5 мин.

Питерка за старание

… And still… Всесильный, всепобеждающий, абсолютный, всемирно признаваемый, обладающий титулами… и журнала «Ринг»… Вла-а-адимир Кличко! Я даже не вслушиваюсь в то, что поет Майкл Баффер. Незачем – от «сна» это не спасает. От уныния тоже. Также горестно вздыхали азиатские обозреватели в 90-е, когда на другом полюсе боксерского мира царил непобедимый Рикардо Лопес, американские – на рубеже 30-х и 40-х, когда в тяжах свои «Поездки по мешкам» совершал Джо Луис. Мощно? Мощно! Убедительно? Еще как! И скучно. И плохо от этого вовсе не питерам с чемберсами. Плохо Кличко.

Давайте поразмыслим, что такие бои дают тому же Владимиру? За победу над деморализованным еще полтора-два года назад Питером в Канастоту не приглашают (это вовсе не значит, что Владимир и/или Виталий там, в конце концов, не окажутся). Особенно, если видят ее только в Германии, Англии и Украине, а за океаном счастливчики, зашедшие на сайт ESPN. Зрителей таким чудом тоже не обрадуешь – неудивительно, что они свистели добрую половину бою. Критики все равно будут критиковать, фобы – фобствовать, а юродивые авторы Sports.ru – юродствовать, сочетая фобии с критикой.

На первый взгляд, может показаться, что сам Кличко-то уж точно вне подозрений аки цезарева супруга. Он встретился с самым опасным своим противником, которого едва осилил в 2005-м. Он его деклассировал. Он его, наконец, зрелищно нокаутировал – аж ошметки этого «Кошмара» по рингу летали. Ну, мы, конечно, закроем глаза на то, что половина боя прошла в клинчах и объятиях (и не только по инициативе африканца); и на то, что тренеру Владимира опять пришлось его понукать; и на упорное нежелание раскрываться мы тоже смотреть не будем. Не будем и не будем – черт с ним! – Кличко сделал нам красиво: завернул неприятно пахнущий предмет в обертку от трюфелей. Молодец – расстарался на славу (без шуток, кстати).

Вернемся к оппозиции – этой ахиллесовой пяте Кличко-младшего. Ахиллес, который, как известно, даже черепаху не смог обогнать, ведь тоже не был виноват ни в своей медлительности (спасибо Зенону из Элеи), ни в своей злосчастной пяте. Обвинять Кличко в качестве противников и уклонении от кого-либо из них также не приходится – лучшего сейчас и нет. Давайте просто вспомним, кого брат Владимир побеждал с 2006-го года, первого года Эры своего имени?

Крис Берд – бывший средневес, не снискавший славы в том весе даже по любителям и чудом нашедший себе пристанище в тяжах. Кэлвин Брок – этот американский недо-Пирог, боксер с образованием банкира и соответствующими же манерами в ринге. Рэй Остин был неудачником всю свою жизнь, еле-еле осилившим Оуэна Бека и проигравшим Аттиле Левину. Подслеповатые и порядком измочаленные Чагаев и Брюстер, престарелый и измочаленный Рахман, уже битый в хлам Питер. На этом, не самом выгодном фоне выделяются Султан Ибрагимов, Эдди Чемберс и Тони Томпсон – два боксера, которые не должны были вообще драться в тяжелом весе, и еще один флегматичный гигант, который боксом занялся в 26 лет. Эта троица создала Кличко большую часть его проблем, и если взглянуть на не самые впечатляющие карьеры этих небесталанных ребят (кроме Ибрагимова, действующего чемпиона мира), то становится действительно грустно.

Так есть ли выход из этого лабиринта? Оказывается да, есть. Но, оговорюсь, при одном маленьком условии: мы будем измерять достижения Младшего Брата по гамбургскому счету, как, например, недавно измерял достижения Эрика Моралеса известный американский обозреватель Клифф Ролд. То есть будем считать, что амбиции Кличко ограничиваются не званием одного из многих («уолкоттов и бернсов»), а того, кого можно будет сравнивать с Марчиано, Демпси, Джонсоном или Холмсом (про Али или Луиса умалчиваю). Или, если угодно, first-ballot Hall of Famer-а, как сказали бы за океаном. В противном случае все, что ниже этого, не имеет не малейшего смысла.

И вот два пути открываются перед нами, причем один не исключает другого. Во-первых, рисковать. Вы когда-нибудь слышали о Крисе Джоне? Нет? Немудрено. Это боксер, побеждавший (возможно даже по делу) Хуана Мануэля Маркеса, Деррика Гейнера, Рокки Хуареса и еще много кого. Он чемпионит уже 7 лет, но его не всегда берут в расчет, даже составляя 20-ки P4P. И поездка в какой-нибудь Зал Славы, отличный от индонезийского, ему в жизни не светит. А ведь Крис Джон – это Владимир Кличко полулегкого веса, но с чуть более слабым ударом. В остальном – один к одному. Два боксера, предпочитающие надежность зрелищности, а унылому боксу – риск. Вокруг одного из них кружит весь мир, а второго плохо знают даже на родине. Несправедливо, кстати. Итак, первый подход – рисковать и в каждом бою идти на нокаут (а не на досрочную остановку – это зачастую совсем разные вещи).

Второй подход – это возвращение к «старым, добрым», когда даже элитные боксеры проводили по 8-10 боев в год, несмотря ни на какие титулы. Как часто выходил в ринг Владимир? Лишь раз за эти годы он появлялся в ринге трижды (в 2008-м), в остальных случаях – по два раза (2006-й, 2007-й и 2010-й), а то и вовсе – один (2009-й). Скажите, что так часто драться невозможно? Но ведь поединки Владимира уже не покупает HBO, а, значит, диктат со стороны телевидения будет меньше. Даже сейчас есть боксеры, не отказывающие себе в удовольствии выйти в ринг один-два раза сверх меры. Эдгар Соса проводил по 4 защиты своего пояса WBC в год, чередуя ветеранов и молодых, мексиканцев и филиппинцев, слабых и сильных. Понгсаклек Вонгджонгкам вообще редко когда проводил меньше 5-6 боев в год. А всю эту злосчастную тусу можно было спокойно – при желании уложить в три года: Летом 2006-го разместить Томпсона, в конце 2007-го провести бой с Чемберсом (оставив за Поветкиным звание обязательного претендента), а на июль 2008-го поставить объединиловку с Чагаевым, забыв про второй бой с Питером. Экономия в два года при вполне разумной норме из 3-х боев в год. Можно было бы сохранить текущий темп, разбавив его нетитульными боями. Кличко-Бахтов, Кличко-Гуинн, Кличко-Филдс – не большие мисматчи, чем бои тайских чемпионов с филиппинскими рикшами, а посмотреть на них было бы все равно интересно.

Вы верите, что Владимир пойдет по какому-либо из этих путей? Я – нет. Поэтому, вконец разочаровавшись в современных тяжах, бросаю завистливые взгляды на окрестные огороды. Вот, скажем, Дуайт Ховард из «Орландо Мэджик» – 120 килограммов чистых мышц при росте 211 сантиметров. Вы можете представить, что он бьет слабо? Я – нет. А вот словацкий жираф Здено Чара, громила-защитник, всегда готовый сбросить краги и поразмахивать кулаками налево-направо. А вот Уолтер Сапп, Джонатан Огден и Рич Сеймур – настоящие убийцы и насильники, по ошибке оказавшиеся не на нарах, а в американской футбольной лиге. Представляете: Ховард vs. Кличко или Кличко vs. Сеймур?! Да я бы первым подписался на такое pay-per-view! Пока же остается только мечтать… И искать