4 мин.

Оргкомитет ЧМ объявил, что эффект турнира на ВВП – 950 млрд за 5 лет. Экономисты говорят, это не совсем так

Экономисты считают, что в плюс мы не вышли.

Вчера РИА Новости рассказала о том, что у них на руках исследование оргкомитета чемпионата мира в России. Согласно этому документу, суммарное влияние чемпионата мира по футболу на ВВП России за 2013-2018 годы составило 952 миллиарда рублей или около 1% годового ВВП страны. Также в отчете говорится, что на подготовку и проведение турнира Россия потратила 688 миллиардов рублей.

«В пятилетней перспективе влияние ЧМ-2018 оценивается в 150-210 миллиардов рублей в год, что сопоставимо с эффектом, наблюдаемым во время подготовки и проведения чемпионата. Ожидается, что около трети будущего эффекта от ЧМ-2018 придется на развитие туризма, в то время как основная часть долгосрочного влияния будет достигнута за счет эффекта катализатора от инвестиций», – добавили в оргкомитете.

Почти 80 процентов общего эффекта от ЧМ пришлось на инвестиции и операционные расходы — 751 миллиард рублей, причем всплеск был в 2016-2017 годах.

Звучит круто, но на канале «Дождь» и в эфире радио «Эхо Москвы» считают, что цифрами просто манипулируют.

Что говорят на «Эхе»

На радиостанции об эффекте от ЧМ-2018 порассуждал экономист Сергей Алексашенко:

– Хотелось бы понять, что стоит за словами «экономический эффект», потому что нет такого показателя у Росстата, нет такого показателя у министерства экономики. Поэтому мы с вами можем сказать, что мы считаем, что экономический эффект с учетом хорошего настроения россиян составил 1,5 трлн рублей.

Есть ложь, большая ложь и статистика, я очень часто про это говорю. В принципе, экспертные оценки говорят, что примерно 1⁄10 роста ВВП получена за счет Чемпионата мира по футболу. Но дальше возникает вопрос. Вот мы, как Россия, вложили 884 млрд – это примерно 1% ВВП.

В основном это инвестиции, затраты. По-хорошему, инвестиции – вещь такая. Если вы что-то делаете и этим пользуетесь как страна, то это – положительные инвестиции. Но я часто привожу пример, что вся страна может до обеда копать яму, а после обеда закапывать яму. В принципе, тоже инвестиции какие-то, но смысла от них нет никакого.

Вот если половина стадионов, которые построили к чемпионату мира по футболу, не будет использоваться или будет висеть такой гирей на шее регионального, федерального бюджета, то, по-хорошему, наш Росстат должен эти инвестиции списать в минус. И тогда может вполне оказаться, что чемпионат мира пошел российской экономике – в совокупности, на горизонте пяти лет – в минус.

Но я понимаю, что Росстат этого не сделает, поэтому официальная оценка останется такая, что чемпионат мира пошел экономике России в плюс. Ну, я считаю, что экономике он пошел в минус, но хорошего настроения он россиянам, конечно, добавил. Поэтому, как было сказано, совокупный экономический эффект со знаком «+».

Что говорят на «Дожде»

Директор института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев в эфире «Здесь и сейчас. Вечернее шоу» рассказал, что подсчет не очень правдивый:

– Суммарное влияние – не просто так взяты такие слова. Как считалось это влияние? Посчитали все, что было потрачено: на спортивные объекты, на инфраструктуру. И к этому добавили еще деньги от приезда туристов. Точно также можно сказать, что суммарное влияние наших расходов на оборону 3,5 трлн рублей и оно в три раза лучше, чем суммарное влияние от ЧМ по футболу.

Если бы не мундиаль, эти деньги все равно куда-нибудь бы потратили. Было бы такое же суммарное влияние, если считать так. Но это неправильно. Зато цифры выглядят красиво.

Эффект – это если вы потратили на что-то, а потом смогли с помощью этого заработать больше, чем потратили. Пока что есть только прогнозы на получение денег от туристов и инфраструктуры. Но вопрос в том, будут ли эти 210 млрд рублей. Их еще надо заработать.

И это не 1% от годового ВВП, как говорится в докладе. Ведь 952 миллиарда, потраченные за пять лет, относят к годовому ВВП. Это просто некорректно. Завышенная и лукавая цифра.

Конечно, мы далеко не вышли в плюс. Эти 900 миллиардов – это потраченные деньги. И сейчас надеются, что только будут зарабатывать по 200 миллиардов в год на этом. Отобьют или нет, мы сможем узнать только через несколько лет.

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Сергей Пятаков, Алексей Куденко