13 мин.

Сборная России по футболу – чемпион Европы в группе «Ж». Кто виноват и что делать?

Один из выводов по итогам только что завершившегося чемпионата Европы: европейский футбол развивается динамичнее, чем прогнозировалось некоторое время назад. Нет сомнений, что рынок восстановится, и восстановится достаточно быстро, ибо футбол позиционирует себя не только как зрелище, но и как бизнес. Самое для отрасли главное – производство качественного продукта, ценность которого должна возрастать, капитализация – увеличиваться, а интерес болельщиков (а также, разумеется, спонсоров и рекламодателей) постоянно идти в гору.

Одна из главных сенсаций Евро-2020 – сборная маленькой, но гордой Дании, которая в короткие сроки сумела перезапустить свою футбольную историю. Странно даже вспоминать, что не так уж давно мы возили датчан по газону, не обращая на них особого внимания (просто для иллюстрации: баланс до Евро – 12 матчей, 10 побед, 1 ничья, 1 поражение, мячи 36:10, и все это в нашу пользу). Теперь же безнадежно сливаемся им 1:4, заранее признавая собственную второсортность.

На самом деле ничего странного. Основа сборной Дании – футболисты высокого класса, выступающие в клубах топ-5 европейских лиг. Основа сборной России – футболисты-миллионеры, выступающие в РПЛ, 27-й на данный момент лиге мира по рейтингу Международной федерации истории и статистики. Заслуженные мастера спорта, получившие высокие звания за случайный разовый успех в 2018-м. И обладатели бешеных контрактов.

Состояние дел футбольной отрасли внутри страны и результаты национальных сборных – прямо связанные явления. Спрос на классных игроков на мировом рынке стабильно высок, но Россия, которая тратит на футбол бешеные деньги, в лучшем случае заходит на этот рынок в роли покупателя второсортного товара. Соответственно, в сборной – дефицит талантливых футболистов и короткая скамейка.

Многие россияне переживали по ходу Евро-2020 за сборную Украины и сравнивая силу и потенциал наших сборных. Сравнение не в пользу России. Почему? Акцент я бы сделал на том факте, что в украинском профессиональном футболе нет государственных денег. Несмотря на тяжело экономическое положение, футбол старается выживать в рыночных реалиях: клубам не остается ничего другого, кроме как выращивать «товар».

Экономический кризис – всегда начало нового витка развития, если им правильно воспользоваться. Пока РПЛ купается в деньгах и варится в собственном соку, Украина воспитывает качественных игроков, делающих карьеру в европейских клубах. Будь у нее больше денег на футболе, в том числе государственных, - расплодились бы иностранцы и доморощенные «халявщики», которым интересно не зарабатывать, а получать.

Поэтому какой бы тренер ни взялся работать со сборной России, он обязательно озадачится вопросом: а футболисты где? Игроков, выступающих на приличном уровне за рубежом, у нас всего три – Миранчук, Головин и Черышев, причем все они не имеют серьезной игровой практики в соответственно в Италии, Испании и Франции. Конкуренция на любой позиции в ведущих футбольных странах зашкаливает – по 15-20 человек на место. В России конкуренция равна примерно нулю. Но в нашем футболе объявлена эпоха перемен. Реформа грядет! Очередная из. Однако любая реформа, если по-взрослому, - штука планомерная и системная. Ее необходимость диктуется не стремлением залатать дыры, а четким пониманием: футбольное хозяйство во всех звеньях, на всех уровнях проигрывает конкурентам, клубы деградируют, сборная не развивается, в детско-юношеском футболе, в футбольной науке, в деле подготовке специалистов – огромные проблемы, и ты знаешь, в чем эти проблемы заключаются и как их решать… Но у нас все иначе. Как всегда.

После провала на Евро-2020, очередного из ряда провалов, сборная России формирует повестку дня великой державы. Судьбы русского футбола вновь волнуют массы и элиты. Даже главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова: - Совершенно согласен: тренер национальной сборной – государственный чиновник ранга генерал-лейтенанта. Назначен президентом и снят будет президентом. И нечего тут придумывать какой-то технический комитет, РФС или что-нибудь еще…

Соглашаемся и мы, куда деться: главный тренер, сотрудник общественной, то есть независимой, организации, - назначенец. То есть такой же винтик властной вертикали, как сам РФС, его президент Дюков, а уж тем более технический комитет федерации, филиал Пенсионного фонда. Стало быть, относиться к проблеме нужно с пониманием: зачем раньше времени раскачивать лодку? Барин придет – барин рассудит. Наше футбольное сообщество давно привыкло к тому, что «высшие силы» так или иначе участвуют в решении важных футбольных вопросов, а параллельно разучилось сопротивляться произволу, самостоятельно думать и принимать решения. Вопрос взаимоотношений власти футбольной с государственной властью на основе внятных законов и правовых механизмов давно закрыт.

А поскольку очередной позор налицо, реагировать «сверху» тоже как-то приходится. Провалились на Евро – и поехали трещать по десятому кругу все о том же. И вот уже профильный министр Матыцин и вице-премьер Чернышенко твердят мантру о необходимости «делать выводы», то есть, в их представлении, регулировать численность иностранной рабочей силы и уровень зарплат. А РФС, в свою очередь, публикует очередной проект очередной реформы, подготовленный специально для России голландскими коллегами.

Не реформы принципов управления и системы в целом, разумеется. Качественное изменение состава исполкома РФС, усиление рабочих групп и комитетов профессиональными людьми, строительство национального и региональных центров футбола, подготовка резерва и специалистов, подъем футбольной науки, создание внятной экономической модели профессиональных соревнований – все это когда-нибудь потом. Или никогда.

За последние 20 лет профессиональный футбол сожрал порядка двух десятков миллиардов евро государственных денег. За это же время он умер в 70 регионах нашей необъятной родины, а мы привыкли получать люлей от шведов, турок, сербов, датчан и прочих середняков, которых раньше не замечали. Так стоит ли удивляться тому, что отсутствие системной работы сажает наш корабль с вечно паникующей на борту командой на мель? Какая, впрочем, «команда»? Давно нет никакой команды в системе российского футбола, а есть воюющие между собой разобщенные группы, за которыми маячат высокие крыши и влиятельные башни. Отсюда и круглый ноль в графе «избирательное право», и допинговые скандалы, и коррупция, и неэффективное использование средств налогоплательщиков, и загубленные поколения футболистов, которым не дано получить качественное образование и реализоваться в большом спорте. И только как следствие – отсутствие результата. Логично, таким образом, что профессиональное обсуждение причин провала сборной России динамится. Какой смысл обсуждать то, чего нет? Ведь долбить нужно не сборную и ее главного тренера, а систему управления футболом, за которую отвечает Кремль.

Российский футбол – не одинокий путник в этой безжизненной пустыне. Хоккейная сборная с треском провалилась на чемпионате мира, а баскетбольная не пробилась на Олимпиаду, - и это лишь самые свежие примеры. Почти все наши игровые виды находятся в глубокой яме на букву «ж», в которую сливаются миллиарды денег на прокорм легионеров, их агентов и отдельно взятых российских звезд с космическими зарплатами.

Вот баскетбольная Лига ВТБ, которая забыла про региональные клубы, захламила легионерами-миллионерами столицы и уничтожила систему подготовки собственного резерва. С точки зрения управления российский баскетбол есть зеркало российского футбола. Или наоборот. В лиге две потемкинские деревни – ЦСКА и «Зенит», которым высокие покровители обеспечивают финансовое веселье. Причем если в футболе хотя бы для видимости ведутся дискуссии о волшебных свойствах лимита на легионеров, то в баскетболе его, по сути, не существует: клубы массово и с удовольствием заряжаются отходами из НБА. Им разрешено иметь по 8 варягов в заявке – полтора состава! Понятно, что россияне, лишенные игровой практики, годами и даже уже десятилетиями полируют лавки, а со стороны за ними наблюдает президент РФБ Кириленко, гражданин США.

Про тех, кто эту систему создал и годами поддерживает, - ни звука. Если в футболе, которому судьбой положено возглавлять повестку, хотя бы обещают отчеты и разборы, то в баскетболе широко известные в узких кругах рулевые и этого не допустят. Мнения заслуженных ветеранов – Ткаченко, Едешко, Базаревича – никому наверху не интересны, ибо ветераны, по сути, ведут речь о том, что отечественный баскетбол принесен в жертву парочке избранных клубов.

В апреле РФС подписал соглашение с нидерландской компанией Hypercube. Ее разработки, апробированные в нескольких европейских лигах, должны, как подразумевается, вывести наш футбол на новый уровень.

Не прошло и трех месяцев, как проект реформы по-голландски готов. Лайк за скорость, но разве не очевидно, что любые реформы могут быть успешными только в условиях прозрачности, гласности и профессионализма, подразумевающих объективный анализ состояния дел? Отечественные специалисты, обладающие опытом, знаниями, очень хорошо знающие реальное состояние дел как в профессиональном, так и в детско-юношеском футболе, для решения проблем не годятся. Некомпетентны, видимо, дураковаты. Или, скорее, слишком независимы для того, чтобы иметь отличную от мнения руководства позицию. Поэтому идем за советом к голландцам, обеспечивая их отличными гонорарами, вынутыми из карманов российских налогоплательщиков. Реформа Hypercube обещает нам скорое счастье в виде роста зрительского и спонсорского интереса, доходов клубов и всяческих рейтингов. Ведь бюджеты в среднем по больнице, как выяснили голландцы, в последнее время не растут, а это признак стагнации. Может, им не объяснили, как и за чей счет формируются бюджеты подавляющего большинства российских клубов и за счет чего они могут расти?

Или вот, чисто из любопытства: о каких будущих маркетинговых доходах идет речь в голландской реформе, когда, например, «Спартак», самый популярный клуб страны, находящийся в частной собственности, собирает на посещаемости 80% доходов от ВИПов и лишь 20% - от простых болельщиков? Не знаю, как голландцам, а россиянам все понятно: уровень жизни в стране такой, что среднестатистический болельщик по определению не может являться весомой экономической единицей в структуре клубного дохода.

«Локомотив» в 2004 году с бюджетом в 20 миллионов евро был чемпионом страны и выходил из группы в Лиге чемпионов, компенсируя около 40% сезонных расходов. Прошло 17 лет, бюджет клуба достиг 120 миллионов, но доходы составляют теперь всего 10% от общей структуры бюджета, а провалы на международной арене стали привычкой.

Так любимый властью «Зенит», трехкратный чемпион страны, сливающий всем подряд за переделами России, - еще один элемент безнадежно прогнившей схемы, удовлетворяющий личные амбиции главного акционера. Разница только в том, что до бюджета «Зенита» не дотянуться ни «Спартаку», ни «Локомотиву», ни ЦСКА с «Динамо», ни всем остальным участникам РПЛ вместе взятым.

Возможен при такой системе прогресс? Что-то сомневаюсь.

За постсоветский период через наш футбол прошли сотни западных тренеров. Результаты их ничтожны, если измерять количество качеством: Адвокат с Кубком УЕФА для «Зенита» и Хиддинк в четверке на ЧЕ-2008.

Сейчас мы на пороге нового этапа: вот-вот сборную России с вероятностью 99% возглавит очередной иностранец, который притащит с собой целую бригаду помощников. Снова подарят ему многомиллионный контракт, как дарили Хиддинку, Адвокату и Капелло. Снова предоставят шикарные апартаменты, авто с личным шофером и телохранителей. Снова, не зная языка, он будет проводить установки и разборы через переводчиков, чтобы футболистам слаще на них спалось. Снова будет маститый коуч восхищаться Россией и, конечно, мудрым президентом РФС Дюковым, с которым у него полное взаимопонимание. Снова журналистская братия будет всесторонне анализировать, насколько новый жестче прежних и мягче жесткого Черчесова, и какие правильные он дает нагрузки.

Закончится же история очередным провалом, и не обнаружится в нем вины главного тренера, потому что все, на что умножается ноль, остается нулем. Весь интерес варягов так или иначе упирается в деньги, и не понимать этого может или глупый, или наивный, или корыстный. А нам останется вспоминать про визит Остапа Бендера в Васюки, в которых так много наивных (или не очень) одноглазых любителей.

Критикуешь – предлагай. Поэтому к делу, без лирики. Что необходимо предпринять в рамках реальных, а не косметических реформ российского футбола и спорта в целом, если смотреть в корень проблемы?

Внести поправки в «Закон о спорте» с запрещением расходов государственных компаний и бюджетов регионов на трансферы и зарплаты (за исключением детского, юношеского спорта и инфраструктуру) с одновременной выработкой четкого правового механизма финансирования профессионального спорта, определением его норм и параметров.

На региональном уровне разработать и внедрить типовой проект закона «О мерах поддержки профессиональных спортивных команд за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации». Закон должен определять общие принципы, содержание, меры государственной поддержки и механизмы контроля за использование бюджетных средств, выделяемых на поддержку профессиональных спортивных команд.

Профессиональный спортивный клуб, претендующий на получение финансирования за счет средств бюджета субъекта РФ, обязан обеспечить соблюдение следующих условий в организационно-штатной структуре: - наличие в руководящих органах клуба представителя Законодательного органа власти субъекта РФ, а также представителя профессиональных спортсменов, выбираемого на общем собрании спортсменов основного состава с полномочиями получения полной информации о деятельности клуба; - назначение физического лица или управляющей компании для выполнения функций исполнительного органа и органа управления клуба, обладающего правом подписи договоров, сделок и иных документов, порождающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности клуба, на основе требований, разработанных клубом. В обязательном порядке в перечень требований к физическим лицам, допущенным к управлению клубом, должны входить: а) наличие высшего образования; б) знание российских и международных норм по данному виду спорта; в) отсутствие отрицательного опыта работы в области профессионального спорта (например, доведение клуба до банкротства или снятия с соревнований, неоднократное неисполнение санкций, наложенных юрисдикционными органами субъектов спорта);

Обеспечить наличие экономической модели клуба, отвечающей следующим требованиям: - создание условий для стабильной деятельности клуба через увеличение доходов, непосредственно связанных со спортивной деятельностью клуба (релевантные доходы), а именно: доходов от участия в соревнованиях (ТВ, реклама, билеты, атрибутика) и переходов (трансферов) спортсменов в другие профессиональные спортивные клубы; - ежегодное достижение положительной динамики роста релевантных доходов; - повышение уровня спортивных результатов профессиональных спортсменов и подготовка собственных воспитанников; - проведение конкурсов, аукционов и тендеров на оказание услуг в части организацию учебно-тренировочных сборов, проживания, переездов и перелетов, приобретения формы, страхования и медицинского обслуживания игроков, организации питания команды, организацией домашних матчей; - финансовое стимулирование спортсменов за достигнутый результат.

Что будет в реальной действительности? Затормозится ли процесс ограничения прав легионеров и расходов государства на трансферы и зарплаты, о котором говорили вице-премьер Чернышенко и министр Матыцин, и который пусть туманно, но все же прописан в голландском проекте реформ? Или он, этот процесс, все же пойдет?

На первом этапе клубы выступили резко против, но нужно понимать, что выдержать эту линию они не смогут. Открыто выступать против властной вертикали – это, конечно же, не наша история. Руководство РФС, РПЛ и клубов прекрасно понимают, что вице-премьер правительства и профильный министр не могли проявить инициативу без указаний (как минимум – санкции) от президента страны.

До настоящего момента в российском футболе отсутствует полноценный регламент, регулирующий финансовые взаимоотношения клубов и игроков. Вернее, он был разработан под моим руководством и при кураторстве Сергея Степашина еще в 2014 году, но был разорван на мелкие кусочки и выброшен в корзину: кому в современных реалиях придет в голову голосовать против распилов, откатов и просто хороших зарплат?

Вот его основные положения – в помощь тем, кто думает о деле, а не о личной выгоде. Подразумевается, что введение регламента в действие будет способствовать формированию условий для создания подготовки футболистов через повышение спортивной конкуренции, стабилизации финансовой ситуации в профессионально клубном футболе. Фактически он вводит внутренний финансовый Fair Play.

Финансовый регламент должен стать основным нормативным документом, определяющим основы функционирования системы финансового обеспечения деятельности профессиональных футбольных клубов и регулирует обязательства клубов соблюдать принцип финансового регулирования размера денежных вознаграждений, выплачиваемых футболистам различных возрастов (принцип «ограничения зарплат»), установление базовых принципов унифицированной системы премирования клубами отдельных категорий футболистов. Зарабатывает больше тот футболист, который играет, а не тот, который сидит на лавке.

Предусматривает принцип автоматического понижения размера надбавки к заработной плате футболиста в случае понижение в классе по результатам спортивного сезона. Этот принцип снижает финансовые расходы клуба в случае вылета в низший дивизион. Учитывает принцип обязательности установления финансовой состоятельности клубов. Минимизирует риски досрочного снятия с соревнований, помогает выйти из сложной финансовой ситуации и избежать банкротства.

Предусматривает, что клубы вправе создавать обязательства, возникающие из трудовых договоров и трансферных контрактов о переходе футболистов исключительно в том объеме и на тот срок, который обеспечивается наличием у клуба действительных документальных подтверждений своей финансовой состоятельности.

Содержит перечень документов, удостоверяющих способность клуба исполнять финансовые и платежные обязательства перед другими субъектами футбола на протяжении спортивного сезона. Предусматривает ведение базовой категоризации клубов в зависимости от того, насколько они удовлетворяют требованиям о подтверждении своей финансовой состоятельности.

Устанавливает принцип ограничения расходов клубов на приобретение прав на футболистов и расходов на содержание футболистов, в целях чего оперирует понятиями «стабильная финансовая состоятельность клуба» и «нестабильная финансовая состоятельность клуба» и предусматривает различные правовые последствия.

Предусматривает принцип обязательности периодической аттестации руководителей клубов путем их признания в качестве полноправных субъектов футбола. Предусматривает введение определенной категоризации руководителей клубов в зависимости от наличия или отсутствия вступивших в силу решений юрисдикционных органов РФС. Предусматривает конкретные меры ответственности клубов и их руководителей за неисполнение требований.

PS. Ж – жадность. Жадность при принятии решений руководством РФС, окопавшемся в российском футболе в нарушение базовых выборных норм и фактически монополизировавшим власть. Жадность государственных корпораций, которые кормят нашими деньгами свои клубы ради тщеславия руководителей, но не способны развивать ни клубы, ни тем более лиги. Наконец, жадность футбольного сообщества в целом, которое не хочет изменений, потому что боится потерять статус и материальное довольствие.