11 мин.

Глава 11. Фотосъёмка мотоциклетных шоссейно-кольцевых соревнований. Часть 1

Первый опыт фотосъемки «WSBK»

В августе 2012 года я впервые посетил этап международных мотогонок. На трассе «Moscow Raceway» состоялся этап FIM «World Superbike Championship». Мероприятие стало вторым значимым событием, которое я посетил в качестве спортивного фотокорреспондента.

Чемпионат мира был организован и получил свой статус в 1988 году. С тех пор эти соревнования завоёвывали всё большее количество поклонников. Мотопроизводители вкладывали огромные средства в развитие этих гонок и проведение PR-кампаний. В гонках принимает участие более десятка команд и много спортсменов из разных стран мира. Среди пилотов есть и известные в мире мотогонок гонщики, например, Макс Бьяджи и Карлос Чека.

Во время заездов спортсмены используют специальным образом подготовленные мотоциклы. Несмотря на сложную техническую подготовку байков, они сконструированы на основе обычных серийных спортивных мотоциклов. Это является одной из причин, по которой чемпионат приковывает внимание тысяч любителей мотоциклетного спорта во всем мире. Информационную поддержку в популяризации первенства оказывает телеканал «EUROSPORT».

Первая моя встреча с FIM «World Superbike Championship» состоялась за несколько дней до официального старта этапа на «Moscow Raceway». Поскольку «FIM Superbike World Championship» впервые посетил Россию, организаторы не поскупились на PR-акции. Догоночная пресс-конференция и презентация команд и пилотов прошла на крыше отеля «Ritz Carlton» в самом центре Москвы напротив Кремля. Тогда я понял, что в FIM «World Superbike Championship» всем заправляют итальянцы: руководители серии Фабио Фаци, Паоло Чьабатти, Паоло Фламмини рассказывали о текущих делах чемпионата и перспективах на будущее.

Вместе с FIM «World Superbike Championship» в ходе гоночного уик-энда проходят заезды и малых классов: FIM «World Supersport Championship» и «World Superstoke Championship». Гоночные заезды в основном классе Superbike проводятся в субботу и воскресенье. До гонок предусмотрены свободные тренировки и квалификационные сессии. Готовясь к фотосъёмке таких известных соревнований, я потратил не мало времени на просмотр фотоснимков различных этапов гонок и запоминая ракурсы и настройки, с которыми производят фотосъёмку фотографы. Особенно меня интересовали точки съёмки, наиболее выгодные для зрителя.

Фотосъемка «WSBK» на пит-лейн

Спустя год FIM «World Superbike Championship» вернулся на «Moscow Raceway». Прошлогодний успех и высокий зрительский интерес оставили самые хорошие впечатления от этапа. В составе пилотов произошли небольшие, но заметные изменения. Чемпионат покинул известный итальянский гонщик Макс Бьяджи. Но другие звезды сохранили свои позиции – Марко Меландри и Том Сайкс продолжили борьбу за титул чемпиона мира. 

Мотогонки сопровождает добродушная и весёлая обстановка в паддоке, пилоты обычно открыты для общения. Болельщики могут гулять по паддоку и внезапно наткнуться на своего кумира. Между заездами гонщики рассекают по территории на маленьких скутерах с символикой их команд – смотрится это крайне мило и забавно. Когда полчаса назад на гоночном треке Марко Меландри гнал со скоростью за 250 км/ч, а сейчас, сидя на своем малолитражном скутере, спокойно общается с фанатами… Такое можно встретить далеко не во всех мировых первенствах планеты. 

В этот раз в моём распоряжении была фотокамера Canon EOS 5D Mark III с объективами Canon 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM и Canon 24-105mm f/4L IS USM. Также я пользовался Canon 70-200mm f/2.8L IS II USM. Это обязывало и более серьёзно подготовиться к работе. Я запланировал фотосъёмку пилотов в боксах и их портретную съёмку. 

При просмотре прошлогодних фотографий я понял, что на многих из них задний план фотоснимка не был хорошим. Многие фотокадры были просто испорчены различными ненужными предметами (столбы, линии электропередач, хозпостройки и прочее). Правильно выбранный задний план помогает выделить снимаемый объект и привлечь к нему наибольшее внимание зрителя. Передо мной стояла задача выбрать правильный ракурс, с подходящим задним фоном. А также за счёт правильных настроек фотокамеры добиться хорошего технического исполнения снимков и отсутствия дефектов «шевелёнки». 

Пятничные свободные заезды я снимал в основном в боксах команд и на пит-лейн. День был солнечный и жаркий. На своём Canon EOS 5D Mark III я на некоторое время выставил в настройках фотосъёмку с приоритетом выдержки. Снимая на пит-лейн использовал в основном выдержки от 1/80 до 1/320. 

Двигающиеся объекты снимал на более коротких от 1/500 до 1/640. Фотосъёмка в боксах велась на ручных настройках на выдержках от 1/60 до 1/320 с повышенными значениями ISO вплоть до 3200 единиц. 

Для съёмки в боксах наиболее подходит Canon 70-200mm f/2.8L IS II USM, а для портретной съёмки пилотов издалека подходят фокусные расстояния от 300 mm до 400 mm. Пилоты не стесняясь позировали или просто не мешали работать фотокорреспондентам.

Фотосъемка «WSBK» на гоночном треке

В субботу наибольшее время я провёл на гоночном кольце. Погода, как и накануне в пятницу была солнечной, недостатка в свете даже на Canon 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM не ощущалось. Было крайне интересно наблюдать за работой гонщиков. По ходу заездов я снимал и на длинных выдержках от 1/10 до 1/30, а обычные гоночные сюжеты на коротких - от 1/800 до 1/1250. Значение ISO подбирал в зависимости от облачности. В настройках камеры я выставил следящий автофокус, фокусировку по центральной точке, автоматический баланс белого. Вся фотосъёмка производилась в формат RAW.

В воскресенье во время заездов FIM «World Superstoke Championship» полил дождь. Первая гонка FIM «World Superbike Championship» также прошла в достаточно непростых дождевых условиях. Небо было затянуто тучами, света совсем не хватало. С короткими выдержками от 1/800 до 1/1000 пришлось работать на повышенных показателях ISO до 1250 единиц.

К концу заезда пошел дождь, трасса в течение десяти минут оказалась залита водой. В дождевых условиях приходится повышать значение ISO вплоть до 1250, а иногда и выше. Однако в дневное время вполне достаточно 800-1000. Это позволяет сделать вполне качественные фотоснимки. Но безусловно, чем выше ISO, тем более шумной становится картинка. 

Многие считают это браком и что не следует снимать с высокими показателями ISO. Но в спортивной фотосъемке иногда просто не выбора – либо ты делаешь фотоснимок и теряешь качество, либо стоишь и наблюдаешь за происходящим как зритель…

На мой взгляд, некоторые фотоснимки, на которых есть шумы и снятые в плохих погодных условиях, имеют свой стиль и придают картинке некоторую живость, объем. В отличие от кузовных гоночных серий и даже формульных младших чемпионатов, фотосъемка мотоциклетного спорта в дождь более динамична. Бывают ситуации, когда дождь льет как из ведра, и снимать становится практически невозможно. 

Продолжение следует...

Александр Серегин/ASppaImages

https://www.facebook.com/asppaimages/

Instagram ASppaImages.COM: @asppaimages

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/asppaimages/

https://asppaimages.livejournal.com

https://zen.yandex.ru/media/id/5a5deef3248090e7632fe716

E-Mail: