разгром: 50-45 (х2) и 49-46. И мы уже ведем в счете 2-1. «Я особенно рад за Апти, которому пришлось очень тяжело, но он вытащил нас, не подкачал», скажет Юрий Федоров после поединка. А Устарханов пока позирует журналистам в майке с портретом Рамзана Кадырова и картой Чечни на спине.

На очереди единственный легионер в сегодняшнем составе «Медведей» киргизский узбек Жавлонбек Усмонов. Мне не нравится, как он боксирует, но зрители довольны: и турок Мурат Баязит, и левша из Кыргызстана не довольствуются любительским боксом, а вступают в красивые размены. Пожалуй, их даже больше, чем следовало бы, и к четвертому раунду оба боксера уже еле дышат. Начинает сказываться опыт Усмонова – он копит силы на концовку поединка. Как выясняется, не зря: в 5-м раунде, киргизский боксер перехватывает атаку оппонента, прижимает его к канатам, а рефери впрыгивает и останавливает поединок.

Пожалуй, рановато – Баязит бы достоял до конца, но это вряд ли бы что-то изменило. И все же – и здесь я не согласен с некоторыми специалистами – Жавлонбек не впечатлил: много пропускает, слишком быстро устает и боксирует неуклюже. Впрочем, все эти стенания никому уже не нужны – Россия (а для зрителей это именно Россия, а не «Медведи») выходит вперед 3-1, и это преимущество уже не разбазарить.

СМАЗАННЫЙ КОНЕЦ И РАДОСТНЫЕ ИТОГИ

Хотелось бы, конечно, чтобы матч с Турцией («Истанбуллс» – то есть «Стамбульские быки» – звучит, но для болельщиков пока есть только страна, а не команда) завершился на мажорной ноте. Но не судьба: вместо Романчука в ринг выходит молодой чеченец Арби Мадаев. Это тяжелый вес, но потянувший только на 94 килограмма Арби ни разу не тяжеловес, а, используя профессиональную терминологию, крузер. По-видимому, Мадаев был еще и не в лучшей форме, чего не скажешь про его противника. Самый высокий «турок» – Алексей Сивко (кстати, бронзовый призер чемпионата Украины) – это этакий Димитренко для бедных. У него нет акцентированного удара, но он высок, хорошо держит и, главное, хорошо джебит.

Низкорослый Мадаев смог навязать Сивко бой в первых двух раундах, но потом устал под ударами и только лишь чудом (и поддержкой диаспоры) дотянул до гонга, хотя и проиграл при этом все раунды: 50-43 (дважды) и 49-44. Конец смазан, но победа все равно за нами: «Медведи» задрали «Быков» (как оно и должно быть, конечно) 3-2.

Самое время подвести итоги. Мой итог прост: я побывал на хорошем боксе, уровень которого превзошел мои ожидания (в пику некоторым читателям, запрещающим мне предвкушать и ожидать).

Тех, кто начали отплевываться от этого начинания сразу после надписи AIBA, понять можно: любительская федерация подорвала свой авторитет достаточно за последние пару десятков лет, чтобы относиться к ее инициативам с известной долей скепсиса. Но не переусердствуйте: позитив есть, и его немало. Во-первых, без маек и шлемов бокс стал аутентичным, более живым и близким зрителю. Это не безликие роботы, а ребята, вышедшие боксировать. «Противоударные» перчатки остались, но сильный удар ими все-таки можно нанести, если постараться. Во-вторых, приятно удивило качество судейства – и в ринге, и за столиками. Стоило только убрать «Playstation» и «джойстики» (в своем первичном значении) для оценки одиночных ударов-фантомов и ввести пресловутый «Ten Point Must», как все стало намного объективнее. Наконец, сам формат турнира тоже удачен, на мой взгляд. Впрочем, без «руководящего начала» AIBA не обошлось и тут. Ну, не без ложки же дегтя – в самом деле! «Политбюро», отсутствие внятных комментариев, боязнь убирать запрет на участие профессионалов – без минусов, понятное дело, не обошлось. Запасемся терпением – у AIBA есть шанс (возможно, последний) встать на путь исправления – посмотрим, как она им воспользуется. Время у Международной Федерации Любительского Бокса еще есть.

… У Юрия Федорова времени на раскачку меньше. Но «Кремлевские Медведи» и не раскачиваются вроде. Несмотря на ожидавшиеся проблемы с составом, пришедшие на замену асам боксеры – тот же Устарханов, например – пока проявляют себя неплохо. Наберет форму Романчук, пообвыкнется Усмонов, дай Бог разрешат выступать «профи» Косимову и Лисееву – и дело, вероятно, пойдет. Но, даже если нет, Федоров выиграл уже тогда, когда решил рискнуть, и ввязался в эту авантюру. Потому что у нее – этой авантюры – есть будущее, и не такое уж и мрачное.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ТУРА

Америка

Мехико Геррерос (Мексика) – Мемфис Форс (США) – 5:0

Майами Галлос (США) – Лос-Анджелес Матадорс (США) – встретятся во вторник

Азия

Астана Арланс (Казахстан) – Инчхон Ред Уингз (Корея) – 5:0

Баку Файрс (Азербайджан) – Бейцзин Дрэгонз (Китай) – 5:0

Европа

Милан Тhандер (Италия) – Париж Юнайтед (Франция) – 3:2

Кремлевские Медведи (Россия) – Истанбуллс (Турция) – 3:2

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Я ожидал, что Мартинес победит Уильямса. Я не ожидал, что увижу Пола в глухой отключке так скоро. Серхио Мартинес, на мой взгляд, главный претендент на звание боксера года (фанаты Владимира Кличко – увы! – даже разгром Дерека Чисоры здесь не поможет), а его нокаут – на звание нокаут года. Хотя Энцо Мак был разгромлен брутальнее…

… Если вы пропустили субботний Prizefighter, то потеряли даже больше, чем, если вы пропустили бой Мартинес-Уильямс. Этот выпуск английских посиделок оказался лучшим за всю их недолгую, но богатую историю. Не поленитесь найти!

Фото: Евгений Солодов (Sports.ru, Boxingscene.com)